Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:02, практическая работа
Исследование рынка сотовой связи республики беларусь с помощью различных маркетинговых методов, проведенное с использованием специальных программ (SPSS и др.)
Также было выявлено, что большинство участников фокус-группы считают VELCOM весьма дружелюбным; полностью компетентным, знающим и надежным; современным, динамичным и активным.
Все это говорит о том, что оператор давно на рынке, знает его, уверенно, качественно и грамотно проводит свою политику, стремится меняться вместе со своими абонентами, разрабатывать для них что-то новое, постоянно сообщая им о том, что они могут быть уверены в качестве предоставляемых услуг, в надежности самого оператора и гарантиях, которые он предоставляет.
МТС отметили дружелюбным, компетентным и знающим, некоторые отмечают, что МТС не надежный, а также, что он современный, динамичный и активный, также можно заметить, что он хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, что, к сожалению отталкивает абонентов и, как следствие, говорит о низком уровне удовлетворенности в отношении данного сотового оператора.
Все перечисленные экспертами характеристики позволяют заключить, что данный оператор сотовой связи имеет следующую репутацию: относительно компетентного, относительно знающего свой рынок, не надежного, однако стремящегося измениться, что является несомненным плюсом для него. Однако все остальные характеристики и особенности восприятия его экспертами говорят о том, что он недостаточно компетентен и не готов полностью удовлетворять потребности в уверенности, надежности, главное, в качестве связи своих абонентов. А доминирование «относительности» позволяет заключить, что абоненты не уверены в своем операторе и не готовы полностью ему доверять. Но та активность и стремительность, с которой сейчас развивается оператор, говорит о его намерении в самом скором времени измениться в лучшую сторону, проводя определенные маркетинговые акции в том числе.
С БеСТ все обстоит следующим образом: никто не отмечет у него компетентность и знание, только некоторые считают его надежным и современным, динамичным, активным, для многих опрошенных БЕСТ представляется в образе «темной лошадки». Все это говорит, что оператор слишком закрыт от потенциальных абонентов и, не предпринимая никаких активных действий в этой области, только еще больше отталкивает от себя потенциальных абонентов, заочно внушая им недоверие к себе.
Специальные методы проведения фокус-группы (в частности, примененные в исследовании мэппинг и коллаж) в полной мере отразят именно существующее мнение потребителей о компании, позволят узнать глубинные предпочтения и мотивы потребителей.
По результатам мэппинга было выявлено, что связь, предоставляемая компанией VELCOM, является очень качественной, внушает доверие его абонентам, чем, по сути, объясняется его относительная дороговизна, которую и отметили многие эксперты. В то же время при всех положительных характеристиках данного оператора, он является несколько традиционным, но имеет большой потенциал, который и будет реализован в будущем.
Компания МТС зарекомендовала себя среди экспертов как дешевая, среднего качества, при этом достаточно инновационная, однако не внушающая доверия связь.
Что касается компании БеСТ, эксперты отметили среднее и низкое значения почти всех указанных характеристик. Это говорит о том, что этот оператор пока не внушает доверия и по своей сути является на данном этапе «темной лошадкой».
На основе ассоциаций, полученных в ходе проведения коллажа, можно составить образ идеального оператора: «Это оператор, который дарит нам радость общения с самыми родными и близкими людьми, с друзьями, заботится о нашем благополучии, осведомленности, идет в ногу со временем, следуя нашим потребностям, мы доверяем ему безгранично сейчас и в будущем. Этот оператор предоставляет нам связь высокого качества по разумным ценам и с помощью разнообразных тарифов, мы (абоненты) хорошо информированы обо всех нововведениях, изменениях в тарифных планах, о возможности получения своеобразных бонусов и скидок – в целом, не испытываем недостатка в информации. Быть всегда на связи, слышать и быть услышанным – вот то, что дает нам наш идеальный оператор».
