Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:18, дипломная работа
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методологической разработке основных принципов и практических этапов совершенствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии для поднятия уровня его конкурентоспособности, а значит и выживания в современных условиях.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПЕОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ. 5
1.1.2 ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ. 10
1.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
1.2.1 ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 19
1.2.2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ АНАЛИЗА 21
1.2.3 ВИДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 23
1.2.4 СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 26
1.3 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 30
1.3.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА. 30
1.3.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 36
1.3.3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА 45
1.4 МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА 49
1.4.1 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. 49
1.4.2 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 57
1.4.3 СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 65
1.4.4 МАРКЕТИНГОВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА (КОММУНИКАЦИИ) 73
ГЛАВА 2 81
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ 81
2.1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ 81
2.1.2. ПРЕДПРИЯТИЕ ООО "ИВА-КОНТАКТ" 83
2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 84
2.2.1 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 84
2.2.1.1 Макроэкономические факторы среды 84
2.2.1.2 Ближайшее окружение 90
2.2.2 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 97
2.2.2.1 Общие аспекты 97
2.2.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 98
2.3 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 114
2.3.1 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 114
2.3.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОВ 122
2.3.3 SWOT – АНАЛИЗ ПО ПРЕДПРИЯТИЮ 123
2.4 АНАЛИЗ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 145
Спектр
балльный метод [19] является наиболее
надежным методом финансового анализа.
Его суть заключается в проведении анализа
финансовых коэффициентов путем сравнения
полученных значений с нормативными величинами,
используется при этом система “разнесения”
этих значений по зонам удаленности от
оптимального уровня. Для уточнения конкретных
факторов, повлиявших (или не повлиявших)
на изменение оценок можно провести анализ
уплотненного нетто-баланса.
Рассматривая
конкурентов по ассортименту и товарным
группам, прежде всего выделим этот самый
ассортимент. Обобщенно можно выделить:
Таблица 17 Перечень хлебобулочных изделий выпускаемых в городе Иваново [25]
№ пп | Наименование изделия (группы изделий) | Вес единицы (гр) |
Хлеб белый из муки высшего сорта | ||
1 | Сайка формовая, городская булка | 200 |
2 | Батон | 400 |
3 | Хлеб формовой | 500 |
Хлеб белый из муки 1 и 2 сорта | ||
4 | Батон | 400 |
5 | Хлеб формовой | 500 |
Хлеб черный из ржано-обдирной муки | ||
6 | Хлеб формовой | 700 |
7 | Хлеб формовой с кориандром и тмином | 300 |
8 | Хлеб круглый («Бородинский») | 500 |
Прочее | ||
9 | Батон длинный «Французский» | 400 |
10 | Булочная мелочь с улучшителями вкуса | 50-150 |
11 | Нестандартные виды продукции * |
* Имеется
ввиду продукция, пользующаяся массовым
спросом в определенные периоды и приносящая
немалую прибыль, например пасхальные
куличи
Результаты анализа конкурентов по ассортименту и пользуясь данными Таблица 17 сведем в приложение № 8. Данные по выпуску предприятий в разрезе ассортимента получены в ивановской хлебной инспекции за 1999 год. Данные, конечно устаревшие, но других данных нет. Да и, к тому же, по сравнению с 1999 годом в 2001 - 2002 году мало что изменилось. Ведь для того чтобы увеличить выпуск надо увеличить мощность, а для того чтобы увеличить мощность надо либо «разогнать» на все 100% уже имеющееся оборудование, либо прикупить новое. Нет данных по городу что это происходило на рассматриваемых предприятиях в период 2000 – 2002 годов.
Как
видно из полученной таблицы (приложение
№ 8) наибольшую долю в общем итоге занимает
хлеб формовой весом 700 грамм из ржано-обдирной
муки (25,8%). Позиция нашего предприятия
по данному виду продукции откровенно
слабая (0,5% от общей доли). В двух следующих
лидирующих позициях (хлеб формовой 1-2
сорта: 19,2% и батоны 1-2 сорта: 16,7%) наше предприятие
вообще не участвует. Дело в том, что при
организации пекарни ООО "Ива - Контакт"
изначально было принято решение выпускать
только белый хлеб высокого качества из
муки высшего сорта. Может имеет смысл
пересмотреть это решение? Ведь себестоимость
муки 1-2 сортов на 30-45% ниже себестоимости
муки высшего сорта. Одна беда, качество
заметно пострадает, а это фирме невыгодно.
