Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:25, дипломная работа
Цель данной работы – исследовать управление мотивацией труда и проблемы ее совершенствования на предприятии.
Исходя из поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть мотивацию труда работников и ее основные элементы;
- охарактеризовать сущность и совершенствование мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром";
- изучить мировые тенденции в области мотивации труда.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. МОТИВАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ…..7
1.1. Понятие мотивации труда и ее элементы……………………………………...7
1.2. Мотивы и мотивационная структура работника…………………………….15
2. УПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………….17
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………17
2.2. Сущность мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром"……….18
2.3. Совершенствование мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром"…………………………………………………………………………….43
3. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА…………...50
3.1 Особенности мотивации персонала в Японии………………………………..50
3.2 Системы мотивации персонала в Западной Европе и США………………...57
3.3 Возможности применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….78
Оптимизирующая функция
Функция формирования
Трудощадящая функция
Функция возвышения труда.
Воспитательная и
Понимание функций НОТ
Таким образом, одним из
3.
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ
ТРУДА
3.1
Особенности мотивации
персонала в Японии
Ориентация японских организаций на повышенное внимание к работникам сформировалось под воздействием исторических, социальных и культурных условий.
Общепринятым фактом является утверждение, что именно прорыв в области менеджмента организаций послужили основой для «японского экономического чуда». После окончания второй мировой войны японские корпорации всерьез заинтересовались системами «управления на основе качества (total quality management, TQM) и системами управления персоналом. Общеизвестно, что персонал японских компаний отличается одним общим для подавляющего их большинства качеством: японские работники преданны своей фирме. Преданность эта граничит порой с жертвенностью, с пренебрежением своими интересами, что проявляется в следующем:
- японские рабочие и служащие убеждены, что они являются важными, необходимыми лицами в своей компании и они ответственны за ее судьбу;
- в сознании японца понятие «профессия» отождествляется с понятием «работа», и практически всегда это понятие обозначает организацию (компанию), где он работает (например, «я работаю на «Камацу»);
- даже если служащий компании нездоров, он редко возьмет день отдыха, а будет продолжать работать; в итоге мы наблюдаем в Японии самый низкий в мире уровень потерь рабочего времени из-за прогулов;
-
даже если администрация
-
в массовом порядке японские
рабочие не в полном объеме
используют свой регулярный
Рассмотрим с помощью каких способов фирме удается добиться такого отождествления рабочими и служащими себя самих со своей организацией, и какие стратегические принципы в управлении персоналом приводят к столь примечательным результатам [37].
1) Принцип пожизненного найма и система бонусного трудового стажа.
Система
пожизненного найма, при которой
работники пребывают в одной
фирме с момента первого выхода
на рынок труда и до выхода на
пенсию, начала складываться в Японии
в конце прошлого века, когда на
базе мелких производственных мастерских
стали создаваться крупные
Следует
заметить, что пожизненный наем работников
характерен только для крупных фирм.
Несмотря на то, что в подобной форме
организации труда
Пожизненный наем персонала дает предпринимателям активных и преданных тружеников, готовых трудиться не покладая рук. Цель фирмы заключается не в том, чтобы как можно полнее удовлетворять потребности своих работников, а в том, чтобы получать максимальную прибыль.
Суть системы пожизненного найма заключается в том, что крупная фирма или государственное учреждение нанимают работников один раз в год, весной, когда молодежь оканчивает средние или высшие учебные заведения. Наниматель принимает на работу только новичков, причем набирает сразу большую партию работников. Продвижение по службе производится из числа работников всей фирмы, а лицо, проработавшее в одной компании в течение более чем 5 лет, как правило, уже не принимается на работу в другую компанию.
Пожизненно
нанятый работник с первых дней работы
на фирме начинает ощущать стабильность
своего положения в жизни. Он проникается
уверенностью в том, что, если фирма
функционирует, его занятость гарантируется.
Другими словами, будучи однажды
принятым на работу новый работник
остается здесь до официального выхода
на пенсию. Увольнение является суровым
наказанием, поскольку уволенный
теряет возможность получить работу
на фирме такого же ранга и должен
идти во второразрядную фирму, с более
низкой зарплатой и меньшими социальными
гарантиями. По достижении 55 (а на некоторых
фирмах 60) лет он выйдет на пенсию, и
фирма выплатит ему большое единовременное
пособие, которое обычно составляет
сумму его заработка за 5-10 лет.
Кроме того, при достижении 65 лет
предусмотрено получение
Кроме чувства уверенности, работник ощущает и материальные блага пожизненного найма — его заработная плата постоянно растет. В Японии, как известно, старший по возрасту или ветеран фирмы получает больше младшего или новичка.
Японские корпорации, решая вопросы найма работников в организации, гарантируют своим служащим работу и используют при этом систему вознаграждения, основанную на продолжительности трудового стажа. Делается это для того, чтобы избежать перехода сотрудника в другую организацию, принципы, которые лежат в основе данной системы, следующие:
- чем больше человек работает в одной организации, тем выше его зарплата и должность;
- если человек переходит в другую фирму, то накопление стажа и соответственно проистекающие из этого выводы снова «обнуляются»;
-
продвижение по службе в значительной
степени зависит от продолжительности
работы на фирме (естественно, при прочих
равных условиях, так как в первую очередь
учитываются способности работника, его
профессионально-
- наряду с основной зарплатой, уровень которой зависит от стажа и должности, служащие получают денежные вознаграждения (как правило, это премии или бонусы не реже чем два раза в год); также имеются определенные льготы для сотрудников (оплата дороги на41
работу и обратно; оплата львиной доли расходов на медицинское обслуживание не только служащего, но и членов его семьи; компенсация компанией части оплаты за жилье; займы для покупки жилья и так далее);
- при найме работников на руководящие должности в первую очередь рассматриваются кандидатуры «своих» сотрудников;
- крупные японские компании часто практикуют обучение своих служащих (в том числе и за пределами страны);
- повышение квалификации сотрудников является обязательным элементом работы компании, происходит это, как правило, без отрыва от производства.
2) Активное общение.
Активное
внутрифирменное общение
Официальные встречи включают в себя:
-
утренние встречи, на которых,
как правило, происходит
-
цеховые собрания, на которых
происходит предоставление
-
собрания личных групп (
Церемонии в японских компаниях практикуются довольно часто, это могут быть праздник начала нового года, начала службы нового сотрудника, спортивные состязания, туристические путешествия (при этом стоимость поездки полностью или частично берет на себя компания). Эти мероприятия сплачивают сотрудников компании, поднимают моральный дух персонала и приверженность его к своей компании.
Практика единства рабочего места с точки зрения функциональных групп, при этом все члены отдела, включая начальника, занимают одну комнату и служащие, как правило, находятся при этом лицом друг к другу.
Вышеназванные пункты очень сходны с принципами и задачами TQM -обнаружить в каждом из бизнес-процессов лидера и побудить его взять на себя ответственность за совершенствование работы. Как правило, лидером становится специалист из ведущего подразделения. Он собирает участников группы вместе и проводит некое подобие «мозгового штурма». В результате находится решение проблемы.
Практикуется
также использование
Всемерно поощряются неформальные связи, к которым можно отнести:
-
обсуждение проблем, как
-
совместные пикники,
-
совместное посещение кружков
по интересам (национальная
Информация о работе Совершенствование системы мотивации труда на предприятии