Совершенствование системы мотивации труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 00:25, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – исследовать управление мотивацией труда и проблемы ее совершенствования на предприятии.

Исходя из поставленной цели, мною сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть мотивацию труда работников и ее основные элементы;

- охарактеризовать сущность и совершенствование мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром";

- изучить мировые тенденции в области мотивации труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. МОТИВАЦИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ…..7

1.1. Понятие мотивации труда и ее элементы……………………………………...7

1.2. Мотивы и мотивационная структура работника…………………………….15

2. УПРАВЛЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………….17

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………17

2.2. Сущность мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром"……….18

2.3. Совершенствование мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром"…………………………………………………………………………….43

3. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МОТИВАЦИИ ТРУДА…………...50

3.1 Особенности мотивации персонала в Японии………………………………..50

3.2 Системы мотивации персонала в Западной Европе и США………………...57

3.3 Возможности применения опыта зарубежных стран в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..…65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

мотивация труда.docx

— 157.89 Кб (Скачать документ)

        В состав ООО "Салют-техпром" входят подразделения:

     1. Бетонно- растворный завод (БРЗ)

     2. Завод железобетонных изделий  (ЗЖБИ).

     3. Кирпичный завод керамического  кирпича (КЗ).

     4. Строительно-монтажное  производство, монтажные и специальные работы (СМП).

     5. Управление производственно-технической  комплектации (УПТК).

     6. База механизации с автопарком, участком землеройной техники  и участком грузоподъемных механизмов (БМ).

     7. Учебный центр по подготовке  и переподготовке, переквалификации  работников.

     8. Гостиничный комплекс, включающий  в себя гостиницу, сауну, лечебный  массаж.

     9. Отдел реализации готовой продукции.

     10. Торговый центр (бар, столовая, салон-выставка).

        В 1994 году были введены новые  объекты хозяйствования. Гостиничное  хозяйство, оздоровительные услуги, торговая деятельность не имеют  здесь своего конкретного назначения. Это виды деятельности, которые  обеспечивают всей деятельности  предприятия организационно-хозяйственную,  экономическую законченность, цикличность  и независимость от партнеров. 

        В целом предприятие можно  охарактеризовать, как крупное растущее  предприятие (увеличение объемов  производственной продукции, увеличение  среднегодовой стоимости основных  производственных фондов, увеличение  численности работников). В то  же самое время  вызывают  опасения результаты от реализации  и финансовые результаты деятельности  фирмы. Можно сделать вывод,  что предприятие проводит политику  расширения, экстенсивно развиваясь, т.е. не за счет эффективного  использования средств  производства  и организации труда на предприятии,  а за счет увеличения средств  производства и численности работников. 
 
 

     2.2. Сущность мотивации труда работников на ООО "Салют-техпром" 

        Отношение человека к труду  определяется различными побудительными силами. Они могут быть внутренними и внешними. К внутренним относятся потребности, интересы, желания, стремления, ценности, ценностные ориентации, идеалы, мотивы; к внешним — разнообразные средства экономического и морального воздействия (стимулы), используемые государством, предприятиями, общественными организациями для повышения трудовой активности работников.

        Для ООО "Салют-техпром" характерно использование различных видов мотивации, что благотворно влияет на производительность труда, а соответственно и на прибыль предприятия.

        Мотивация представляет собой побуждение работников к целенаправленным действиям. Это сложный процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных или корпоративных целей.

        На ООО "Салют-техпром" преимущественно преобладает социально-психологическая и социально-экономическая мотивация. Первая формируется под воздействием на работника таких факторов, как социальные ожидания, нормы, ценности, образцы поведения и т.д. Социально-экономическая мотивация определяется более широким кругом факторов: отношениями собственности, предпринимательской средой и условиями для конкуренции, принципами оплаты труда и формирования доходов, критериями подбора и выдвижения кадров, системой организации труда, производства и управления.

