Особенности поведения российских потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является программа комплекса продвижения косметики ООО «Градиент», а объектом – российские потребители.
Целью курсовой работы является выявление особенностей комплекса продви-жения косметики на рынке товаров потребительского назначения.
Поставленная цель определила задачи:
1) выявить особенности поведения потребителей;

Содержание

Введение 2
1. Особенности поведения российских потребителей 4
1.1. Потребитель как субъект маркетинга 4
1.2. Поведение российских потребителей 7
1.2.1. Современные черты российского потребителя 7
1.2.2. Традиции, нравы и обычаи российского потребителя 11
1.3. Реакция российских потребителей на маркетинговые стимулы 19
2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Градиент» 22
2.1. Характеристика предприятия 22
2.2. Анализ комплекса маркетинга организации 26
3. Маркетинговые исследования на рынке товаров потребительского назначения по проблеме нестабильность объема продаж 31
3.1. Анализ системы маркетинговой информации 31
3.2. Планирование маркетинговых исследований 31
3.3. Проведение маркетингового исследования, обработка результатов 32
4. Разработка маркетинговой программы комплекса продвижения кухонной посуды ООО «Градиент» на рынке товаров потребительского назначения 44
Заключение 49
Литература

Работа состоит из  1 файл

Упр.маркетингом Курсовая 1.doc

— 2.34 Мб (Скачать документ)

     Наконец, наглядным подтверждением изменения  в поведении российских покупателей является развитие торговых комплексов, преобладающий ассортимент которых ориентирован именно на потребителей со средним уровнем доходов, готовых несколько переплатить за гарантию качества и сервиса, а также возможность приобретения широкого ассортимента продукции и услуг в одном месте.

     Таким образом, в качестве наиболее характерных  черт, отражающих изменения в поведении российских покупателей, обусловленные соответствующим состоянием товарного предложения в ходе процесса эволюционного развития рынка розничной торговли, можно отметить следующее:

  • достаточно однообразный по своей структуре спрос по причине отсутствия в течение длительного времени возможности выбора;
  • крайне поляризованный спрос вследствие характера происходящего процесса перераспределения доходов населения;
  • формирующийся спрос, отражающий стиль совершения покупок так называемого среднего класса; основными чертами такого спроса являются качество, сервис, разумная цена.

     Отмеченные  выше изменения в характере спроса российских потребителей выступили  также в качестве предпосылки  перемен на рынке операторов розничной  торговли и дали импульс динамичному развитию наиболее современных форматов последней.

     Наш средний русский далек от потребительского фетишизма, который мы приписываем  западному обывателю. Причины –  может быть, сказывается советское  воспитание, может быть, российский менталитет.

     Нежелание сильно выделятся с помощью материальной атрибутики исследователи объясняют тем, что средние русские вообще не любят переплачивать. Они привыкли жить в соответствии с более низким, чем позволяет им сегодняшний доход, потребительским стандартом. Можно назвать еще две причины: во-первых, нежелание выделяться перед своими менее удачливыми старыми друзьями, приобретенными в прежние времена, когда господствовала уравниловка, и, во-вторых, боязнь привлечь к себе внимание криминальных структур или налоговой полиции.

     Люди, как известно, отличаются своими характерами  и общим отношением к жизни  сильнее, чем своими доходами. И эти  качества влияют на стили потребления. Поэтому исследователи заинтересованы в выявлении характерных типов  потребителей. Для среднего класса выявлены пять типов потребителей.

     Карьерист нацелен на успех и продвижение по службе. Он рационален в расходах и ежемесячно откладывает значительную сумму денег (более 30%). Покупает дорогие, престижные марки, соответствующие его статусу и имиджу делового, целеустремленного человека. Часто посещает рестораны, дома же ест простую пищу, но покупаемую в супермаркетах. Свободного времени мало, но, когда есть, читает прессу. Отдыхает за границей.

     Обыватель большое значение придает своей семье, заботе о близких; большую часть денег тратит на детей, их образование. Не любит импульсивных необдуманных поступков. Все крупные покупки планируются заранее, склонен экономить. Предпочитает не выделяться в своем кругу, а всего лишь быть не хуже других. Продукты питания покупает на рынке или в обычном магазине рядом с домом. Много сил вкладывает в дачу.

     Интеллигент основными ценностями считает доброжелательное отношение к людям, наличие друзей и образованность. Помогает родственникам; в остальных расходах разумное распределение, покупки только необходимого для своей семьи. Не придавая значения демонстрации своего достатка, предпочитает приличные качественные вещи; в целом стиль одежды прост. На еде не экономит, но и дорогие продукты не покупает. Досуг проводит в музеях, театрах, любит путешествия в европейские страны с богатой культурой. Покупает хорошие книги, картины.

     Компьютерщик ценит в людях оригинальность и интеллект. Основная часть зарплаты, превышающий его низкий уровень потребностей, либо откладывается, либо отдается родителям. Главное место в его жизни занимает компьютер, основной способ общения – Интернет. Мнения окружения его не интересует, не имеет значения и престижность приобретаемых им товаров. Основная статья расходов – постоянное усовершенствование компьютера, покупка CD, высококачественной аудиотехники.

     Гедонист расходы не контролирует. Импульсивная и неразумная трата денег осуществляется под девизом: «Живи одним днем». Большое значение придает своему внешнему виду, демонстрации своего статуса и качеств (ценит современность, стильность, раскованность). Предпочитает очень дорогие или средние по западным меркам марки. Бытовую технику покупает только из-за красивого дизайна и престижной марки (хотя потом может и не пользоваться ею). Читает нашумевшие романы, посещает модные культурные мероприятия. 

           1.2.2. Традиции, нравы  и обычаи российского потребителя

           Менталитет каждого  народа подразумевает существование  сложившихся государственных и  правовых институтов, своей культуры хозяйства (производства, потребления, отношения к собственности). Он складывается на протяжении многих веков и жизни многих поколений. Общим корнем в формировании русского и западноевропейского менталитета явилось христианство. Но в пределах христианского мировоззрения исторически выделялись западно- и восточно-христианское направления. Восточно-христианское направление, принятое на Руси, и влияние Востока стали определяющими при формировании менталитета русского человека и обусловили его отличия от западноевропейского менталитета. Потому русский человек – менее законник, чем человек Запада. Он больше значения всегда придавал естественному, чем писанному праву.

     Для России характерен «двойной стандарт»: один – для власти, другой – для  народа. В условиях крепостного права  крестьянин, например, долгое время вообще не имел никаких прав. Поэтому ориентация у него была не на суд, а на барина. Русский, какого бы звания ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это может сделать безнаказанно. И совершенно также поступало в то время правительство.

     Если  в странах Европы общественный договор  обязателен для исполнения обеими сторонами, то по-российски – это есть молчаливый сговор между ними об обоюдной безнаказанности  при нарушении закона.

     Русские пословицы отражают недоверчивое отношение  народа к законам: «Где закон, там и обида», «Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет», «Закон – дышло: куда повернул, туда и вышло», «Хотя бы все законы пропали, только бы люди правдой жили». Еще более настороженное отношение к тем, кто их сочиняет и исполняет: «Не бойся закона, бойся судьи», «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Кто законы пишет, тот их и ломает».

     В условиях командной экономики у  советского человека не было особой необходимости в знании законов. Переход от командной к рыночной экономике в России влечет за собой смену мышления и поведения людей. Это – нелегкий процесс, сопровождающийся для многих серьезными проблемами. Адаптироваться к рынку – значит приспособиться к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности. В психологическом плане это вызывает у человека различные душевные состояния: у одних – страх, нервозность, разочарование, ощущение беспомощности, неуверенности, растерянности, у других – радость, оптимизм, удовлетворенность собой. В экономическом плане адаптация к рынку порождает необходимость усвоения новых знаний, превращение их в навыки и умения, стремление к освоению новых профессий, чтобы занять доходное рабочее место.

     В начале реформ потребитель-россиянин  сильно растерялся. Являясь воспитанником командной системы, выросший в условиях дефицита и очередей, потребитель, естественно, имел другие покупательские привычки. А теперь проблема выбора товаров и услуг многих тяготила. Поиск информации о товарах, оценка альтернатив вызвали сложности. Очень часто из-за своей потребительской безграмотности, боязни инфляции и того, что товар «разберут», совершалась необдуманная или недостаточно обдуманная покупка, вызывающая впоследствии сожаление.

     С другой стороны, отмечалась и противоположная  тенденция. Из-за инфляции и сокращения реальных доходов многие миллионы россиян вынуждены были долго искать и тщательно обдумывать свой выбор, чтобы свести «концы с концами».

