Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 17:08, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Прикладному маркетингу".
Сложность определяется тем, как много факторов внешней среды влияет на предприятие и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно изменяется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым). В нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям на подавляющее большинство предприятий стали влиять новые и сильно изменившиеся факторы внешней среды. В связи с этим многие фирмы стали пересматривать свою структуру, создавать новые подразделения и службы, ориентированные на практическое использование концепции маркетинга.
Учет сложности и динамизма внешней маркетинговой среды позволяет выявить четыре типа ситуаций (рис. 3.3.), каждая из которых наиболее соответствует тому или иному виду предпринимательской деятельности.
Ситуация, характеризуемая низкой неопределенностью (квадрант 1 на рис. 3.3.), является наиболее благоприятной. В этом случае можно предположить, что внешняя среда не будет преподносить много "сюрпризов" и предприятие может успешно действовать в достаточно ясной, с точки зрения влияния внешней среды, ситуации.
Ситуация умеренной неопределенности (квадрант 2 на рисунке 3.3.) является уже более напряженной. Высокая степень сложности внешней среды вносит элемент значительного риска, что подталкивает предприятие к большей альтернативности в действиях. Однако, внешняя среда достаточно стабильна и не претерпевает частых серьезных изменений.
Низкая | 1
Ситуация низкой
неопределенности
Факторов мало Факторов схожи Факторов не меняются Пример: Производство соли |
2
Ситуация умеренной
неопределенности
Факторов много Факторов не схожи Факторов не меняются Пример: Производство нефтепродуктов | ||
Степени динамизма внешнего окружения | ||||
Высокая | 3
Ситуация умеренно
высокой неопределенности
Факторов мало Факторов схожи Факторов постоянно меняются Пример: Потребительские товары |
2
Ситуация высокой
неопределенности
Факторов много Факторов не схожи Факторов постоянно меняются Пример: Производство компьютеров | ||
Низкая | Степень сложности внешнего окружения | Высокая |
Рисунок
3.3 – Основные типы
ситуаций в зависимости
от характера факторов
внешней среды
Ситуация, характеризуемая умеренно высокой неопределенностью (квадрант 3 на рис. 3.3.), требует от фирмы достаточной гибкости. Это необходимо в силу окружения. Однако сложность факторов позволяет руководителям, имеющим высокий уровень знаний о маркетинге, справляться с ситуацией.
Высокая неопределенность ситуации (квадрант 4 на рис. 3.3.) представляет собой наибольшую сложность. Это связано с тем, что внешняя среда полна динамизма и неопределенности. Эффективное взаимодействие фирмы с внешним окружением требует от руководителей и специалистов высочайшего уровня маркетинговой подготовки, аналитических способностей и интуиции. Оценки экспертов свидетельствуют, что только 20% факторов в бизнесе поддается контролю со стороны фирмы, а остальные 80% - неконтролируемы. Среди последних в основном составляющие внешней маркетинговой среды.
Каждая
из рассмотренных выше ситуаций требует
своего специфического подхода к организации
маркетинговой деятельности.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
Сущность
транспортной продукции
История
человеческого общества неотделима
от истории развития транспорта. Если
под словом “транспорт” понимать
процесс перемещения
В слове “транспорт” [лат. “transporto” – перевожу, переношу, перемещаю] отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и пассажиров. Транспорт является отраслью материального производства, однако он является специфической отраслью, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции.
Транспортное производство – это само передвижение грузов и пассажиров из пунктов отправления в пункты назначения, а готовая продукция транспорта – законченная их перевозка. В отличие от других отраслей материального производства продукция транспорта вырабатывается и реализуется одновременно.
Для того чтобы произведенные товары оказались для потребителей в нужном месте и в нужный час, необходима организация эффективной системы товародвижения. Как отмечается в [Котлер] товародвижение – это деятельность по планированию и претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения и с выгодой для себя.
Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию запасов, отгрузке товаров и обработке заказов. По некоторым оценкам стоимость транспортных расходов составляет до 1/3 цены конечного продукта. Следовательно, эффективная организация работы транспорта позволяет предложить товары по более низкой цене, а лучшее транспортное обслуживание позволяет привлечь дополнительных клиентов.