Все равно тягаться с хлебозаводами в
объемах выпуска она не сможет. Дальнейшие
позиции, вплоть до 5-ти процентного рубежа
напоминают ситуацию с ржаным формовым
хлебом. Стоит обратить особое внимание
на выпуск нестандартных видов продукции
где доля фирмы достаточно велика (41,7%).
Хотя, конечно, 10-15 дней в году, когда данная
продукция пользуется просто массовым
спросом, фирму не спасут. Однако, следует
учесть, что рентабельность данного вида
ассортимента колышется в пределах 50-70%
! А это, при среднедневном обороте 13500
рублей да в течении 15 дней может принести
дополнительно (13500*15*60%) около 120 тысяч
рублей, что примерно равно сумме четырехмесячной
заработной платы всех сотрудников фирмы
вместе с отчислениями!
Прежде
чем провести анализ конкурентов
по качеству продукции следует определиться
с самим критерием «качество». «На вкус
и цвет друзей нет» – народная мудрость.
Поэтому в качестве оценок критерия качества
используется метод экспертных оценок.
Экспертами в данном случае выступают
специалисты хлебной инспекции города
Иваново. В состав комиссии входило от
трех до пяти экспертов (специалисты высокого
уровня, имеющие специальное образование
и большой стаж технологической работы
на хлебопекарных предприятиях). Данные
вводились на основании рейда инспекции,
проведенного во второй половине 2000 года
[26]. А в качестве значимых показателей
будут использоваться стандартные, при
проведении таких оценок, показатели.
Такие как внешний вид (оценка от 1-плохо
до 10 хорошо), влажность (в натуральных
%, оценка в интервале разброса от 1-очень
плохо до 10-хорошо), рыхлистость (оценка
от 1-плохо до 10 хорошо), срок хранения (2-4
часа плохо, 4-8 часов удовлетворительно,
8-16 часов хорошо, 16-24 часа отлично). Для
удобства будем считать показатели равными
по своей значимости. Полученные данные
сведем в таблицу:
Таблица 18 Показатели качества продукции
Предприятие – конкурент | Показатели | Обобщенный показатель | |||
Внешний вид | Влажность | Рыхлистость | Срок хранения | ||
ООО "Ива - Контакт" | 10 | 8 | 10 | 10 | 38 |
Пекарня «Риат – Хлеб» | 9 | 8 | 8 | 9 | 34 |
Пекарня «Рабочий поселок» | 9 | 6 | 10 | 8 | 33 |
Хлебокомбинаты №№ 2, 3, 4 * | 10 | 5 | 9 | 7 | 31 |
Пекарня на ж/д вокзале | 3 | 3 | 7 | 5 | 18 |
Пекарня ч/п Круглов АМ | 9 | 9 | 10 | 5 | 33 |
Пекарня ч/п Жданов АМ | 7 | 3 | 5 | 4 | 19 |
Пекарня в санатории п. Ломы | 6 | 7 | 8 | 4 | 25 |
* Оценки
объединены, так как практически идентичны
Из
данных Таблица
18 можно сделать
вывод, что фирма ООО "Ива - Контакт"
занимает лидирующее положение среди
конкурентов по качеству выпускаемой
продукции (38). И это не удивительно, ведь
в производстве используется сырье только
высшего качества (например мука высшего
сорта только московская), при выпечке
хлеба добавляются разного рода улучшители
и разрыхлители. Самый же низкий показатель
(18) у пекарни на ж/д вокзале. Как я уже отмечал,
те, кто работает в основном на рынке госучреждений
«разбалованы» низкими требованиями к
качеству продукции. Ближайшее положение
к лидеру занимает пекарня «Риат», ведь
там используются схожие технологии производства.
Это не может не вызвать опасения так как
качество это основной «конек» фирмы ООО
"Ива - Контакт".
Таблица 19 "Относительные коэффициенты качества продукции"
Предприятие – конкурент | Относительный показатель | |
Обобщенный показатель | ||
Пекарня «Риат – Хлеб» | 38/34 | 1,2 |
Пекарня «Рабочий поселок» | 38/33 | 1,15 |
Хлебокомбинаты №№ 2, 3, 4 * | 38/31 | 1,22 |
Пекарня на ж/д вокзале | 38/18 | 2,11 |
Пекарня ч/п Круглов АМ | 38/33 | 1,15 |
Пекарня ч/п Жданов АМ | 38/19 | 2 |
Пекарня в санатории п. Ломы | 38/25 | 1,52 |
Оценку
своевременности доставки и удобству
графика можно выразить в двух предложениях.