Отрицательный оператор предстал таким: «Дорогой, нечестный, неграмотный, непрофессиональный, ведет двойную игру, отсталый, непродуманный, не учитывает наши потребности, не предоставляет нам достаточно информации – мы чувствуем себя ограниченными и стесненными в своих возможностях; его основная цель – получить деньги любыми способами, выдает желаемое за действительное с претензией на качество, непоследовательный и непонятный в своих действиях, его репутация сомнительна».
В таблице А приведена полученная комплексная оценка исследуемых сотовых операторов.
Таблица А – Оценка исследуемых операторов сотовой связи экспертами
Исследуемые операторы сотовой связи | ||
VELCOM | МТС | БеСТ |
Достоинства каждого | ||
Высокое качество связи | «Относительная дешевизна» | Потенциальные возможности |
Прозрачность расходов | Сильный, узнаваемый брэнд | Чисто белорусский продукт – играют на патриотизме |
Возможность иметь «-» баланс лицевого счета | Грамотная марке-тинговая политика | - |
Гибкая система скидок для абонентов, которые дли-тельный срок сотрудничают с оператором | - | - |
Недостатки каждого | ||
Относительная дороговизна | Не полная зона покрытия | Очевидное подражание существующим операторам |
Маркетинговая политика («приелся» логотип) | Агрессивная рекламная кампания | «Ничего существенно нового» - статичный |
Примечание. Источник: собственная разработка на основе проанализированных данных.
По результатам проведения фокус-группы можно сделать вывод, что лучшим оператором на данном этапе и самым близким к идеалу, по мнению экспертов, оператором, степень удовлетворенности от услуг которого фактически максимальна, признан VELCOM.
Всеми экспертами было отмечено, что более целесообразным в современной сложившейся ситуации является улучшение существующих операторов сотовой связи и повышение конкурентной борьбы между ними, что, несомненно, приведет к стремлению улучшить качество связи, поддерживая грамотный баланс между ценой и качеством. Таким образом, улучшить существующих операторов можно по следующим параметрам:
По результатам проведения фокус-группы были выявлены определенные недостатки в работе каждого из операторов, что находит свое отражение в отсутствии активной конкурентной борьбы между операторами и, как следствие, приводит к возникновению дисбаланса между постоянно растущим спросом на различные виды услуг и их предложением абонентам.
Однако
эксперты также отметили наметившийся
прогресс в отношении политики снижения
цен, предоставления определенных бонусов
абонентам того или иного оператора,
что в целом уже сейчас положительно
сказывается на повышении удовлетворенности
абонентов. Тем не менее, все это
– лишь попытка операторов частично
повлиять на один из уровней комплекса
«удовлетворенность» своих
Обоснование размера выборки для проведения опроса
Для подтверждения результатов, полученных с помощью качественных методов исследования, нами было проведено количественное исследование (анкетный опрос). Чтобы обеспечить статистически достоверные результаты была рассчитана репрезентативная выборка.
В данном исследовании целесообразным было применить простую случайную выборку, для чего были проведены необходимы расчеты.
Итак, исследование будет проводиться с 95%-ным уровнем надежности и 5%-ным уровнем точности, из чего следует:
t = 2,
Δ = 0,05.
В качестве генеральной совокупности принимаем все население города Минска, по состоянию на 1.03.2007 – 1799300 человек.
Следовательно,
N = 1799300.
Следующий шаг – определение дисперсии признаков совокупности:
где
ω
– доля единиц, обладающих признаком,
в исследуемом случае – доля абонентов
сотовой связи в общей
ω = 0,75 или 75% (Источник: данные предоставлены onliner.by по состоянию на 1.03.2007).
Исходя
из этого,
Таким образом, необходимый объем выборки при бесповторном отборе и вероятностном методе выборки, применяемый в данном исследовании, будет равен:
= = 299,9 ≈ 300 чел.
Данный
объем выборки будет
1
КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ
АНАЛИЗ
Первым этапом при
проведении анализа такого типа является
нахождение зависимости между
Следующим
этапом является регрессионный анализ
переменных, которые коррелируют
между собой по результатам проведения
корреляционного анализа. Этот анализ
в конечном итоге позволит построить
уравнение множественной
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка сотовой связи Республики Беларусь