        На ООО "Салют-техпром" выделяют также перспективную и текущую мотивацию. Если мотивы деятельности человека и поставленная им цель относятся к отдаленному будущему, причем мотивы предусматривают стратегию поведения, то такая мотивация относится к перспективной. Если же мотивы связаны только с ближайшим будущим, то они определяют тактику поведения. Такая мотивация рассматривается как текущая.

        От перспективности мотивации  во многом зависит трудовая  активность человека и эффективность  его труда. Перспективная мотивация  помогает работнику преодолевать  трудности и препятствия в работе, так как настоящее для него является лишь этапом достижения перспективных целей. Если же работник действует исходя только из текущей мотивации, то малейшая неудача приведет к снижению его трудовой активности.

        К перспективной мотивации можно  отнести знание работником направлений и задач дальнейшего развития своего предприятия. Это позволяет ему представлять свое будущее. Например, в условиях приватизации собственности человек должен знать, как это скажется на его личном заработке, благосостоянии семьи. Он должен предусмотреть возможные негативные последствия приватизации, например рост безработицы, необходимость изменения места работы или получения новой специальности. Однако большинство работников не знают о своих перспективах работы на предприятии, о своем будущем. Поэтому необходимо прогнозировать социально-экономическое развитие предприятия по таким основным параметрам, как внедрение новых технологий, новых форм организации труда, появление новых и отмирание старых профессий, динамика прибыли, заработной платы.

        Разработка такого прогноза должна  осуществляться экономическими, технологическими и социологическими службами. Без стратегической мотивации труда невозможен научно-технический прогресс, в обществе будут накапливаться негативные социальные явления. В условиях отсутствия перспективной мотивации людей резко снижается трудовая дисциплина работников. Подтверждением этому является снижение производительности труда, падение объема производства и его эффективности. В этих условиях важно правильное сочетание перспективной и текущей мотивации.

        Выделяют три типа мотивации  труда на ООО "Салют-техпром": прямую, косвенную и побудительную.

        Прямая мотивация формирует интерес к работе и ее результатам. В качестве факторов такой мотивации выступает содержание труда, сознание своих достижений для общества, признание их окружающими, чувство ответственности и самореализации личности в труде. Деятельность, основанная на таких мотивах, приносит удовлетворение. Человек трудится не только для получения заработка. Он испытывает интерес к содержанию самой работы, творчеству. Поэтому нет необходимости контролировать труд таких работников.

        Косвенная мотивация основана на материальной заинтересованности. Факторами этого типа мотивации являются формы оплаты труда, уровень напряженности норм труда, уровень инфляции, цены на продукцию. В данном случае труд выступает в форме цены на рабочую силу, как «инструментальная» ценность, которая обменивается на производимые товары и услуги [23, c. 247].

        Побудительная мотивация базируется на страхе и обязанностях. Она определяется властью, уровнем безработицы и отсутствием гарантии сохранения рабочего места, социальной напряженностью, неуверенностью в завтрашнем дне.

        Упрощенная модель мотивации  поведения через потребление  предполагает следующую цепочку:  потребности — побуждения (или  мотивы) — поведение (действие) —  результат удовлетворения потребностей (удовлетворение, частичное удовлетворение или отсутствие удовлетворения).

        Различают потребности производства, вызванные необходимостью обеспечения простого и расширенного воспроизводства, а также коллективные и личные.

        Формирование общественных потребностей  на ООО "Салют-техпром" происходит по, воздействием разнообразных социально-демографических, экономических, географических и других факторов. Однако решающую роль играет развитие производительных сил и производственных отношений, современные способы организации производства, труда и управления.

        Личные потребности людей подразделяются  на материальные (потребности в  пище, жилище и др.) и духовные, или интеллектуальные (потребности  в знаниях, общении с другими  членами общества, приобщении к науке, искусству и т.п.). Объем и структура личных потребностей подвергаются изменениям под влиянием развития производительных сил общества, науки и культуры, повышения степени удовлетворения материальных потребностей.

