Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:13, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы : анализ организации и технологии обслуживания на гостиничном предприятии «Славянка» и разработка мер, направленных на их совершенствование.
Объект исследования гостиничное предприятие «Славянка».
Предмет исследования : организация и технологии обслуживания на предприятии туризма и гостиничного хозяйства
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
выделяются теоретические вопросы организации обслуживания гостиничных предприятий;
анализируется система обслуживания в гостинице «Славянка»;
вырабатываются предложения по улучшению гостиничного обслуживания путем повышения качества предоставляемых услуг;
оценивается экономическая эффективность предложенных мероприятий;
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации гостиничного обслуживания
1.1 Характеристика гостиничной индустрии России, проблемы и тенденции развития
1.2 Организация облуживания гостей в гостиничном предприятии. Принципы и задачи обслуживания
1.3 Роль персонала в гостиничном обслуживании
1. 4 Правовые основы гостиничного обслуживания
Глава 2. Исследование организации обслуживания гостей гостиничного предприятия
2.1 Общая характеристика деятельности гостиницы «Славянка»
2.2 Исследование системы обслуживания гостей
2.3 Выявление недостатков в организации обслуживания на основе опроса гостей
Глава 3. Совершенствование организации обслуживания гостей в гостинице «Славянка»
3.1 Повышение комфортности проживания гостей
3.2 Повышение качества обслуживания через повышение профессионального уровня персонала
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Непосредственная организационная работа должна быть возложена на службу персонала.
Деятельность по осуществлению подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников «Славянки» должна базироваться на следующих основных принципах:
- вовлеченности (в сферу обучения включаются практически все сотрудники );
- системности (этот принцип предполагает при необходимости восполнение базовых пробелов в имеющемся уровне и подготовки сотрудника, а затем дальнейшее развитие и углубление как общей, так и, главным образом, специализированной профессиональной подготовки);
- адресности (понимаемой как стремление к максимально возможному соответствию предлагаемых форм, методов и содержания обучения профессиональным потребностям каждого специалиста с учетом производственной необходимости).
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации включают в себя:
обучение в высших учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства;
обучение на кратко- и среднесрочных (общих и специальных) курсах в высших учебных заведениях, в других отечественных и зарубежных учебных центрах;
участие в работе семинаров, выставок и т.п.;
деловые игры, тренинги и т.п.;
внутрифирменное повышение квалификации посредством практического обучения и стажировки в подразделениях с привлечением преподавателей-наставников — лучших специалистов предприятия и т.п.
Программа профессиональной подготовки ставит своей конечной целью осуществление ежегодной специальной подготовки (в различных формах) практически каждого сотрудника.
Для достижения этого программа предусматривает три этапа:
1-й этап (подготовительный): разработка всех необходимых учебно-методических и нормативно-организационных материалов, формирование баз данных, составление плана-графика обучения специалистов предприятия (согласно поступившим заявкам на обучение). Сроки реализации;
2-й этап: постепенное введение в действие системы профессионального обучения с приоритетным вниманием, прежде всего, к подготовке специалистов, «массовых» профессий основных подразделений . Срок реализации;
3-й этап: организация обязательной ежегодной подготовки всех сотрудников предприятия. Срок реализации.
Система профессиональной подготовки включает в себя различные формы обучения и состоит из последовательных этапов, соответствующих этапам становления сотрудника как высококвалифицированного специалиста. Система профессиональной подготовки содержит[36]:
а) первичную подготовку при поступлении на работу;
б) повышение квалификации, развитие имеющихся профессиональных навыков;
в) переподготовку сотрудников при планировании новых технологий и услуг;
г) получение базового высшего, второго высшего и среднего профессионального образования (в различных высших и средних специальных учебных заведениях).
