Особенности поведения российских потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Предметом курсовой работы является программа комплекса продвижения косметики ООО «Градиент», а объектом – российские потребители.
Целью курсовой работы является выявление особенностей комплекса продви-жения косметики на рынке товаров потребительского назначения.
Поставленная цель определила задачи:
1) выявить особенности поведения потребителей;

Содержание

Введение 2
1. Особенности поведения российских потребителей 4
1.1. Потребитель как субъект маркетинга 4
1.2. Поведение российских потребителей 7
1.2.1. Современные черты российского потребителя 7
1.2.2. Традиции, нравы и обычаи российского потребителя 11
1.3. Реакция российских потребителей на маркетинговые стимулы 19
2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Градиент» 22
2.1. Характеристика предприятия 22
2.2. Анализ комплекса маркетинга организации 26
3. Маркетинговые исследования на рынке товаров потребительского назначения по проблеме нестабильность объема продаж 31
3.1. Анализ системы маркетинговой информации 31
3.2. Планирование маркетинговых исследований 31
3.3. Проведение маркетингового исследования, обработка результатов 32
4. Разработка маркетинговой программы комплекса продвижения кухонной посуды ООО «Градиент» на рынке товаров потребительского назначения 44
Заключение 49
Литература

Работа состоит из  1 файл

Упр.маркетингом Курсовая 1.doc

— 2.34 Мб (Скачать документ)

     Этот  ритуал приема гостей выражает подставное демонстративное потребление, описанное Вебленом. Русским также было свойственно афишировать себя, выставлять в лучшем виде, заботится о том, чтобы все, чем себя человек окружает, шло к лицу. Однако причины этого в России Ключевский называет иные, чем Веблен. У Веблена это объяснялось завистническим сопоставлением и инстинктом мастерства. Ключевский же наряду с выражением в этом суетности, тщеславия, притворства, видел «два очень симпатичных побуждения»: «Во-первых, стараясь показаться себе самим лучше, чем мы на деле, мы этим обнаруживаем стремление к самоусовершенствованию… А, во-вторых, этим притворством мы хотим понравиться свету, произвести наилучшее впечатление на общество, т. е. выражаем уважение к людскому мнению, свидетельствуем почтение к ближнему, следовательно, заботимся об умножении удобств и приятностей общежития… »

     Важное  значение в воспитании принадлежит  пословицам и поговоркам.

     «Не хлебом единым жив человек». У потребителя  мн6ожество потребностей – как  материальных, так и духовных. Но это многообразие потребностей имеет  ограниченные возможности их удовлетворения. Пословица «По одежке протягивай ножки» учит жить по своим средствам, в соответствии с доходами. «Хотел бы в рай, да грехи не пускают», « На хотенье есть терпенье» также напоминают об ограниченных возможностях потребителя. Причем последняя может быть интерпретирована также с точки зрения необходимости самоограничения потребностей, рациональности потребительского поведения.

     Когда доход недостаточен, позволяет удовлетворить  лишь элементарные потребности, говорят: «Не до жиру, быть бы живу», «Не до богатства, не до излишеств, лишь бы выжить, иметь хоть самое необходимое». То есть самые настоятельные потребности – физиологические; от них зависит поддержание жизни. Более высокая настоятельность потребностей в пище по сравнению с потребностями в одежде следует из совета: «Пей, ешь, как хочется, а носи, как сможется». Сначала удовлетвори свои первые жизненные потребности, и только то, что останется, можно потратить на наряды. Но не наоборот.

     Этот  совет приобретает особую актуальность в свете рассмотрения такого характерного для Руси явления как щегольство. Оно беспощадно высмеивается в пословицах и поговорках, причем независимо от сословия: «Дома – щи без круп; в людях – шапка в рубль», «Гол, да в шляпе – тот же шляхта», «В брюхе солома, а шапка с заломом», «На брюхе шелк, а в брюхе-то щелк», «Пуст карман, да синь кафтан», «Камзолы зеленые, а щи не соленые», «Слуги в шелках – бояре в долгах». Стереотип поведения щеголя предостерегает: «Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду». Это – не рациональное поведение. «Экономить на желудке» ради нарядов -  неразумно.