        Личные потребности как побудительная  сила трудового поведения человека обусловливаются тем, что удовлетворение материальных потребностей достигается только посредством труда. Поэтому вырабатывается такое осознанное отношение к труду, когда он воспринимается как средство обеспечения физического существования. В результате потребности приобретают форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам и предметам.

        Интерес выражает возможный в данных условиях способ удовлетворения потребностей. Если потребности показывают, что необходимо работнику для его нормального существования (деятельности), то интерес дает ответ на вопрос, как следует действовать, чтобы удовлетворить ту или иную потребность.

        Интересы зависят от психических  качеств человека, его способностей, характера, образовательного и культурного уровня, социального опыта. На их развитие могут оказывать влияние коллектив, отдельные его члены, общество в целом.

        По уровню действенности различают  пассивные и активные интересы.

        Пассивные — это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего его объекта. Например, любит свою работу, испытывает удовольствие при ее выполнении, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей его области. Активные — действенные интересы, когда человек не ограничивается выполнением функциональных обязанностей, а активно воздействует на объект интереса, совершенствует его.

        По направленности различают  непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный — интерес к самому процессу деятельности, опосредованный — интерес к результатам деятельности.

        Носителями потребностей и интересов  выступают: общество в целом,  социальные группы, регионы, трудовые  коллективы, а также отдельные  работники. Каждой общности (субъекту) свойственна совокупность различных  интересов. В процессе трудовой  деятельности происходит постоянное переплетение личных (индивидуальных), коллективных и общественных интересов. Их соотношение и взаимодействие определяет социально-экономическое развитие общества. Выявление противоречий в интересах, нахождение путей их решения обусловливает борьбу нового со старым, свидетельствует о продвижении общества вперед.

        На практике коллективные потребности  и интересы работников на ООО "Салют-техпром" выражаются в системе целей и показателей, отражающих коллективные результаты труда. Этим определяется большая значимость установления таких плановых и оценочных показателей работы предприятия, в выполнении которых работники должны быть лично заинтересованы. Такая личная заинтересованность обеспечивается выбором соответствующих форм и систем оплаты труда.

        Значительную роль в трудовой  мотивации на ООО "Салют-техпром" играют ценности как представление того или иного субъекта (общества в целом, социальной группы, отдельного человека) о главных целях жизни и деятельности, а также об основных средствах их достижения. Ценностными являются все предметы и явления, которые имеют положительную значимость. Ценности формируются на основе потребностей и интересов.

        Направленность личности на определенные  материальные и духовные ценности общества характеризует ее ценностные ориентации, которые являются общим ориентиром в поведении человека. Ценностные ориентации — это относительно устойчивое социально обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которых возникает стремление к достижению целей. Они определяются сочетанием формирующего интереса и реального статуса человека. Так, работник, обучающийся на заочном или вечернем отделении учебного заведения, имеющий желание в случае увеличения доли свободного времени использовать его в основном для учебы, ориентирован на учебу, а работник, активно участвующий в общественной жизни коллектива и намеренный расширить это участие, нацелен на общественную деятельность.

        От того, на какие ценности  ориентирован работник на ООО "Салют-техпром", какое место занимает трудовая деятельность в общей системе его ценностных ориентации, зависит степень его трудовой активности, качество выполняемой работы. Например, высококвалифицированный, содержательный труд создает предпосылки для отношения к нему как к высшей ценности. Однако эти предпосылки останутся нереализованными, если работник будет ориентирован в первую очередь на досуг, развлечения и т.п.

        В трудовой деятельности на  ООО "Салют-техпром" возможны ориентации:

     - на общественную значимость труда,  то есть на выполнение наиболее  важной и нужной обществу работы;

Информация о работе Совершенствование системы мотивации труда на предприятии