Лекции по "Прикладному маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:08, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Прикладному маркетингу".

Работа состоит из  1 файл

Лекция1.doc

— 656.50 Кб (Скачать документ)
 

      1. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА  ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 

      1.1. Понятие рынка  транспортных услуг  и его характеристика 

      Исследование  рынка транспортных услуг позволяет  получить ту информационную основу, которая способствует обеспечению определенного объема перевозок, внедрению качественно новых транспортных услуг и увеличению доли железнодорожного транспорта на внутреннем и внешнем транспортном рынке.

      Рынок (от англ. - market) - всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (предъявителей предложения) конкретного товара или услуги [1,  с. 61].

      Обмен товарами или услугами на рынке происходит с помощью инструментов рыночной инфраструктуры, которая включает банки, биржи, транспорт, связь и т. д. В  этой связи транспорт осуществляет физическое перемещение товаров (грузов) и сам оказывает услуги субъектам рынка: продавцам (грузоотправителям) и покупателям (грузополучателям).

      Рынок транспортных услуг представляет собой сферу проявления экономических отношений между транспортными организациями (производителями транспортных услуг) и потребителями транспортных услуг (грузовладельцами), между стоимостью и потребительской стоимостью транспортных услуг, т. е. это своеобразный механизм согласования интересов транспорта и грузовладельцев.

      Транспортный  рынок можно представить как  часть товарного рыночного пространства или как часть системы товародвижения (рис.1.). 

                    Издержки                                                                   Денежный доход (зарплата, процент, прибыль)   

                  (стоимость ресурсов +                                           Труд, капитал,

                  тариф)                                                             предпринимательская  

                                                                                                       способность 
 

            Ресурсы 

                               Товары                                                 Товары

 
 
 
 

                   Доходы от продажи                                           Потребительские расходы

               (оптовая цена + тариф)                                       (розничная цена + тариф) 

Рис. 1. Кругооборот  ресурсов, товаров и доходов с  участием транспорта.  

      Продукция транспорта представляет собой эффект перемещения грузов и пассажиров по отдельным корреспонденциям (пункт отправления - пункт назначения). Продукция транспорта многообразна и ее невозможно оценить каким-либо одним натуральным показателем [2]. Однако к обобщающим количественным показателям, характеризующим транспортную продукцию, можно отнести такие: отправлено грузов (млн. т), отправлено пассажиров (млн. пасс.), грузооборот (т-км), пассажирооборот (пасс-км) и др.

      Транспортная  продукция характеризуется следующими параметрами:

  • корреспонденция перевозки;
  • род груза;
  • качественные параметры (надежность, срок доставки, сохранность и др.).

      Как и любой товар, основная продукция  транспорта (перевозка и доставка грузов и пассажиров в конечный пункт  назначения) и вспомогательные транспортные услуги (транспортно-экспедиционные операции) имеют на рынке транспортных услуг определенную стоимость (меновую и потребительскую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления (рис. 1) [2].

      Цена  на транспортную продукцию на рынке транспортных услуг должна определяться соотношением спроса и предложения с учетом общественно необходимых затрат “живого” труда и потребительских свойств перевозок. Однако учитывая особую значимость железнодорожного транспорта для экономики страны в настоящее время цены на транспортные услуги (тарифы и дополнительные сборы) регулируются государством. Это накладывает определенные ограничения на развитие свободной и честной конкуренции между железнодорожным и другими видами транспорта.

      Транспортный  рынок в узком смысле является частью товарного рынка, однако он имеет  ряд своих отличительных особенностей:

  • транспортные услуги, как и другие виды услуг, имеют невещественный характер (их нельзя накопить, создать запас);
  • совпадение процессов производства транспортных услуг и их реализации;
  • невзаимозаменяемость транспортных услуг (ограничивает конкуренцию на одном виде транспорта между его структурными подразделениями);
  • пространственная разъединенность транспортных услуг;
  • всеобщность и массовость транспортного рынка;
  • естественный монополизм по отдельным видам транспорта, перевозкам, регионам.

      С точки зрения практического маркетинга транспортные рынки , как и товарные рынки, классифицируются по широкому кругу  признаков (табл. 1). 

Т а б  л и ц а 1. Классификация транспортных рынков

Признак  классификации Тип  транспортного  рынка
1. Соотношение  спроса и предложения 1.1. Рынок продавца  транспортных услуг

1.2. Рынок покупателя  транспортных услуг

2. Пространственная  характеристика 2.1. Местный или национальный (в пределах железной дороги)

2.2. Региональный (по группе стран или  железных  дорог)

2.3. Мировой транспортный  рынок

3. Организационная  структура 3.1. Открытый  рынок

3.2. Закрытый  рынок

4. Качественная  структура 4.1. Потенциальный

4.2. Действительный

4.3. Обслуживаемый

4.4. Освоенный

5. Содержание  и особенности маркетинговой деятельности 
5.1. Целевой

5.2. Основной

5.3. Дополнительный

5.4. Растущий

 

      Одной из основных задач исследования транспортного  рынка является определение его  емкости. Этот показатель свидетельствует о реальных возможностях выполнения перевозочной работы на конкретном рынке транспортных услуг.