     Для большинства россиян в старину  было характерно стремление не столько  превзойти других в размере явного потребления, сколько желание быть на уровне общепринятых требований благопристойности  в качестве и количестве потребляемых товаров, быть «не хуже других». Легче всего эту благопристойность продемонстрировать с помощью одежды. «По платью видят, кто таков идет», «Видит и кривой, на ком кафтан плохой», «Наряди пень в вещий день, и пень будет красавчик», «В рогожу одеться, от людей отречься», «Худая слава, что без кафтана Савва».

     Еще одна особенность россиян как  потребителей заключается в том, что все натуральное ценится  выше искусственного. Химия вызывает боязнь, природные вещества – доверие. К такой простой формуле сегодня сводятся многие решения о покупке, особенно продуктов питания, косметике, одежды, обуви. Причины того многообразны, среди них:

  • географические особенности страны (суровый климат подтверждает, что одежда из натурального меха теплее, чем из искусственного, а природные богатства позволяют снабдить население подобными натуральными товарами);
  • исторические традиции (из-за бережливости россияне предпочитают долговечные товары, к примеру, изделия из натуральной кожи служат дольше, чем из искусственной);
  • экологическая проблема (радиация, использование минеральных удобрений и пищевых добавок при производстве продуктов питания, загрязненность воздуха, воды пугают россиян, которые в большинстве своем не могут похвастаться здоровьем, страдают аллергическими, онкологическими и прочими болезнями).
 

     1.3. Реакция российских потребителей на маркетинговые стимулы

     Реклама – это различные формы неличного  представления и продвижения  на рынке товаров, услуг, идей, оплачиваемые известным спонсором.

     На  рубеже 80-90-х годов, когда реклама  только начала свое вторжение в нашу жизнь с экранов телевизоров, россиянин отнесся к ней скептически и с раздражением. Этому есть объяснение: во-первых, вскормленный советской пропагандой соотечественник оставался и в перестроечные годы недоверчивым к официальным средствам массовой информации; во-вторых, реклама по телевидению товаров, отсутствующих в продаже, а также средств производства, рассчитанных на узкоспециализированную аудиторию, подчас сделанная непрофессионально, естественно, раздражала людей.

     Довольно  быстро российские рекламные агентства накопили необходимый опыт в рекламном деле и сумели завлечь неискушенного и доверчивого потребителя в сети дельцов и махинаторов. Достаточно вспомнить рекламу МММ, РДС, Властилины.

     Нашему  потребителю и сегодня явно не хватает знаний о рекламе, чтобы критически к ней относиться. Особенно детям. Огромный вред уже нанесла реклама пива. В то время как медики однозначно считают пиво алкогольным напитком, Министерство по антимонопольной политике не замечает этого. Российское законодательство запрещает рекламу алкогольных напитков, но на пиво это почему-то не распространяется. Вред заключается в том, что у детей и молодежи уже выработался стереотип поведения в соответствии с рекламой. Можно видеть девушек и молодых людей, пьющих пиво на ходу из горлышка бутылки, как это было в одном из роликов несколько лет назад. Между тем в России набирает темп пивной алкоголизм. Сегодня об этом заговорили и врачи, и общественные организации потребителей. Сегодня также наблюдается рост детского алкоголизма. И реклама сыграла очень большую роль в этом.

     По  результатам социологических исследований, в настоящее время 52% россиян покупают рекламируемые товары, а 59% хотят попробовать новые рекламируемые продукты. Больше половины жителей России предпочитают вообще не покупать незнакомые марки товаров, 29% - согласны переплатить, но купить продукцию известной фирмы. Эти цифры говорят о том, что рекламодатели стараются активно заявлять о своей продукции, чтобы название марки было «на слуху». «Горят» желанием приобрести рекламируемые товары 26% жителей, около 36% стараются купить модную вещь, 23% внимательно следят за модой. Чуть больше половине населения России (51%) нравится смешная реклама, а 57% - получают удовольствие, читая яркие цветные издания. Кроме того, больше половины потребителей (51%) с радостью приобретают красочно и современно оформленные продукты.

     Особое  место занимает в нашей жизни  телевидение. Более 50% свободного времени  большинство людей проводит перед  голубым экраном. Степень доверия  к телевидению достаточно высока: 30% жителей России верят информации, которую дает телевидение (для сравнения: печатному слову доверяют чуть меньше – 24%).

