Разработка стратегий маркетинга и направлений их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:48, дипломная работа

Описание

Объектом исследования в дипломной работе является предприятие ОАО «ГЗАС им. А.С.Попова». В силу того, что ОАО «ГЗАС им. А.С.Попова» - многопрофильное промышленное предприятие, для исследования было выбрано одно из направлений деятельности предприятия - медицинская техника. Таким образом, предметом исследования являются особенности формирования маркетинговых стратегий направления “Медицинская техника”.
Целью дипломной работы является разработка маркетинговых стратегий развития направления “Медицинская техника” на ОАО «ГЗАС им. А.С.Попова».

Содержание

Задание на дипломную работу
Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А 1
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 635.00 Кб (Скачать документ)

      В плане технического обеспечения, в  отделе маркетинга у каждого сотрудника имеются в наличии компьютер, телефон, факс (общий на весь отдел), сканер (общий на весь отдел), сетевой  принтер.

      Программное обеспечение каждого специалиста  отдела маркетинга включает в себя:

  •      наличие стандартного пакета Microsoft Office (печать отчетов,    оформление графиков, составление презентаций);
  •      доступ к программе 1С (CRM8) (составление ежедневных и ежемесячных отчетов по продажам по каждому из продавцов, анализ причин отклонения результатов от плана);
  •    Интернет (поиск информации о конкурентах, интересных товарах –новинках  для расширения ассортимента, информации о тенденциях рынка и т.д.);
  •     Photoshop ( разработка макетов рекламных материалов и POS-материалов);
  •    БАД - почта (доступ к корпоративному ящику www.marketing-gzas.ru, получение рекламных и информационных материалов) и т.д.

      Рассмотрим  основные проблемы, которые были выявлены в отделе маркетинга предприятия ГЗАС им. А.С.Попова:

1.   Недостаточное количество высококвалифицированных  специалистов для более четкого  исполнения функций, закрепленных  за отделом;

2. Отсутствие  необходимого программного обеспечения  для квалифицированного решения поставленных задач;

3.   Непродуманная система материального  стимулирования сотрудников отдела  маркетинга;

4.  План  продаж разрабатывается руководством  предприятия без учета тенденций  рынка;

5.     Излишняя бюрократизация в процессе  принятия решений;

6.     Бюджета маркетинга не хватает на проведение активных мероприятий по продвижению продукции на рынок;

7. Отсутствие  маркетинговых стратегий, которые  осуществлялись бы в комплексе,  в рамках единой стратегии  развития предприятия.

      Наиболее  актуальной проблемой для предприятия является необходимость разработки комплекса маркетинговых стратегий и направлений их реализации для более эффективной и скоординированной работы предприятия.

      Проблема  была выявлена вследствие того, что:

-  отсутствует  стратегическое планирование маркетинговой деятельности;

-  не  выполняются все запланированные  мероприятия по комплексу маркетинга;

- руководитель  отдела маркетинга занят скорее  решением оперативных  проблем  в сфере продаж, нежели маркетинга.

      Причинами возникновения данной проблемы являются:

- недостаточное  количество  специалистов  в области  маркетинга;

- отсутствие  планирование на перспективу,  т.к.  план маркетинга составляется  лишь для отчетности руководству,  за период, который уже прошел.

     Таким образом, требуется разработать маркетинговые стратегии и направления их реализации, позволяющие откорректировать слабые стороны предприятия по направлению деятельности  «медицинская техника» с целью повышения эффективности деятельности  в долгосрочной перспективе.

     Резюмируя вышесказанное, подведем итоги первой главы.

     Горьковский  завод  аппаратуры  связи  им. А.С. Попова является одним из  крупнейших оборонных предприятий России  и  осуществляет свою деятельность на рынках радиоэлектронной промышленности, медицинской техники  и автомобилестроения.

      Существующая  организационно-управленческая структура  является линейно - функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. Она полностью соответствует целям организации, показатели нормы управления и количество ступеней управления соответствуют рекомендуемым значениям, горизонтальные и вертикальные связи между подразделениями реализуют принципы линейного и функционального взаимодействия. Недостатком данной структуры является высокая степень централизации в принятии решений, которая замедляет  весь процесс принятия  управленческих решений. Это снижает темпы технического развития производства и внедрения, новых более современных моделей выпускаемой продукции.

      Для решения данной проблемы необходим  переход от линейно-функциональной структуры управления к дивизиональной.   С переходом к дивизионной структуре управления производством появится реальная возможность снижения уровней управления, принятия решений и повышения степени ответственности за их реализацию.

    Проведенный финансово- экономический  анализ состояния организации свидетельствует об  устойчивом  финансовом положении предприятия, наблюдается рост собственного капитала и одновременное снижение заемного, а также наличие собственного оборотного капитала для финансирования имущества.

    По  итогам  SWOT – анализа было выявлено ряд проблем предприятия. Для решения данных проблем существует необходимость в разработке качественных, стратегических и оперативных маркетинговых мероприятий, которые позволят  ГЗАС им. А.С. Попова занять устойчивые позиции на рынке и обеспечить запланированный показатель прибыли. Именно решению данного вопроса и будут посвящены следующие главы дипломной работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  2 Оценка маркетинговых  стратегий, применяемых  на  предприятии

2.1 Анализ корпоративных   и функциональных  маркетинговых стратегий 

    Корпоративные стратегии предприятия определяют пути лучшего использования ресурсов для удовлетворения потребностей рынка. Корпоративные стратегии предприятия  ГЗАС им. А.С. Попова включают в себя портфельные стратегии, стратегии роста и конкурентные стратегии.