     Привычка  к созданию запасов, покупкам «впрок», беспомощность и неумение многих защитить себя в случае обмана, приобретения некачественного товара, мошенничества – все это характеризовало потребителя первой половины 90-х. Понадобилось время, прежде чем потребитель понял, что должен защищать себя прежде всего сам, вооружившись правовыми и экономическими знаниями. Таким образом в эпоху реформ наш потребитель вступил с низким уровнем потребительской грамотности, необходимой для жизнедеятельности в условиях рынка, с чертами поведения, свойственными командной экономике.

     Наш потребитель был совершенно растерян, не подготовлен для жизнедеятельности в условиях рынка. Он нуждался в защите, так как ситуация на рынке была неблагополучна: процветали обман, ненадежность договоренности, нечестная реклама, низкое качество продуктов, услуг и небезопасность их для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Если предприниматель цивилизованного рынка руководствуется в своей деятельности лозунгом: «Прибыль превыше всего, но превыше прибыли – честь», то для нашего было главным – «Прибыль любой ценой», «Деньги не пахнут», «Не обманешь – не продашь».

     Наш потребитель, привыкший к дефициту, уравнительному распределению, с трудом ориентируется в нынешней ситуации перехода к рынку. Какой товар  предпочесть: более дешевый на вещевом рынке или более дорогой в магазине? Куда вложить сбережения? Как оценить то или иное рекламное сообщение? Где найти нужную информацию? Для многих россиян эти и прочие вопросы – не привычны.

     Сегодня, спустя десятилетие, потребитель иной. Он приспособился к новым условиям жизнедеятельности. Он уже знает  свои потребительские права, умеет  защищать себя в случае надобности. Научился он и ориентироваться в потоке товаров, принимать более менее разумные решения. Хотя проблем еще много.

     В качестве одной из важнейших национальных особенностей потребительского поведения западные экономисты называют отношение в стране ко времени и к вещам. В развитых странах наблюдается бережное отношение ко времени, но расточительное - к вещам. Это объясняется уровнем производительности труда. В России, наоборот, имеет место, в основном, бережное отношение к вещам и расточительное– ко времени.

     Ценность  времени на потребление в совокупности с рыночной ценой образуют «полную цену» товара. Если подходить с этих позиций, то в условиях командной экономики, простаивая часами в очередях за покупками, мы приобретали отнюдь не дешевые товары. Мы не учитывали ценность нашего времени, ибо она была невысока. Для американца это были бы крайне дорогие товары.

     Для России в целом с ее низким уровнем  производительности труда сегодня  характерна низкая рыночная ценность времени. Большинство россиян не жалеют времени на поиск более  дешевых товаров, работу в садово-огороднических товариществах. Перед многими стоит проблема выживания. Лишь состоятельные люди по-иному ценят свое время, руководствуясь формулой «полной цены» как суммы рыночной цены и ценности времени на потребление.

     Расточительность  в использовании времени россиянами имеет и обратную сторону – бережливость в использовании вещей. Последнее обстоятельство обусловливает тот факт, что российские женщины – хорошие хозяйки, а мужчины – разносторонне развитые умельцы. Кроме того, наша бережливость идет из глубины веков. Вспомним «Домострой», наставляющий бережно относиться к одежде, рационально кроить и беречь остатки и обрезки, хранить в порядке и чистоте домашнюю утварь, сохранять припасы. Это и понятно – на Руси каждый третий год был неурожайным, а каждые десять лет различные моровые поветрия уносили массу людей. Без бережливости и запасливости было не прожить.

     Низким  уровнем производительности труда  отчасти можно объяснить и  такую черту российского потребителя, как неприхотливость в удовлетворении материальных потребностей. Наш покупатель долго не был избалован качеством, разнообразием, сервисом. Низкое качество многих российских товаров, ненадежность в эксплуатации, неповоротливость наших производителей в следовании моде лежали в основе предпочтения большинством потребителей западных товаров отечественным. Это касалось одежды, обуви, радиоэлектроники. Истоки низкой производительности с вытекающими из нее рассмотренными выше особенностями потребительского поведения россиянина следует искать опять же в командной экономике: предприятия были не заинтересованы учитывать спрос, внедрять достижения научно-технического прогресса в производство из-за отсутствия хозяйственной самостоятельности и конкуренции.

Информация о работе Особенности поведения российских потребителей