Совершенствование системы мотивации труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:25, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – исследовать управление мотивацией труда и проблемы ее совершенствования на предприятии.

Исходя из поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть мотивацию труда работников и ее основные элементы;

- охарактеризовать сущность и совершенствование мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром";

- изучить мировые тенденции в области мотивации труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. МОТИВАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ…..7

1.1. Понятие мотивации труда и ее элементы……………………………………...7

1.2. Мотивы и мотивационная структура работника…………………………….15

2. УПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………….17

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………17

2.2. Сущность мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром"……….18

2.3. Совершенствование мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром"…………………………………………………………………………….43

3. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА…………...50

3.1 Особенности мотивации персонала в Японии………………………………..50

3.2 Системы мотивации персонала в Западной Европе и США………………...57

3.3 Возможности применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..…65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

мотивация труда.docx

— 157.89 Кб (Скачать документ)

        Средства труда представляют  собой вещи с помощью которых  люди воздействуют на предметы  труда и видоизменяют их. К  средствам труда относятся машины  и оборудование, инструменты и  приспособления, здания и транспорт  и т.д. Техническое состояние  этих средств, их степень их  степень изношенности, использование  передовых технологий влияют  на производительность труда  работников и на их мотивацию  [8, c. 314].

        Условия труда включают в себя:

     - санитарно-гигиенические факторы  (микроклимат, шум, освещение,  состояние воздуха, чистота и  пр.)

     - эстетические факторы, способствующие  формированию положительных эмоций  работника (архитектурно-конструкторско-художественное  оформление интерьера, производственной  одежды, озеленение и т.п.),

     - социально-психологические факторы,  характеризующие взаимоотношения  в трудовом коллективе и создающие  у работника соответствующий  психологический настрой,

     - физиологические факторы, обусловленные  конкретным содержанием трудовой  деятельности, характером данного  вида труда (физическая и нервно-психическая  нагрузка, монотонность, темп и ритм  труда),

     - нормативно-правовые факторы регламентирующие  условия труда, режим рабочего  времени, систему льгот и компенсаций  и т.д.

        Очевидно, что благоприятные условия  труда в организации способствуют  мотивации работников на достижение  целей этой организации.

        Мотивация осуществляется в значительной  мере через стиль управления  принятый в организации.

        Существует три основных стиля  управления:

     - стиль управления ориентированный  на работу. Этого стиля придерживаются  автократичные руководители. Задачу  мотивации такой руководитель  решает в основном используя  административный и экономический  подходы.

     - стиль управления ориентированный  на человека. Это стиль управления  демократичного руководителя, который  использует в основном социальный  и психологический подходы к  мотивации,

     - стиль управления ориентированный  на реальность. Этот стиль используют  руководители придерживающиеся  гибкого подхода к руководству.  Гибкий подход имеет ситуационный  характер. В различных ситуациях  (степень подготовленности персонала,  структурированность задач и  т.д.) используются различные подходы  к мотивации труда.

        Косвенное влияние на создание  мотивационного климата оказывает  организация производственного  процесса, которая включает в  себя следующие основные традиционные  составляющие: планирование, организацию  и контроль.

        Планирование - это начало и основа  производственной деятельности. Оно  предполагает рассмотрение прошлого  развития анализ настоящей ситуации  и постановку реальных задач  на будущее.

        Организация заключается в создании  структуры предприятия, которая  дает возможность людям эффективно  работать вместе для достижения  целей этого предприятия. Организация  заключается также в установлении  взаимоотношений полномочий, которые  связывают высшее производство  с низшими уровнями работающих  и обеспечивают возможность распределения  и координацию задач.

        Контроль необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут серьезными, и может также использоваться  для стимулирования устойчивой  трудовой деятельности. Контроль  бывает предварительным текущим  и заключительным. Контроль является  эффективным, если он имеет  стратегический характер, нацелен  на достижение конкретных результатов,  своевременен, гибок, прост и экономичен.

        Плохо продуманный и организованный  производственный процесс отрицательно  сказывается на мотивации работников.

        Система стимулирования, принятая  в организации, имеет прямое  отношение к мотивации труда  ее работников.

        Стимулирование- это применение  по отношению к человеку стимулов  для включения соответствующих  мотивов. В качестве стимулов  могут выступать материальные  предметы, действия других людей,  предоставляющиеся возможности,  надежды, и пр. Стимулы воздействуют  на усилия человека, его старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность  в деле решения задач стоящих  перед организацией. По содержанию  стимулы могут быть экономическими  и неэкономическими.

        Суть экономических стимулов  состоит в том, что люди в  результате выполнения требований, получают определенные материальные  выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный  доход) или косвенными (сводное  время).

        Основными формами денежных доходов,  связанных с трудовой деятельностью,  является заработная плата, предпринимательская  прибыль, различного рода выплаты  и льготы.

        Свободное время имеет большое  значение для мотивации персонала.  Свободное время можно представить  в виде:

     - сокращенного рабочего дня или  увеличенного отпуска, призванных  компенсировать повышенные физические  или нервно-эмоциональные затраты  организма,

     - скользящего или гибкого графика,  делающего режим работы более  удобным для человека, что позволяет  ему дополнительно заниматься  другими делами,

     - предоставление отгулов за часть  сэкономленного при выполнении  работы времени.

