Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
 разобрать принципы построения системы муниципального управления;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями(диплом).doc

— 674.50 Кб (Скачать документ)

      Последовательная  реализация принципа гласности в  деятельности органов местного самоуправления создает условия для участия  населения в контроле за деятельностью муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления обязаны, рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытых заседаниях с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы. Наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) публикуются для их всеобщего обсуждения.

      Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления. Переход от коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия произошел в муниципальном управлении со сменой государственной власти в России. Коллегиальное принятие решений исполкомами практически было прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, утверждая на деле принцип индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Закон, закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет, по существу, открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования. Органы, осуществляющие управление в системе муниципального управления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. В любом случае эти органы в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.

      Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения он принимает в коллегиальном порядке. Устав муниципального образования закрепляет организационно-правовые гарантии коллективного принятия данным органом своих решений: это прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом.

      Принцип единоначалия, на основе которого может  быть построена деятельность исполнительных органов в системе муниципального управления, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этого органа, выработке решений по наиболее важным вопросам местной жизни. В практике муниципального управления существуют примеры, когда деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при нем и выполняет совещательные функции.

      Принцип государственной гарантии муниципального управления. Реализация этого принципа означает создание системы правовых гарантий защиты нрав органов местного самоуправления.

      Законодательство  предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с решениями, принятыми органами государственной власти. Конституция признает и защищает муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.

      Органы  государственной власти федерации  и субъектов обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Государственная гарантия муниципального управления не исчерпывается созданием ее правовой базы и правового механизма защиты прав. Правительством в 1999 г. разработаны «Основные положения (Концепции) государственной политики развития местного самоуправления в Российской Федерации». В задачи государственной поддержки местного самоуправления входит: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.

      Таким образом, реализация вышеперечисленных  принципов муниципального управления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве субъекта федерации и уставах муниципальных  образований, но системой организационных  форм и методов муниципального управления. 

1.3. Муниципальное   образование как  объект управления  в системе муниципального  управления

1.3.1. Характеристика муниципального  образования как  системы

 

       Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются следующие6.

        Целостность - тесная взаимозависимость  между подсистемами и элементами  муниципального образования, требующая  четкой координации действий  и функций управления.

        Коммуникативность - признак тесноты  связей системы и внешней среды,  обеспечивающей режим интенсивного обмена между подсистемами и элементами муниципального образования и внешней среды.

        Устойчивость - способность инфраструктуры  функционировать в относительно  автономном режиме, защищающем муниципальное  образование от вероятных ошибочных решений или негативных воздействий внешней среды. Устойчивость является важным условием нормальной жизнедеятельности муниципального образования. Однако оно не может и не должно быть чисто равновесной системой. Для него важны внешние воздействия, благоприятно влияющие на изменение и устойчивое развитие. С устойчивостью муниципального образования как системы связано такое его свойство, как адаптивность - мобильность, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям функционирования.

        Самоорганизация - свойство социальных и социально-экономических систем. Люди ставят перед собой частные цели и имеют интересы, далеко не всегда совпадающие с целью системы как единого целого. Для достижения общих целей люди должны договориться между собой, в известной мере ограничить свои частные интересы во имя системных (общих) интересов, что и является проявлением самоорганизации. Самоорганизация муниципального образования как системы, построенной на принципах местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления населения (например, на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения.

        Слабая структурированность - важное  свойство муниципального образования как социально-экономической системы. Это означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, однако современные методы системного анализа и имитационного моделирования позволяют осуществлять вероятностное прогнозирование.

1.3.2. Особенности процесса  управления и принятия  решений на муниципальном  уровне

        Особенности процесса муниципального  управления вытекают из особенностей  муниципального образования как  объекта управления, а также муниципального  управления как вида управленческой  деятельности.

        С точки зрения возможностей  воздействия субъекта на объект управления необходимо разделить характеристики муниципального образования, на устойчивые, изменение которых в процессе управления затруднено, и изменяемые, восприимчивые к управляющим воздействиям (рис. 6). 
 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Характеристики муниципального образования по восприятию

управляющих воздействий 

       Устойчивые характеристики муниципального образования как объекта управления интересны тем, что их модификация приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение взаимоотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования. Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации.

        Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти. Здесь представляется целесообразным осветить лишь общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:

        необходимость изучения мнения  различных слоев местного сообщества при подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;

        коллегиальный характер принятия  наиболее важных решений, установленный  законодательством и уставом  муниципального образования;

        необходимость отработки системы  взаимоотношений между отдельными органами местного самоуправления (глава муниципального образования - представительный орган - администрация) в процессе принятия управленческих решений;

        наличие, кроме обычных форм  контроля исполнения принятых  управленческих решений, дополнительного вида контроля - общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

        Соблюдение данных принципов,  бесспорно, усложняет процесс  муниципального управления, однако  обеспечивает принятие более  качественных решений и более эффективный контроль их исполнения. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем их соблюдение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Организационно-экономический механизм управления муниципальным предприятием

     2.1. Современные тенденции  функционирования  муниципальных предприятий

     В реальной обстановке переходного периода  пристального внимания требуют вопросы функционирования муниципальных предприятий, а именно какой правовой статус занимают муниципальные предприятия, каковы особенности их управления, как осуществляется взаимодействие муниципальных предприятий с органами муниципальной власти, в чем заключаются основные проблемы их функционирования.  

     Итак, правовой основой деятельности муниципальных предприятий являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.)7. Особенность управления муниципальным предприятием состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения.

Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями