Управление муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:21, дипломная работа

Описание

Муниципальная собственность признается и защищается государством, наравне с государственной, частной и иными формами собственности. Федеральный закон № 131-ФЗ РФ конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ РАЙОНОВ 9
1.1. Управление муниципальным имуществом: понятие, сущность, содержание
1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.3. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 36
2.1. Общая характеристика имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 36
2.2. Анализ основных проблем в управлении имуществом муниципального района 55
2.3. Оценка эффективности управления имуществом МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 45
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 66
3.1. Основные направления совершенствования системы управления муниципальным имуществом 66
3.2. Разработка проекта по повышению эффективности использования муниципального имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 75
3.3. Обоснование наиболее эффективного варианта использования муниципального имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 86
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 99
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .docx

— 243.16 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ    5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ  ИМУЩЕСТВОМ РАЙОНОВ    9

1.1. Управление  муниципальным имуществом: понятие, сущность, содержание

1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1.3. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС»    36

2.1.   Общая характеристика имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС»    36

2.2. Анализ основных проблем в управлении имуществом муниципального района    55

2.3. Оценка эффективности управления имуществом МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС»    45

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА    66

3.1. Основные  направления совершенствования  системы управления муниципальным  имуществом    66

3.2. Разработка  проекта по повышению эффективности  использования муниципального имущества  МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС»    75

3.3. Обоснование  наиболее эффективного варианта  использования муниципального имущества  МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС»    86

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ    99

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальная собственность признается и защищается государством, наравне с государственной, частной и иными формами собственности. Федеральный закон № 131-ФЗ РФ конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов.

По закону в муниципальной собственности  должно находиться только имущество, необходимое  для выполнения полномочий органов  местного самоуправления как публичной  власти. Имущество, предназначенное  для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть передано другим собственникам.

Муниципальное имущество, в зависимости от его  назначения, может быть разделено  на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную  деятельность, производить товары и  оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных  функций местного самоуправления.

Имущество первой группы закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или  оперативного управления. Оно позволяет  хозяйствующим субъектам функционировать, а в ряде случаев - извлекать прибыль  и платить в бюджет налоги и  сборы. Имущество второй группы, не закрепленное за муниципальными предприятиями  и учреждениями, составляет (вместе с финансовыми средствами) казну  соответствующего муниципального образования [17, c.34].

Муниципальное управление – это комплексная  наука, включающая элементы ряда дисциплин: экономики, права, политологии, социологии, демографии, теории управления и многих других. Это отражает многогранный характер самой муниципальной деятельности.

При этом важнейшим элементом муниципального имущества является земля. Земля  обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального  объекта. Роль, которую играет земля  в экономике каждой страны, не всегда очевидна, но имеет огромное значение. Без надежно защищенных прав на землю  невозможно обеспечить устойчивое развитие, поскольку у инвестора едва ли появится желание делать долгосрочные капиталовложения. Одним из возможных  способов пользования землей, приобретающим  в последнее время все большую  актуальность, является обладание земельным  участком на праве аренды.

Совершенствование рыночной экономики и развитие рынка  земли сделали актуальными понятия  цены и земельного налога, вернули  интерес к государственному регулированию  использования земельных ресурсов и приемлемым методам его осуществления. Рациональное и эффективное использование  земли является актуальной проблемой  современности. С землей связано  получение материальных благ, обеспечение  людей продуктами питания, строительства  жилья, промышленных предприятий. Ограниченность земли в пространстве, различия ее природных условий требуют от общества экономичного, эффективного и интенсивного ее использования.

Необходимость подробного рассмотрения системы органов  власти, которые управляют земельными ресурсами, вызвана тем фактором, что до сих пор существуют проблемы в процессе разграничения полномочий между ними. Неопределенность полномочий приводит к ущемлению прав граждан, а также способствует возникновению  конфликтных ситуаций между самими органами власти.

Создав  реально действующую систему  управления земельными ресурсами, органы государственной власти, прежде всего, увеличат общую бюджетную обеспеченность, создадут предпосылки для создания свободного рынка, надлежащим образом защитят и реализуют положения законодательства Российской Федерации в сфере земельных отношений. Особым видом управления земельными ресурсами следует признать управление земельными ресурсами, которые принадлежат на определенном вещном праве Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. В связи с этим в дипломной работе основной акцент сделан на управление земельными ресурсами муниципального образования.

Актуальность  исследования определяется важнейшим  значением, которое уделяется муниципальному управлению в современной России, что обусловлено пониманием того, что становление и развитие системы  муниципального управления является неотъемлемым условием формирования процветающего  российского государства и гражданского общества. В этой связи повышение  эффективности управление муниципальным  имуществом становится одной из важнейших  задач муниципального управления.

Тема  исследования является достаточно разработанной  в науке государственного и муниципального управления, однако, частые изменения  российского законодательства об имущественных  основах местного самоуправления диктуют  необходимость регулярного переосмысления проблемы управления муниципальным имуществом.