    Портфельные  стратегии  позволяют достаточно эффективно решать вопросы управления различными сферами деятельности предприятия с точки зрения их места и роли в удовлетворении нужд рынка и осуществления капиталовложений в каждую из сфер.

    Портфельный анализ направлений деятельности предприятия  ГЗАС им. А.С.Попова будем осуществлять с помощью матрицы БКГ и матрицы Джи-И-Маккензи.

    Направления деятельности предприятия имеют четкую градацию по видам:

-   спецтехника: КВ-радиостанции воздушного  и наземного базирования;

- медицинское  оборудование: для домашнего применения: облучатель ультрафиолетовый кварцевый  (ОУФК-01), аппарат магнитотерапиевтический  (АМнп-01); для профессионального применения аппарат для УВЧ-терапии (УВЧ-30-2) ,  аппарат для ДМВ–терапии (ДМВ-01);

-    автокомпоненты: бачки масляные  для ГУР, датчики.

   Для оценки состояния каждого направления, с точки зрения его относительной  доли на рынке и темпов роста базового рынка, построим матрицу  БКГ (Рисунок 2).

Рисунок 2- Матрица БКГ

    Для предприятия, направление деятельности спецтехника относится к категории  «дойной коровы». Это направление  для завода в настоящее время  является основным и обеспечивает наибольший приток средств. Вместе с тем, дальнейшая работа на данном сегменте рынка для ГЗАС  при сложившейся ситуации требует модернизации изделий и особых усилий в их сбыте.

    Производство  продукции медицинского назначения является для предприятия наиболее прибыльным, а  рынок – наиболее перспективным.

    Важнейшим фактором перспективности рынка медицинского оборудования является глобальный рыночный тренд – рост внимания к здоровью, стремление к активности в преклонном возрасте, желание сократить прием традиционных лекарств во избежание побочных эффектов и аллергии. Анализ продаж показывает, что с момента вывода продукции медицинской тематики на рынок, объем продаж ее неуклонно растет, что подтверждает платежеспособность рынка и заинтересованность в данном продукте. Учитывая рыночный спрос, а так же прибыльность продукции для предприятия  отнесем данное направление  к зарождающимся «звездам» с хорошими перспективами.

    Производство  автокомпонентов является для завода убыточным. Более того, освоенный  ассортимент продукции, ориентирован на одного крупного заказчика –  Горьковский автомобильный завод. Учитывая сложившуюся ситуацию, данный продукт является в настоящее время весьма зависимым, находясь под жестким гнетом основного покупателя. С учетом перечисленных факторов, автокомпоненты отнесены к  категории «трудные дети».

    Исследуемое направление, производство продукции  медицинского назначения, находится  в ячейке «Звезда». «Звезды» – это  товары, продающиеся в условиях быстрого расширения спроса, что предопределяет их потребность в финансировании. Товары - звезды являются лидерами на рынке с высоким темпом, но они не всегда обеспечивают организации существенный приток денежных средств из-за значительных расходов на поддержание высоких темпов роста и отражение атак конкурентов.

    Для данного направления деятельности предприятие ГЗАС им. А.С. Попова использует оборонительную стратегию, которая заключается в защите  имеющейся доли рынка и завоевании новых потребителей.

    Привлекательность рынка зависит не только от двух факторов, описанных в матрице  БКГ. Более полное представление о привлекательности рынка и конкурентоспособности направления позволяет дать анализ матрицы Джи-И-Маккензи.

    Оценку  привлекательности рынка будем  осуществлять по следующим индикаторам: доступность рынка, темп роста рынка, длительность цикла жизни, потенциал валовой прибыли, острота конкуренции, возможность неценовой конкуренции, концентрация клиентов.

    Индикаторами  конкурентоспособности направления  будут являться: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологий, метод продаж, имидж предприятия.

    Различные направления деятельности предприятия  будем представлять  в виде кружков, площадь которых соответствует  доли в суммарной выручке организации.

    Построим  матрицу Джи-И-Маккензи для основных направлений деятельности предприятия (Рисунок 3).

    

Рисунок 3- Матрица Джи-И-Маккензи

      Как видно из матрицы, интересуемое нас  направление деятельности находится  в зоне C.  Зона C  соответствует высокому  уровню привлекательности рынка товара и конкурентоспособности предприятия.  Для данного направления деятельности руководство организации использует стратегию  агрессивного роста. 

      Направление деятельности предприятия по производству и продаже спецтехники находится  в зоне D. Для развития этого направления действует стратегия «низкой активности», которая заключается в защите своего положения без существенных затрат.

      Производство  и реализация автокомпонентов находится  в зоне В. Конкурентное преимущество - слабое, но привлекательность рынка  большая. Для данного направления  предприятие использует стратегию  селективного  роста.

      Таким образом, на основании анализа бизнес - портфеля  предприятия, можно сделать  вывод об экономической целесообразности повышения конкурентоспособности  направления  деятельности по производству медицинской техники.  В качестве основного аргумента выступает тот факт, что данное направление находится на рыночном сегменте с высокой степенью привлекательности.

     Стратегии роста дают возможность ответить на вопросы, в каком направлении развиваться предприятию, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка, а также достаточно ли собственных ресурсов для этого или необходимо пойти на внешние приобретения и диверсификацию своей деятельности.

Информация о работе Разработка стратегий маркетинга и направлений их реализации