Обучение является:
а) плановым (очередным) на основе анализа анкетных данных специалиста и баз данных, а также с учетом заявок руководителей подразделений служба персонала к 01 июля и 01 января каждого календарного года составляет план-график обучения сотрудников «Славянки» на следующее полугодие, который утверждается генеральным директором;
б) внеплановым (внеочередным) проводится при необходимости срочной подготовки (переподготовки) специалистов для внедрения новых
услуг, а также при возникшей ситуативной потребности в переподготов-
ке ограниченного числа сотрудников и регламентируется специальными решениями руководства;
в)по личной инициативе при наличии мотивированного заключения
руководителя подразделения может быть осуществлено как в плановом,
так и во внеплановом порядке.
Категории обучающихся сотрудников можно подразделить следующим образом:
По структурно-иерархическому принципу:
высшее руководство ;
среднее руководящее звено (руководители подразделений); главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты; технический (обслуживающий) персонал.
По типу подразделений:
основные;
организационно-управленческие;
материально-технического обеспечения.
По имеющемуся уровню образования:
базовое профильное;
базовое непрофильное;
специализированные курсы подготовки;
другие формы подготовки и повышения квалификации.
Инициатива выдвижения сотрудника на обучение принадлежит:
руководству гостиницы «Золотое кольцо» (при открытии новых направлений деятельности и введении новых услуг и необходимой для этого специальной подготовки соответствующего контингента сотрудников);
руководителю подразделения (при необходимости повышения уровня профессиональной подготовки сотрудника в условиях расширения и/или усложнения его производственных функций);
отделу кадров (на основании анализа анкетных данных и имеющихся баз данных. При этом выдается рекомендация руководителю подразделения о необходимости/желательности проведения переподготовки того или иного сотрудника в конкретной форме);
самому сотруднику.
На основе создаваемой базы данных «Подготовка кадров» службой персонала составляется «Паспорт подготовки специалиста», включающий в себя следующие данные[37]:
фамилия, имя, отчество;
возраст;
уровень, характер и время полученной базовой подготовки (высшее учебное заведение, специальное образование и др.);
специальность по образованию;
работа и обучение до поступления в «Славянке»;
должность и характер работы в «Славянке» ;
характер, формы и сроки профессиональной подготовки за время работы в «Золотое кольцо» ;
нахождение в резерве на выдвижение;
личные пожелания в области профессионального роста;
рекомендации по подготовке от непосредственного руководителя специалиста.
Анализ этих сведений позволит определить конкретные (адресные) тематические направления и формы дальнейшей подготовки каждого специалиста предприятия, сформулировать конкретные программы их обучения, согласованные с руководителями соответствующих структурных подразделений.
Финансирование программы профессиональной подготовки будет осуществляться из средств предприятия, отведенных на эти цели.
Регулярная аттестация - базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования технологий управления персоналом в компании. В процессе аттестации персонала отель проведет инвентаризацию бизнес-компетенций, необходимых компании для достижения бизнес-результата. Если у данного сотрудника есть необходимые для данного рабочего места компетенции - он получает соответствующий оклад, если они возросли, оклад тоже может возрасти. Если же у сотрудника недостаточно компетенций, то его можно обучить (формируется программа по обучению и развитию) или же заменить (формируется план по найму). Те сотрудники, которые «накопили» значительно больше компетенций, чем необходимо на их сегодняшнем рабочем месте, в результате аттестации получают наивысшую оценку и становятся кандидатами в кадровый резерв на повышение.
Таким образом, благодаря аттестации «Славянка» сможет обоснованно, документально зафиксировано планировать обучение и найм персонала, создавать кадровый резерв и объективно изменять оклады сотрудников.
Для оценки эффективности от реализации программ обучения существует несколько показателей , а именно[38]:
удовлетворенность участников;
степень усвоения участниками учебного материала;
решение проблем организации, которые послужили причиной проведения данного обучения.
Для определения успеха в обучении персонала применяются следующие методы:
опросы ;
экзамены и тесты;
измерение успеха через оценку (аттестацию) сотрудников ; .
определение успеха через анализ динамики общих показателей.
Если говорить об оценке эффективности учебных программ, то ее смысл заключается в том, чтобы определить, является ли данная форма обучения эффективной и какую пользу от обучения работников получает гостиничное предприятие.