Объектом  исследования является муниципальное район «Хангаласский улус».

Предметом исследования выступает система  управления муниципальным имуществом МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС».

Целью работы является исследование эффективности  и совершенствование системы  управления муниципальным имуществом муниципального района «Хангаласский улус».

Соответственно, задачами работы стали:

-  изучить  теоретические и нормативно-правовые  основы управления муниципальным  имуществом муниципальных районов РС(Я);

 

- провести  анализ управления имуществом  в муниципальном районе «Хангаласский улус»»;

- определить  направления совершенствования  управления имуществом муниципального  района «Хангаласский улус».

Методической  основой исследования являются фундаментальные  категории современной материалистической диалектики. В ходы выполнения работы использовались специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, статистический, а также другие общепринятые методы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в исследовании проблем управления имуществом муниципального образования. Выводы и положения исследования могут быть включены в курсы лекций по государственному и муниципальному управлению.

Работа  состоит из следующих структурных  элементов: введение; основная часть (включает три главы, разбитые на параграфы); выводы и предложения; список используемых источников; приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1.1  Муниципальная  собственность: понятие, сущность, содержание.

Отношения собственности изначально являлись источником экономической мощи любой  политической власти. Определив местное  самоуправление как организационно обособленную от государства форму  народовластия, государство тем  самым автоматически признало необходимость  соответствующих экономических  отношений и на муниципальном  уровне, а потому наделило муниципальные  образования правом собственности  в отношении определенной категории имущества.

Гражданский кодекс РФ законодательно закрепил это  право и установил, что «имущество, принадлежащее на праве собственности  городским, сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» (ст. 215, п.1). Содержание права собственности  раскрывает ст. 209 ГК РФ, в п.1 которой  устанавливается: «Собственнику принадлежат  права владения, пользования и  распоряжения своим имуществом».

Владение  – начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально  закрепленную фиксацию субъекта собственности.

Пользование – отношения собственности, означающие применение объекта собственности  в соответствии с его назначением  и по желанию и усмотрению пользователя.

Распоряжение  – наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений собственности, дающий субъекту собственности право  и возможность поступать по отношению  к объекту по своему усмотрению и  использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому  субъекту, преобразования в другой объект и даже ликвидации.

Согласно  ст. 215, п. 3 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности  муниципального образования, делится  на две части. Одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и  учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное  имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения  или другого муниципального образования.

Основанием  возникновения любой собственности  является акт присвоения, характеризуемый  двумя группами экономических отношений:

1) отношениями  людей к предметам природы и продуктам труда, к вещам;

2) отношениями  между людьми по поводу материальных благ, вещей.

Собственность, таким образом, — это не сами вещи, и даже не столько отношение людей  к вещам, сколько отношения между  самими людьми по поводу определения  субъектной принадлежности этих вещей.

Данный  тезис в полной мере распространяется и на муниципальную собственность, так как последняя представляет собой одну из форм собственности  вообще, хотя и обладающую своими особыми, специфическими свойствами.

Специфика муниципальной собственности состоит  в сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют  целевое назначение, так как предназначены  для решения вопросов сугубо местного значения: удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых  потребностей населения муниципального образования, но с другой – исключительно  многофункциональны, поскольку задействованы  в решении широкого круга местных  вопросов, в частности, участвуют  в обеспечении доходов местного бюджета (за счет реализации муниципального имущества, его арендного и другого. использования), в укреплении социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты населения и обеспечения занятости), в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых коммуникаций: дороги, газо- и водопроводы, тепловая сеть и т.п.), в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, создании и укреплении рыночной инфраструктуры и т.д.

Последнее, во многом оказывается возможным  благодаря весьма разнообразному составу  муниципальной собственности. Так, согласно Федеральному закону «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований (ст.49 ФЗ РФ).

Ст. 50 ФЗ РФ выше названного закона определяет, что в собственности муниципальных образований может находиться:

- имущество,  предназначенное для решения  установленных настоящим Федеральным  законом вопросов местного значения;

- имущество,  предназначенное для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, в случаях, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации;

- имущество,  предназначенное для обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений в  соответствии с нормативными  правовыми актами представительного  органа муниципального образования.

 

В собственности поселений могут  находиться:

- имущество,  предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

 

- автомобильные  дороги общего пользования, мосты  и иные транспортные инженерные  сооружения в границах населенных  пунктов поселения, за исключением  автомобильных дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных  инженерных сооружений федерального  и регионального значения, а также  имущество, предназначенное для их обслуживания;

- жилищный  фонд социального использования  для обеспечения малоимущих граждан,  проживающих в поселении и  нуждающихся в улучшении жилищных  условий, жилыми помещениями на  условиях договора социального  найма, а также имущество, необходимое  для содержания муниципального жилищного фонда;

- пассажирский  транспорт и другое имущество,  предназначенные для транспортного  обслуживания населения в границах поселения;

- имущество,  предназначенное для предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

Информация о работе Управление муниципальным имуществом