     В то же время реклама может вызвать  и негативную реакцию. Если она пытается изменить сложившиеся представления людей, возникает определенный внутренний дисбаланс, и человек не может правильно классифицировать для себя рекламируемый товар или же, классифицировав, не будет испытывать доверия к нему. В России большой процент людей, не доверяющих рекламе: не верят рекламе – 56%, не обращают внимания на рекламу в газетах и журналах – 34%, реклама никак не влияет на решение о покупке, по словам потребителей – для 50%.

     Поведение индивидуальных потребителей отличается тем, что у них часто эмоциональные  мотивы совершения покупок преобладают над рациональными. Вследствие этого, факторы успеха потребительских товаров и услуг базируются не на их объективно заданных, а на субъективно воспринимаемых потребителями преимуществах. Эти преимущества заключаются в уникальности товарных марок по сравнению с конкурирующими и способности покупателей идентифицировать их при совершении покупок.

     Брэнд есть сущность, развивающаяся во времени, - от марки как концепции, состоящей  из известных элементов (фирменного названия, фирменного знака, слогана), до четко воспринятой покупателями совокупности функциональных и эмоциональных элементов, единых с самим товаром и способом его представления.

     Специфика покупательского поведения россиян  определяет особенности применения концепции брендинга на отечественном рынке. Осваивая эту концепцию, необходимо учитывать, что:

  1. общий уровень распознания брэндов у российских потребителей не велик, но он постоянно растет, поэтому Россия – страна, где можно довольно быстро создать и продвинуть новый брэнд;
  2. вследствие стремительного насыщения отечественного рынка потребители не успевают формировать лояльность к определенной товарной марке в связи с постоянным появлением новых товаров, ранее не известных;
  3. у потребителей наблюдается рост недоверия к качеству зарубежных товаров, особенно продовольственных, и однозначное предпочтение отечественных марок продуктов питания;
  4. брэнд в России в гораздо большей степени, чем на Западе, воспринимается как символ «аутентичности товара» (отсутствие подозрений в незаконной подделки марки);
  5. для создания брэнда в России необходимы мощная рекламная кампания в СМИ и активное использование наружной рекламы;
  6. в сознании отечественного потребителя понятие «брэнд» как бы «расколото» между тремя факторами: страна-производитель, привлекательность упаковки и товарная марка, поэтому название марки должно дополняться сведениями о стране-производителе;
  7. необходимо учитывать национальные традиции и особенности восприятия рекламных обращений российскими потребителями и формировать их таким образом, чтобы они стали более приятными, чем рекламные сообщения зарубежных конкурентов, рассчитанные на восприятие населения, привыкшего к специфическому языку рекламы, в частности, для российских потребителей важна «персонифицированность» брэнда, т. е. использование известных личностей для его продвижения.

     Исследования  показывают, что исключительно важное значение для формирования брэнда в сознании российского потребителя имеет словесный товарный знак, так как он является наиболее сильным и запоминающимся «идентификатором» конкретного товара. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ 

     ООО «ГРАДИЕНТ» 

     2.1. Характеристика предприятия

     Организация ООО «Градиент» начала свое существование с 1998 года.

     Предприятие является плательщиком налогов и  сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Подает отчетность в налоговую администрацию, органы районной и областной статистики, Комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку.

     Данная  организация на сегодняшний момент занимается оптовой торговлей товаров  народного потребления: косметические средства по уходу за телом. Продукция данной фирмы занимает заслуженное место среди товаров данной отрасли, продаваемых  в России, что подтверждается  спросом на продукцию, выданными, отзывами покупателей и многочисленными сертификатами качества.

     Используемые  высококачественное исключительно  натуральное сырье и оригинальные запатентованные технологии изготовления на продукции, обеспечили  известность и хороший сбыт.

     Предприятие осуществляет торгово-посредническую деятельность при 
купле-продаже всех видов товаров в соответствии с 
действующим законодательством. Для осуществления своей деятельности 
организация получает специальное разрешение (лицензии) в установленном 
законом порядке.

     Тип рынка – монополистический, характеризуется тем, что множество фирм предлагают схожую продукцию. 

     У данной организации 2 группы клиентов:

  1. оптовые компании
  2. розничные магазины

     В организации происходит продажа  товаров с помощью посредников  – косвенный сбыт, типичный двухуровневый. Преимущества такого сбыта: возможность продажи крупных партий, следовательно, быстрее оборачивается капитал и можно получить больше прибыли, специфические сбытовые функции передаются специалистам, посредникам.

Информация о работе Особенности поведения российских потребителей