Для этого можно сравнить профессиональную эффективность работников до и после обучения или сопоставить эти показатели с эффективностью (производственными показателями) работников, не участвовавших в обучении[39].
Ясно, что не всегда предприятие после обучения своих работников добивается желаемого результата. В этом случае возникает необходимость выявления причин неуспеха. Хорошие программы могут быть недостаточно эффективны по многим причинам: возможно, были поставлены нереалистичные или слишком общие цели обучения, сам процесс обучения может быть плохо организован, были какие-то срывы по причинам, находящимся вне контроля тех специалистов, которые занимаются организацией обучения (например, болезнь преподавателя, поломки оборудования или ошибки персонала).
Программы обучения следует также оценивать с точки зрения эффективности затрат. Поскольку затраты на обучение можно рассматривать как инвестиции в персонал, обучение должно быть выгодным для организации, т. е. следует стремиться к тому, чтобы выгоды, которые будут получены по завершении обучения, превосходили затраты на проведение обучения.
Обучение призвано содействовать росту эффективности и производительности труда работников или формированию такого производственного поведения, которое необходимо организации для достижения стоящих перед ней целей.
Оценка эффективности обучения может проводиться с использованием тестов, опросников, экзаменов и т.п. Оценку эффективности обучения могут осуществлять как обучающиеся, так и преподаватели, эксперты или специально созданные комиссии.
Смысл оценки эффективности обучения состоит в том, чтобы полученная информация была в дальнейшем проанализирована и использовалась при подготовке и проведении аналогичных учебных программ в будущем. Такая практика позволяет постоянно работать над повышением эффективности обучения и избавляться от таких учебных программ и форм обучения, которые зарекомендовали себя как неэффективные[40].
Можно выделить четыре критерия, обычно используемых при
оценке эффективности обучения [41]:
Реакция обучающихся. В этом случае определяется впечатление обучающихся о той учебной программе, в которой они приняли участие. Как они оценивают пользу от обучения? Не была ли учебная нагрузка чрезмерной? Понравилась ли программа обучения? Как они оценивают работу преподавателей?
Усвоение учебного материала. В соответствии с этим критерием определяется объем усвоенного материала. Обычно эта информация собирается с помощью экзаменов или тестовых испытаний.
Изменения поведения. В соответствии с этим критерием определяется, как изменяется поведение работников после того как, пройдя курс обучения, они возвращаются к своей работе. Главным вопросом здесь является выявление того, в какой степени в процессе выполнения работы используются знания и навыки, полученные в ходе обучения.
Рабочие результаты. Это критерий, определяющий реальную выгоду, которую получила организация в результате проведенного обучения.
Эффективность обучения — это не вопрос веры или убеждений, а вполне конкретные результаты, которые можно и нужно оценить количественно или качественно.
Подводя итог рассмотрению такой важной проблемы, как обучение персонала, обратим особое внимание на те важнейшие условия, учет которых будет способствовать повышению отдачи на каждый рубль, вложенный в обучение:
1) эффективное обучение всех категорий персонала невозможно
без деятельной поддержки высшего руководства;
2) подготовка и проведение обучения персонала требует как
можно более полного учета организационных условий, способных повлиять на его результаты;
3) чем более тщательно будут определены потребности в обучении персонала, тем лучше содержание и формы обучения будут
соотнесены с целями и задачами организации;
4) высокая отдача от обучения возможна лишь в том случае,
если организация будет держать под постоянным контролем вопросы, связанные с эффективностью обучения своих сотрудников.
Критерии отбора работника для направления на обучение представлены в Приложении 2.
Для того чтобы высшее руководство было готово рассматривать обучение в числе ведущих приоритетов, обучение должно быть полезным как для всей организации, так и для отдельных работников. Отношение высшего руководства к обучению персонала в значительной мере связано с пониманием того, какие выгоды получает в результате организация и какие издержки она несет при обучении разных категорий работников.