Так как практически все предприятия осуществляют
доставку своим транспортом, либо транспортом
наемным (ситуация с доставкой в городе
такова: сам не привезешь – брать не будут,
исключение составляет лишь рынок госучреждений).
При этом вывозится весь предназначенный
к доставке ассортимент. Принцип здесь
один: не привезешь, или привезешь не вовремя
- не возьмут.
Ценовая политика конкурентов. Проведем анализ отклонения отпускных цен на конец 2001 года (приложение № 9). Как видно из приложения, в самой весомой ассортиментной группе формового хлеба и р/о муки весом 700 – 750 грамм (25,8%) наиболее привлекательными ценовыми позициями обладают пекарня «Риат - Хлеб» и хлебокомбинат № 4 (по –0,9% отклонения от средней). Эти два производителя держат цены на таком низком уровне главным образом благодаря доступу к дешевому сырью. Дело в том, что по технологии производства хлеба из ржано-обдирной муки туда добавляется еще и мука 1 или 2 сорта. Первое дороже, но увеличиваются сроки хранения изделия. Второе, соответственно, наоборот. «Риат» и четвертый комбинат пошли по пути экономии. Фирма ООО "Ива - Контакт" в этой ассортиментной позиции занимает среднее положение (0,2% отклонения от средней) наравне с остальными тремя хлебокомбинатами. Следует отметить ценовое лидерство по этой ассортиментной позиции пекарни в санатории пос. Ломы. Как уже было отмечено ранее, данная фирма снабжает хлебом санаторий «Зеленый городок», куда идет более 90% всей выпускаемой продукции. Фирма работает по технологии производитель - потребитель, без посредников, что и дает такое преимущество в отпускных ценах.
Как уже было отмечено, в производстве следующих двух лидирующих позициях, формового хлеба и батонов из муки 1 – 2 сорта, фирма ООО "Ива - Контакт" не участвует. Состояние цен по этим позициям таково. По формовому хлебу (19,2%) основные его производители, ивановские хлебокомбинаты, держат одну цену. Эта картина, впрочем, наблюдается практически по всему товарному ассортименту. И неудивительно, ведь политика одна и та же. По этой ассортиментной позиции пекарня на ж/д вокзале лидирует по той же причине, что и пекарня в Ломах предыдущей позиции. Да плюс экономия на качестве.
Хлеб формовой из муки высшего сорта весом 450 – 500 грамм. Здесь можно сказать что ООО "Ива - Контакт" занимает наиболее привлекательную ценовую позицию, держа уровень цен на этот вид продукции наравне с основными производителями – ивановскими хлебокомбинатами. Как и предыдущей, в этой позиции выделяется пекарня на ж/д вокзале. Не будем на ней останавливаться, причины все те же.
По остальным товарным позициям картина примерно одинаковая. Фирма ООО "Ива - Контакт" держит цену на уровне хлебокомбинатов, а это минимальные цены в городе. Хочется выделить формовой хлеб из р/о муки весом 300 – 350 грамм с кориандром и тмином (“Русский”). На фирме ООО "Ива - Контакт" нашли способ без потери качества снизить себестоимость производства этого вида продукции и понизить отпускную цену. Это сразу сказалось на повышении конкурентоспособности данного вида продукции по сравнению с основным конкурентом – ивановским хлебокомбинатом № 4.
О ценах на нестандартные виды продукции можно сказать следующее. Формирование отпускных цен на эти виды продукции идет “на лету” то есть по принципу “сколько попросим – столько и заплатят”, в разумных пределах, конечно. Дело в том, что это не постоянно выпускаемая продукция и четко оформленного потребительского спроса на нее нет. Имеется ввиду спрос в привязке к ценам. В эту пасху возьмут по 2 рубля 10 копеек за 100 грамм, на следующую по 3 рубля, а еще через год по 1 рублю вообще.
Теперь следует привести показатели по ценам к относительному коэффициенту для ООО "Ива-Контакт". Обобщенный показатель рассчитан в приложении № 9 как сумма отклонения в процентах к средней стоимости продукции от цены конкретного конкурента. Расчет произведен по всему товарному ассортименту. Чем меньше данный показатель, тем меньше увеличение цены конкурента относительно средней по товару. Для не выпускаемой продукции эта цифра равна нулю. Относительный показатель рассчитан в Таблица 20 как деление показателя ООО "Ива-Контакт" (-0,2) на обобщенный показатель по каждому конкуренту. Чем больше это число тем больше преимуществ у конкурента.
Информация о работе Анализ маркетинговой политики как фактора повышения конкурентоспособности фирмы