      Емкостью  транспортного рынка называется объем реализуемых на нем транспортных услуг (в фактических единицах) в течение определенного периода времени.

      Емкость транспортного рынка можно оценить  с помощью анализа тенденций  выпуска как товаров производственного назначения (машины, оборудование и т. д.), так и потребительских товаров. При отсутствии такой информации емкость транспортного рынка может быть определена путем экстраполяции объемов отправленных грузов за определенный период времени (рис. 2). 

      В общем виде формула для определения  емкости транспортного рынка  имеет вид:

где - объем перевозок грузов соответственно в местном сообщении,  ввоз, вывоз и транзит грузов.

      Данные, представленные в табл. 3 и 4 характеризуют  рынок транспортных услуг в Республике Беларусь, в том числе и на железнодорожном  транспорте. Необходимо отметить, что данный объем транспортных услуг выполнен подвижным составом, принадлежащим как железной дороге, так и грузоотправителям и грузополучателям.

      Зная, емкость рынка и тенденции  его развития, транспортное предприятие (железная дорога) получает возможность оценить перспективность работы для себя на том или ином рынках. Однако не всегда большая емкость рынка означает наилучшие возможности для его освоения, потому что на таком рынке может быть сильная конкуренция со стороны других видов транспорта, высокая степень удовлетворенности грузовладельцев услугами конкурентов и действовать другие факторы.

      Кроме емкости рынка в практике маркетинговых  исследований получил широкое применение другой показатель - доля рынка.

      Для того или иного вида транспорта на транспортном рынке в значительной мере зависит от универсальности транспорта, размещения транспортных коммуникаций, уровня технической оснащенности, величины провозных платежей и сборов, провозной и пропускной способности, доступности и безопасности перевозок, т. е. показателей характеризующих качество предоставляемых транспортных услуг. 

      1.2. Комплексное исследование  рынка транспортных  услуг  

   На  рынке  транспортных  услуг  растет  конкуренция  и  ее  влияние  на  долю  каждого  звена  в  общей  цепи  передвижения  грузов  в  зависимости  от  величины  тарифа  на  различных  видах  транспорта.

      Сегодня  в  период  спада  объемов  производства, железнодорожный  транспорт  столкнулся  с  многими  проблемами, одна  из  которых  не  соответствие  требованиям  клиентов  качества  транспортного  обслуживания. Доля  отправок, доставляемых  с  просрочкой, на  протяжении  ряда  лет  колеблется  в  интервале  от  25 %  до  35 %. Отсутствие  быстрой  и  надежной  доставки  привело  к  “уходу”   высокоценных  грузов  на  автотранспорт, из-за  чего  железные  дороги  понесли ощутимые убытки. Кроме  этого, создают дополнительные трудности и усиливают конкуренцию  с  автомобильным  транспортом  малые  объемы  перевозок  и  погрузка  на  многочисленных  станциях, в  разной  упаковке   и  другие  особенности  в  условиях  рынка.

      По  своему содержанию  качество  продукции  железнодорожного  транспортного  обслуживания  в  части  грузовых  перевозок  выражается  для  грузовладельца, в  первую  очередь, в  виде:

  • сервиса  при  оформлении  и  приемке  к  перевозке  груза, в  том  числе, обязательном  выделениии  исправного  порожнего  подвижного  состава  нужного типа  в  потребном  количестве,  к  согласованному  сроку;
  • своевременность доставки  груза получателю;
  • обеспечение сохранности перевозимого  груза;
  • возможность доставки “от двери до  двери”;
  • обеспечение информацией о местонахождении груза в процессе  перевозки;
  • приемлемая  цена  за  перевозку и сопутствующие услуги;
  • финансовая  ответственность  за  снижение  уровня  качества транспортного  обслуживания.

      В  связи  с  этим, очевидно  что  важнейшими  задачами  железной  дороги  в  настоящий  период  времени  является  повышение  качества  и  конкурентноспособности  услуг  железнодорожного  транспорта. Высокое качество и доступность транспортных услуг влияет на успех в конкурентной борьбе и способствует привлечению финансовых средств для развития транспортной инфраструктуры.

   Обеспечить  высокое качество грузовых перевозок - это значит полностью учесть интересы грузовладельцев, посмтоянно предлагать им новые виды сервиса при перевозке грузов и на основе маркетинга прогнозировать перспективный спрос на транспортные услуги, находить способы дополнительного привлечения на железнодорожный транспорт клиентов.

Информация о работе Лекции по "Прикладному маркетингу"