        К неэкономическим способам стимулирования  относятся организационные и  моральные. Организационные способы  включают в себя мотивацию  целями, привлечением к участию  в делах организации, обогащением  труда.

        При мотивации целями работник  воспринимает цель организации  как свою собственную и стремится  к ее достижению, получая удовлетворение  от выполнения требующейся для  этой работы. Причем ее результативность  во многом определяется такими  характеристиками целей как приверженность  человека к ним, их приемлемость  ясность и реальность.

        Мотивация участием в делах  организации предполагает, что работникам  предоставляется право голоса  при решении ряда проблем, прежде  всего социального характера,  они вовлекаются в процесс  коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам; им делегируется права и ответственность.

        Наконец, мотивация обогащением  труда заключается в предоставлении  людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой  работы с широкими перспективами  должностного и профессионального  роста, дающей возможность осуществлять  контроль над ресурсами и условиями  собственного труда.

        К моральным методам стимулирования  относится прежде всего признание,  которое может быть личным  и публичным. Суть личного признания  состоит в том, что особо  отличившиеся работники упоминаются  в специальных докладах высшему  руководству организации, представляются  ему, получают право подписывать  документы, в разработке которых  они принимали участие, персонально  поздравляются администрацией по  случаю праздников и семейных  дат. Рабочим и мастерам, зарекомендовавших  себя соответствующем образом,  предоставляется право постановки  личного клейма.

        Публичное признание состоит  в широком распространении информации  о достижениях работников в  многотиражных газетах, выпускаемых  организациями, на специальных  стендах, «досках Почета», награждение  особо отличившихся людей почетными  знаками, грамотами, внесение  их имен в специальные книги.  Часто публичное признание осуществляется  не само по себе, а сопровождается  награждением премиями, ценными  подарками и пр.

        Специфическими моральными методами  стимулирования являются похвала  и критика.

        Похвала должна за любыми достойными  действиями исполнителей и даже  самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно  конкретными и способствующими  достижению целей организации.  К ней предъявляются такие  требования как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность  необходимы перерывы, ибо при  слишком частом использовании  этого метода его действенность  ослабляется). Отсутствие похвалы,  особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала – демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии.

        Критика, то есть отрицательная  оценка окружающими недостатков  и упущений в работе, должна  быть прежде всего конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение  и указывать на их возможные  варианты. 
 
 

     1.2. Мотивы и мотивационная структура работника 

        Участвуя в трудовой деятельности, работник одновременно имеет  ряд потребностей и естественно  интересов. Они могут быть существенными  или несущественными разной степени  значимости и актуальности. Выбор  из всей этой совокупности  побудителей осуществляется посредством  мотивов в ходе соотнесения  потребностей человека, его психологической  и ценностной структур с трудовой  средой.

        Мотив – это активная движущая  сила, внутреннее устремление, определяющее  поведение личности [17, c. 299]. Мотивы рождаются или вследствие внешней мотивации (благодаря мотивационному климату организации), или вследствие внутренней мотивации – самомотивации.

        Мотивы в сфере труда выполняют  разнообразные функции, которые  реализуются в поведении работника:

     - ориентирующая, когда мотив направляет  поведение работника в ситуации  выбора вариантов поведения,

     - смыслообразующая, если мотив определяет  собой субъективную значимость  данного поведения работника,  выявляя его личностный смысл,

     - мобилизующая, если мотив мобилизует  силы организма работника для  реализации значимых для него  видов деятельности.

        Различают истинные мотивы и  мотивы провозглашаемые. Первые  – это мотивы побуждения. Вторые  – мотивы суждения, задача которых  состоит в том, чтобы объяснить  себе и другим свое поведение.

        Мотивы делятся на эгоистические  и альтруистические. Первые направлены  на благосостояние индивидуума,  вторые – семьи, коллектива  и общества в целом. 

        Деятельность человека обосновывается  одновременно несколькими мотивами, так как человек включен в  систему разнообразных отношений  с предметным миром, с обществом,  окружающими людьми, самим собой.  Соотношение различных мотивов,  обусловливающих поведение людей,  образует его мотивационную структуру,  являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному  формированию. У каждого человека  мотивационная структура индивидуальна.  Ведущее место в структуре  мотивов человека занимает мотивационное  ядро. Мотивационное ядро – это  группа основных мотивов, определяющих  поведение работника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. УПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  МОТИВАЦИИ ТРУДА  РАБОТНИКОВ НА  ПРЕДПРИЯТИИ 

     2.1. Характеристика предприятия 

        Предприятие ООО "Салют-техпром" имеет несколько мест расположения производства и управления. Заводы - БРЗ, ЗЖБИ, арматурный цех, деревообрабатывающий, цех металлоизделий, полигон № 1,2,3 и УПТК, база механизации и другие подразделения по производству и реализации стройпродукции располагаются на производственной базе предприятия.

        Пунктом реализации готовой продукции  предприятия являются все объекты  собственного строительства, организации  и предприятия, покупающие продукцию  для собственного строительства,  а также частные лица, покупающие  продукцию для индивидуального  строительства. Собственное строительство  находится на значительном удалении  от подразделений (заводов предприятия,  но так как оно обслуживается  собственной базой механизации,  то все затраты, связанные с  удаленностью, входят в себестоимость  продаваемых объектов и могут  управляться эффективно.)

Информация о работе Совершенствование системы мотивации труда на предприятии