Транспорт выступает как средство повышения экономической активности субъектов товарного рынка. Он позволяет вовлечь в хозяйственный оборот наиболее отдаленные и слаборазвитые регионы страны, и тем самым транспорт сокращает географический разрыв между производством и потребителем. Связывая производство и потребление, транспорт способствует территориальному разделению труда, является стимулом для расширенного воспроизводства.
Таким образом, транспорт является важнейшей производственной инфраструктурой экономики государства. Транспорту присущи все три элемента материального производства: средства труда (локомотивы, вагоны, пути сообщения и т. д.) предметы труда (объекты перевозки – грузы и пассажиры), труд (целесообразная деятельность людей).
Вместе с тем, транспорт выполняет определенные производственно-сбытовые функции, создавая и продавая на рынке свою продукцию (услуги).
Продукция транспорта выступает в форме деятельности работников транспортной отрасли с использованием имеющихся транспортных ресурсов, которая материализуется в законченных перевозках. Перевозка груза или пассажира является основным видом услуг любого вида транспорта. Однако перевозка всегда сопровождается предоставлением других видов услуг (погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование, информационные услуги, страхование и т. д.).
В работе [5] дано следующее определение услуг: “к услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменениям и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно железной деятельности самого в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование и т.д.). К услугам относят такие виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь)”.
Ф. Котлер дает следующее определение: услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к вложению чем-либо.
Согласно работе [7] услугу можно определить как деятельность, связанную с обменом стоимостей, направленную на удовлетворение спроса, которая не сводится к передаче права собственности на некоторый материальный товар. Особенности услуги выражаются в следующих положениях:
Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и начинающим процесс материального производства и потребления. Транспортная услуга может быть определена как транспортный товар. Единица транспортной услуги – это целостный обособленный процесс или отдельная законченная перевозка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, отличающих одну услугу от другой.
В грузовом сообщении единицей транспортной услуги (работы) является грузовая отправка, т. е. партия груза, оформленная одним перевозочным документом (накладной) и следующая на определенное (тарифное) расстояние. Объем транспортной продукции может измеряться количеством отправленных тонн груза и тонно-километрами полезной транспортной работы. Аналогично в пассажирском движении материальным носителем единицы перевозки является пассажир, а объем транспортной продукции измеряется количеством отправленных (перевезенных) пассажиров и выполненных пассажиро-километров.
Таким образом, можно определить транспортную услугу как вид хозяйственной деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей клиентов, характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под транспортной услугой подразумевается не только собственно перевозка груза или пассажира (основная услуга), но и любая операция, не входящая в перевозочный процесс, но связанная с его подготовкой и осуществлением.
Отличительные особенности транспортной продукции включают помимо количественных характеристик, также и качественные характеристики. При перевозке грузов качество транспортной услуги определяется скоростью перевозки, сохранностью перевозимого груза, уровнем и комплексностью транспортного обслуживания в пунктах отправления и назначения. При перевозке пассажиров качество услуги определяется комфортностью обслуживания на вокзалах и в пассажирских поездах, удобное время отправления и прибытия транспортных средств, безопасность движения, время в пути и т. д.
Важнейшей экономической характеристикой услуги является ее цена или тариф за перевозку. Тариф включает непосредственно плату за перевозку и сборы за транспортно-экспедиционные (вспомогательные) операции. Качество транспортной услуги и тариф является важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность услуги.
Транспортная
продукция отличается и по целому
ряду технологических признаков
организации перевозочного
Транспортные услуги можно классифицировать по следующим признакам:
Особенности
рынка транспортных
услуг
Рынок – крайне сложное явление общественной жизни, связанное с регулированием производства и обменом различными материальными и другими ценностями, результатами человеческого труда. По причине, что рынком называют сферу обмена, не стоит путать его с торговлей. Торговля это отрасль экономики, а рынок – особая экономическая категория, как система купли-продажи.
Рынок как
система купли-продажи может
Рынки – форма связи производства и потребления, производителей продукции и услуг друг с другом, всех звеньев общественного производства и видов хозяйственной деятельности посредством процессов купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, жилья, технологий, услуг и т. п.
Все происходящие в экономике
процессы совершаются в рамках
пяти основных функций,