Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:21, дипломная работа
Муниципальная собственность признается и защищается государством, наравне с государственной, частной и иными формами собственности. Федеральный закон № 131-ФЗ РФ конкретизирует состав муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ РАЙОНОВ 9
1.1. Управление муниципальным имуществом: понятие, сущность, содержание
1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.3. Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 36
2.1. Общая характеристика имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 36
2.2. Анализ основных проблем в управлении имуществом муниципального района 55
2.3. Оценка эффективности управления имуществом МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 45
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 66
3.1. Основные направления совершенствования системы управления муниципальным имуществом 66
3.2. Разработка проекта по повышению эффективности использования муниципального имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 75
3.3. Обоснование наиболее эффективного варианта использования муниципального имущества МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ХАНГАЛАССКИЙ УЛУС» 86
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 99
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Процесс
формирования муниципальной собственности
начался после принятия Закона РСФСР
«О местном самоуправлении в РСФСР»
от 6 июля 1991 года. Порядок ее формирования
был установлен постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 27 декабря
1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной
собственности в РФ на федеральную
собственность, государственную собственность
республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
и муниципальную собственность»
Также на формирование муниципальной собственности существенно влиял и процесс приватизации. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществлялась на основе Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991г. №1531-1, Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992г., утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11 июня 1992 года №2980-1, местных программ приватизации, которые разрабатываются комитетами по управлению имуществом субъектов РВ, комитетами по управлению муниципальным имуществом городов и районов и принимаются соответствующими органами местного самоуправления. В настоящее время действует Федеральный Закон от 21 декабря 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Президент РФ и Правительство РФ издали ряд нормативных актов, определяющих порядок функционирования объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые остались в ведении приватизируемых предприятий. Такие как: Указ Президента РФ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» от 10 января 1993г., Указ Президента РФ «О полномочиях Правительства РФ по осуществлению передачи объектов Федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» от 28 октября 1994г., постановление Правительства РФ «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность РФ и муниципальную собственность» от 7 марта 1995г., постановление Правительства РФ «О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность» от 17 июля 1995г. На основе данных нормативных актов многие объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящиеся ранее в ведении предприятий, перешли в муниципальную собственность муниципальных образований. Также, издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2002г. №1453-р о завершении передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в собственность муниципальных образований от федеральных учреждений и предприятий.
В настоящее время, как на федеральном, так и на уровне субъекта и местном уровне уделяется большое внимание земельным отношениям. Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Также, Земельным
кодексом Российской Федерации определяется,
что в муниципальной
- которые
признаны таковыми
- право
муниципальной собственности,
- которые, приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований[7].
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные
участки, предоставленные
- иные
предусмотренные федеральными
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные
участки, предоставленные
иные
предусмотренные федеральными законами
земельные участки и
1.3 Пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью
На основании Положения «Об учете имущества и ведении реестра имущества, находящегося в собственности МО «Хангаласский улус», утвержденного Постановлением Улусного Собрания депутатов от 25.11.2003г. № 9-5-22, введется учет имущества и введения реестра муниципального имущества.
Настоящее
Положение разработано в
Реестр имущества и земельных участков Муниципального района «Хангаласский улус» ведется по программе Microsoft Office Excel с 2005 года.
С 2013г. планируется ведение реестра по программе АИС КУИ (автоматизированное информационное система Комитета управления имуществом)
С 2004 года в муниципальную собственность муниципального района «Хангаласский улус» переданы 704 объекта недвижимости, общей стоимостью 229757272,98 рублей, 11988 объектов движимого имущества, общей стоимостью 3055396,74 рублей.
По состоянию на 1 января 2012 года приняты в муниципальную собственность муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) 1 объект недвижимости, общей стоимостью 8880 000,00 рублей, 13 объектов движимого имущества общей стоимостью 3 004 975,92 рублей. (таблица1)
В качестве гуманитарной помощи переданы 2 комплекта фельдшерско-акушерских пункта на базе 3-х модулей «Универсал» для населения с. Хоточчу, с. Кытанах-Кырдал о. Тойон-Ары. (См. Приложение 1) табл.1
Комитет осуществляет учет муниципального имущества путем ведения его реестра.
Разработанный Реестр позволяет вести качественный учет движимого и недвижимого имущества, сведений по контрактам с руководителями унитарных предприятий, сведений из балансов юридических лиц, о долях в акционерных обществах. Реестр обладает продуманным инструментом ввода, который обеспечивает ввод информации как ручным способом, так и с магнитных носителей, что обеспечивает оперативный сбор и обновление информации.
Реестр включает в себя гибкий инструмент формирования сложных запросов и получения выборок по объектам учета. Это позволяет осуществлять обмен с внешними структурами, своевременно давать ответы юридическим и физическим лицам, а также позволяет отделам основного блока формировать перечни объектов для подготовки документов с целью дальнейшего распоряжения данным имуществом.
Комитет осуществляет учет муниципального имущества путем ведения его реестра.
Разработанный Реестр позволяет вести качественный учет движимого и недвижимого имущества, сведений по контрактам с руководителями унитарных предприятий, сведений из балансов юридических лиц, о долях в акционерных обществах. Реестр обладает продуманным инструментом ввода, который обеспечивает ввод информации как ручным способом, так и с магнитных носителей, что обеспечивает оперативный сбор и обновление информации.
Реестр включает в себя гибкий инструмент формирования сложных запросов и получения выборок по объектам учета. Это позволяет осуществлять обмен с внешними структурами, своевременно давать ответы юридическим и физическим лицам, а также позволяет отделам основного блока формировать перечни объектов для подготовки документов с целью дальнейшего распоряжения данным имуществом.
Муниципальная собственность - одна из составляющих экономической основы местного самоуправления. Собственность муниципальных образований формируется с учетом полномочий, установленных для поселений статьей 14, для муниципальных районов статьей 15, для городских округов статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем передачи государственного имущества в муниципальную собственность или разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями. Объектом учета является муниципальное имущество.
С 2006г. всего было оформлено на право собственности на объекты недвижимости муниципального района и муниципальных образований в Федеральной регистрационной палате РС (Я), всего получено свидетельств 767, согласно прилагаемой таблице и диаграмме.
Таблица 2 (количество)
Наименование объекта |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего, шт. |
МР «Хангаласский улус» |
23 |
112 |
81 |
67 |
283 |
8 |
574 |
Муниципальные образования |
4 |
16 |
38 |
21 |
79 |
15 |
173 |
Итого: |
27 |
128 |
139 |
88 |
362 |
23 |
767 |
Динамика оформления объектов недвижимости в органах ФРС в разрезе МР и МО
Муниципальная собственность — это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество.
Исключительно в муниципальной собственности находится имущество, необходимое для осуществления органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
В Реестре объектов муниципальной собственности Хангаласского улуса по состоянию на 01 декабря 2011 года значится имущество стоимостью 713381,150 рублей.
Таблица 3
№ |
Наименование организации |
Количество, ед. |
Остаточная стоимость, тыс. рублей | |
1 |
Муниципальный район «Хангаласский улус» |
Здания, сооружения |
203 |
463125,03 |
Земельные участки |
292 |
224799,85 | ||
Движимое имущество |
182 |
25456,27 | ||
2 |
Муниципальные образования |
Здания, сооружения |
60 |
185791,37 |
Земельные участки |
192 |
11492,2 | ||
Движимое имущество |
59 |
15430,41 |