Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
разобрать принципы построения системы муниципального управления;
Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104
В силу несовершенства законодательной базы и множества других объективных причин муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности сформировалось на волне демократизации общества как принципиально новый тип и уровень управления. Оно не укладывается в рамки ни одного из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.
Итак, характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:
опора на базовые принципы местного самоуправления;
объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;
наличие
двух субъектов управления: население
муниципального образования (
Схематически
система муниципального управления представлена
на рис. 3.
Рис. 3. Система
муниципального управления
Перечисленными характерными
Рис. 4. Особенности муниципального управления
Первая особенность
Вторая особенность - роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.
С этим связана третья
Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя "привязанным" к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. В качестве иллюстрации в табл. 1 приведены сходства и различия между акционерным обществом и муниципальным образованием.
Базовые характеристики муниципального образования (МО) и акционерного общества (АО)
Таблица 1
Показатели | Акционерное общество | Муниципальное образование |
Участники | Акционеры | Жители |
Характер участия | Добровольный | Обусловлен местом проживания |
Общий интерес (цель) участия | Дивиденд | Общественные блага (среда обитания, муниципальные услуги) |
Способ достижения цели | Развитие АО, получение прибыли | Социально-экономическое |
Продолжение таблицы
1
Экономическая основа деятельности | Уставный капитал | Муниципальная собственность |
Формирование экономической основы | Приобретение акций | Выделение из
состава государственной |
Финансирование текущей деятельности и развития | Самофинансирование | Налоги и сборы, рентные платежи, платные услуги, средства государственной поддержки |
Форма участия в управлении | Собрание акционеров | Выборы, референдумы, другие формы прямого участия граждан |
Способ принятия основных решений | Пропорционально числу акций | Один человек - один голос |
Орган, определяющий политику | Совет директоров | Совет депутатов |
Исполнительный орган | Дирекция | Администрация |
Руководитель исполнительного органа | Генеральный директор | Глава администрации |
Наконец,
пятая особенность
Общий
вывод состоит в том, что муниципальное
управление является более сложным и более
рискованным занятием, чем любая другая
управленческая деятельность. Ни в одном
другом ее виде нет такой глобальной зависимости
муниципальной власти как субъекта управления
от воли и интересов населения и как второго
субъекта, и как объекта управления. За
государственным управлением стоят социальная
машина и тщательно разработанные процедуры,
сила формы, закона и инструкций, легитимного
принуждения. В муниципальном управлении
механизм принуждения гораздо слабее
и на первый план выходят методы и способы
согласования интересов и корпоративного
участия.
1.2.
Принципы построения
системы муниципального
управления
Принципы – важнейшая категория теории муниципального управления, одно из ее основополагающих начал. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам.
Принцип муниципального управления – это важнейшие руководящие правила, которым должны соответствовать организация, функционирование и развитие системы муниципального управления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, направления и условия принятия решений. Принципы, в соответствии с которыми должна формироваться, функционировать и развиваться система муниципального управления, называются общими, или основными, принципами муниципального управления. Принципы управления отдельными подсистемами, сферами управления называются частными, или локальными, принципами управления. Существует большое количество частных принципов, сформулированных в виде правил или требований.
Итак, исходя из особенностей муниципального управления, и учитывая, что муниципальное управление основывается на базе принципов местного самоуправления необходимо выделить и обосновать следующие так называемые общие принципы:
• Принцип самостоятельности решения вопросов местного значения;
• Принцип организационного обособления органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
• Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
• Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
• Принцип многообразия организационных форм осуществления муниципального управления;
• Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления
• Принцип гласности деятельности органов местного самоуправления;
• Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления;
• Принцип
государственной гарантии муниципального
управления
Рис. 5 Принципы системы муниципального управления
Принцип
самостоятельности решения
■
самостоятельность
Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями