Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение методов управления муниципальными предприятиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности;
разобрать принципы построения системы муниципального управления;
Введение…………………………………………………………………….….. с. 4-6
1. Теоретические основы системы муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………………….… с. 7-31
1.1. Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности……………………………...………………... с. 7-15
1.2. Принципы построения системы муниципального управления….... с. 15-27
1.3. Муниципальное образование как объект управления………….…. с. 27-31
1.3.1. Характеристика муниципального образования как системы……... с. 27-29
1.3.2. Особенности процесса управления и принятия решений на муниципальном уровне…………………………………………………..… с. 29-31
2. Организация управления муниципальными предприятиями….. с.32-51
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий……………………………………………………..…………... с.32-36
2.2. Механизм управления муниципальным предприятием………..….. с.36-41
2.3. Стратегический подход к муниципальному управлению предприятием………………………………………………………….…….. с.42-51
3. Управление муниципальным предприятием «Амур плюс»…….. с.52-79
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…….с.52-54
3.2. Методы управления предприятием……………………………….…..с.55-79
4. Совершенствование экономических методов управления муниципальным предприятием «Амур плюс»………...……….… с. 80-99
4.1. Экономический анализ финансового состояния муниципального предприятия «Амур плюс»………………………………………………….с. 80-87
4.2. Совершенствование экономических методов управления в менеджменте предприятия………………………………………………………..……...… с. 87-99
Заключение……………………………………………….……………….. с. 100-101
Список используемой литературы…………………………..………… с. 102-103
Список приложений………………………………………….…………………………..с. 104
Последовательная реализация принципа гласности в деятельности органов местного самоуправления создает условия для участия населения в контроле за деятельностью муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Органы местного самоуправления обязаны, рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением, на открытых заседаниях с участием представителей населения. Результаты рассмотрения должны быть официально опубликованы. Наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например, проект устава муниципального образования) публикуются для их всеобщего обсуждения.
Принцип коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления. Переход от коллегиальной формы исполнительной власти к принципу единоначалия произошел в муниципальном управлении со сменой государственной власти в России. Коллегиальное принятие решений исполкомами практически было прикрытием безответственности местной номенклатуры перед населением. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия, утверждая на деле принцип индивидуальной ответственности в деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Закон, закрепляя коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, оставляет, по существу, открытым вопрос о принципах организации и деятельности иных органов местного самоуправления. Данный вопрос должен регулироваться уставом муниципального образования. Органы, осуществляющие управление в системе муниципального управления, могут действовать как на основе коллегиальности (т.е. представлять собой коллегиальные органы управления), так и на основе принципа единоначалия. В любом случае эти органы в соответствии с уставом муниципального образования наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения и несут ответственность в случаях и порядке, установленных в уставе муниципального образования.
Коллегиальные начала в организации и деятельности представительного органа местного самоуправления проявляются в том, что данный орган является коллегиальным органом, численный состав которого определяется уставом муниципального образования, и свои решения он принимает в коллегиальном порядке. Устав муниципального образования закрепляет организационно-правовые гарантии коллективного принятия данным органом своих решений: это прежде всего требования кворума, необходимого для работы представительного органа, а также кворума, необходимого для принятия решения. Принцип коллегиальности работы представительного органа проявляется и на стадии подготовки проектов решений (привлечение представителей заинтересованных предприятий, учреждений, организаций, населения), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом.
Принцип единоначалия, на основе которого может быть построена деятельность исполнительных органов в системе муниципального управления, допускает возможность использования коллегиальных начал, в частности, при подготовке проектов актов этого органа, выработке решений по наиболее важным вопросам местной жизни. В практике муниципального управления существуют примеры, когда деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии, которая образуется при нем и выполняет совещательные функции.
Принцип государственной гарантии муниципального управления. Реализация этого принципа означает создание системы правовых гарантий защиты нрав органов местного самоуправления.
Законодательство предусматривает материально-финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с решениями, принятыми органами государственной власти. Конституция признает и защищает муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.
Органы государственной власти федерации и субъектов обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов. Государственная гарантия муниципального управления не исчерпывается созданием ее правовой базы и правового механизма защиты прав. Правительством в 1999 г. разработаны «Основные положения (Концепции) государственной политики развития местного самоуправления в Российской Федерации». В задачи государственной поддержки местного самоуправления входит: создание необходимых правовых, организационных, материально-финансовых условий для становления и развития местного самоуправления, оказание содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Таким
образом, реализация вышеперечисленных
принципов муниципального управления
обеспечивается не только их правовым
закреплением в законодательстве субъекта
федерации и уставах
1.3. Муниципальное образование как объект управления в системе муниципального управления
Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются следующие6.
Целостность - тесная взаимозависимость
между подсистемами и
Коммуникативность - признак тесноты
связей системы и внешней
Устойчивость - способность инфраструктуры
функционировать в
Самоорганизация - свойство социальных и социально-экономических систем. Люди ставят перед собой частные цели и имеют интересы, далеко не всегда совпадающие с целью системы как единого целого. Для достижения общих целей люди должны договориться между собой, в известной мере ограничить свои частные интересы во имя системных (общих) интересов, что и является проявлением самоорганизации. Самоорганизация муниципального образования как системы, построенной на принципах местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления населения (например, на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения.
Слабая структурированность - важное свойство муниципального образования как социально-экономической системы. Это означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности. Поведение такой системы не может быть описано с помощью строгих математических формул, однако современные методы системного анализа и имитационного моделирования позволяют осуществлять вероятностное прогнозирование.
Особенности процесса
С точки зрения возможностей
воздействия субъекта на объект
управления необходимо разделить характеристики
муниципального образования, на устойчивые,
изменение которых в процессе управления
затруднено, и изменяемые, восприимчивые
к управляющим воздействиям (рис. 6).
Рис. 6. Характеристики муниципального образования по восприятию
управляющих
воздействий
Устойчивые характеристики муниципального образования как объекта управления интересны тем, что их модификация приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой коренное изменение взаимоотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования. Например, повышая квалификацию трудовых ресурсов или совершенствуя систему взаимоотношений органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и структурами гражданского общества, можно добиться существенного улучшения социально-экономической ситуации.
Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти. Здесь представляется целесообразным осветить лишь общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:
необходимость изучения мнения различных слоев местного сообщества при подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;
коллегиальный характер
необходимость отработки
наличие, кроме обычных форм контроля исполнения принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля - общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.
Соблюдение данных принципов,
бесспорно, усложняет процесс
муниципального управления, однако
обеспечивает принятие более
качественных решений и более
эффективный контроль их исполнения. И
наоборот, нарушение рассмотренных принципов
приводит к сбоям в системе муниципального
управления, порождая конфликты между
ветвями муниципальной власти, недовольство
граждан, и в конечном итоге обходится
дороже, чем их соблюдение.
2. Организационно-экономический механизм управления муниципальным предприятием
2.1. Современные тенденции функционирования муниципальных предприятий
В реальной обстановке переходного периода пристального внимания требуют вопросы функционирования муниципальных предприятий, а именно какой правовой статус занимают муниципальные предприятия, каковы особенности их управления, как осуществляется взаимодействие муниципальных предприятий с органами муниципальной власти, в чем заключаются основные проблемы их функционирования.
Итак, правовой основой деятельности муниципальных предприятий являются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002года № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г.)7. Особенность управления муниципальным предприятием состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муниципальным предприятиям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения.
Информация о работе Совершенствование методов управления муниципальными предприятиями