Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
разобрать принципы построения системы муниципального управления;
Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104
Право хозяйственного
ведения предполагает, что собственник
имущества (муниципальное
Муниципальное предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация оно обязано работать рентабельно.
Муниципальное предприятие создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть производимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности или ведения убыточных производств8.
Самые сложные проблемы для органов местного самоуправления связаны с регулированием деятельности муниципальных предприятий. В большинстве муниципальных образований они обеспечивают оказание населению основной части жизненно важных муниципальных услуг в жилищно-коммунальном комплексе. Во многих муниципальных образованиях муниципальные предприятия действуют также в сферах торговли (муниципальные магазины и рынки), бытового обслуживания населения, здравоохранения (аптеки), культуры (кинотеатры), массовой информации (газеты, теле и радиокомпании), производства отдельных видов продукции (молокозаводы, хлебозаводы, асфальто-бетонные, кирпичные заводы и т.п.). Многие из них являются местными монополистами. В некоторых крупных городах число муниципальных предприятий измеряется сотнями, в малых муниципальных образованиях может быть всего одно или несколько многопрофильных муниципальных предприятий.
Функции уполномоченного
Рис. 7. Функции уполномоченного органа местного самоуправления
в отношении
муниципального предприятия
Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться без согласия органа местного самоуправления. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.
Основная проблема российских
муниципальных предприятий
Сама форма хозяйственного
Таким
образом, многие из перечисленных проблем
связаны с отсутствием эффективных инструментов
управления муниципальными предприятиями.
Поэтому на современном этапе необходимо
разработать механизм управления,
позволяющий муниципальным предприятиям
работать рентабельно.
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием
Как известно, любой механизм — это приспособление для передачи и преобразования состояния, движения и скорости. В современной технике он определяется как система тел, в которой движение одного (ведущего) тела вызывает движение остальных тел системы. Таким образом, приспособление для передачи и преобразования системы в целом следует понимать как аппарат или порядок, движущий или преобразующий систему и ее элементы (подсистемы). Система управления хозяйствующего субъекта, в качестве которого выступает муниципальное предприятие, не является исключением из этого правила.
Можно определить понятие механизма управления как совокупность средств воздействия, используемых в управлении, или, точнее, комплекс рычагов, используемых в управлении9.
Под
управлением предприятия
Современное
муниципальное предприятие
Управление в строгом смысле слова есть воздействие на работников с целью достижения целей, стоящих перед предприятием и его коллективом. Оно базируется, с одной стороны, на многих областях знаний, таких, как экономика и политология, социология и психология, инженерные дисциплины и статистика, а с другой — на обобщении практического опыта управления различными предприятиями.
Система управления муниципальным предприятием включает следующие компоненты:
• принципы и задачи управления;
•
организационная структура
• правовые основы и экономические методы управления;
• информация и технические средства ее обработки.
В свою очередь, управление муниципальным предприятием состоит из ряда функциональных подсистем. Ими являются:
• стратегическое и текущее управление (предприятием);
• планирование;
• управление персоналом;
• управление производством;
• управление маркетингом;
• управление финансами;
• управление инвестициями.
Задачами стратегического управления являются обеспечение экономического роста предприятия, повышение его конкурентоспособности.
Итак, в основе стратегического управления лежит необходимость:
•
стратегического анализа
• выбора стратегии развития предприятия и альтернативных вариантов;
• реализации выбранной стратегии развития.
К задачам текущего управления относится обеспечение непрерывности и синхронности работы всех звеньев предприятия, направленных на выполнение установленных текущих заданий.
В задачи управления персоналом в соответствии со стратегией развития предприятия и текущими потребностями производства входят:
• обеспечение предприятия кадрами необходимой квалификации заданного профессионального состава и численности;
• обучение работников в соответствии с принятой на предприятии технологией и организацией производства продукции;
• расстановка персонала по рабочим местам;
• проведение объективной оценки и оплаты результатов деятельности каждого работника как основы эффективной мотивации его труда;
• обеспечение прав и социальной защиты;
• обеспечение безопасности и нормальных условий труда.
С целью реализации указанных задач в систему управления персоналом в муниципальных предприятиях, как правило, входят отделы кадров, оплаты труда, техники безопасности.
Основными задачами подсистемы управления производством являются организация изготовления и поставки продукции, работ, услуг необходимого качества и установленной себестоимости в запланированные сроки. На практике это означает, что органы данной подсистемы управления должны обеспечивать соблюдение технологической дисциплины, принципов ресурсосбережения, производственного режима путем соответствующей организации производства и труда.
Управление маркетингом является одной из важнейших подсистем управления муниципальным предприятием, особенно если учесть специфику деятельности муниципальных предприятий. Так как муниципальные предприятия занимаются оказанием населению профильных услуг, выполнением работ для нужд населения, то очень важно, с одной стороны, правильно определить то, какую продукцию производить, в каком количестве и в какие сроки, а с другой — эффективность снабжения предприятия факторами производства по ценам, не ведущим к росту издержек производства, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
Управление финансами предприятия включает организацию и контроль поступления денежных средств от реализации продукции. Важнейшими задачами управления финансами являются также оплата поставок сырья и материалов, предназначенных для производства; платежи по счетам, подлежащим оплате за ранее приобретенные товары; платежи по эксплуатационным расходам (реклама, страхование и т. д.); выплата заработной платы работникам предприятия; выплата налогов и осуществление других платежей в местный бюджет, и внебюджетные фонды.
Управление инвестициями включает:
• постоянное совершенствование организации производства и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений;
• формирование банка инновационных идей и вариантов их решения;
• организацию процесса выявления проблем развития и их решение;
• формирование на предприятии климата новаторства, поиска новых идей.
Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями