Совершенствование комплекса маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию комплекса маркетинга услуги EMS BELARUS.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………..
1 Маркетинг услуг почтовой связи…………………………………………………………
1.1 Комплекс маркетинга услуг……………………………………………………….....
1.2 Перспективы развития рынка почтовой связи……………………………………...
2 Анализ маркетинговой среды РУП «Белпочта»………………………………………...
2.1 Услуги, предоставляемые РУП «Белпочта»………………………………………...
2.1.1 Классификация услуг почтовой связи……………………………………….
2.2 Анализ внутренней среды РУП «Белпочта»………………………………………...
2.2.1 Основные экономические показатели РУП «Белпочта»…………………...
2.3 Анализ внешней среды РУП «Белпочта»…………………………………………...
2.3.1 Анализ конкурентной среды…………………………………………………
2.3.2 Анализ потребителей…………………………………………………………
2.3.3 Анализ маркетинговой среды по услуге EMS………………………………
2.3.4 SWOT-анализ отрасли почтовой связи……………………………………...
3 Комплекс маркетинга услуги EMS……………………………………………………….
3.1 Описание услуги EMS………………………………………………………………..
3.2 Цена (стоимость) услуги……………………………………………………………….
3.3. Место………………………………………………………………………………….
3.4 Продвижение и реклама……………………………………………………………...
3.5 Персонал……………………………………………………………………………….
3.6 Остановка……………………………………………………………………………...
3.7 Процесс обслуживания………………………………………………………………..
4 Предложения по совершенствованию комплекса маркетинга услуги EMS…………..
Заключение…………………………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………………………...
Приложение А SWOT-анализ отрасли почтовой связи…………………………………
Приложение Б Карта оказания услуги EMS BELARUS………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Макаренко_Соверш. комплекса маркетинга EMS-2006.doc

— 3.33 Мб (Скачать документ)

- документ (Worldwide Document Express) SM международная экспресс-доставка различных видов документации и предметов, не имеющих коммерческой стоимости;

- экспресс Документ (Express Document) SM пересылка любой корреспонденции весом до 200 г (до 30 листов формата А4) за границу по специальному льготному тарифу при оплате наличными или кредитной картой по факту отправления.

Услуги оказываемые MeKyС:

- курьерская доставка и экспедиторское обслуживание;

- доставка местных грузов между и внутри городов в границах РБ;

- доставка международных грузов в страны мира и города мира.

Услуги оказываемые РУП «Белпочта»:

- отправления Экспресс - почты и EMS;

- пересылка международных заказных бандеролей и посылок наземным транспортом и авиапосылкой;

- пересылка мелких пакетов.

 

2.3.2 Анализ потребителей

 

По данным маркетингового исследования, проводившегося РУП «Белпочта» в 2005 году разделение опрашиваемых респондентов проводилось исходя из следующих признаков:

- географический (место проживания);

- демографический (возраст и  пол);

- социальный (образование);

В опросе принял участие 1371 респондент.

Распределение респондентов по географическому  признаку отражено на рисунке 2.9.


Рисунок 2.9 – Распределение респондентов по географическому признаку

 

Сегментирование респондентов по половому признаку (рисунок 2.10) показало, что в опросе большую активность традиционно проявляли женщины. Однако следует отметить, что в г. Минске из общего числа опрошенных 50% составили мужчины.


Рисунок 2.10 – Разграничение респондентов по половому признаку

Как показал анализ респондентов по возрастному признаку (рисунок 2.11), – наиболее многочисленная группа пользователей – от 36 до 45 лет (32,7% респондентов) и от 21 до 35 лет (31,2%).


Рисунок 2.11 – Возрастной состав респондентов

 

Важную роль в формировании спроса на услуги почты, а значит, и для определения целевых сегментов пользователей, играют социальные характеристики, в частности уровень образования (рисунок 2.12). Как видно из рисунка, самыми активными пользователями являются люди со средним и средним специальным уровнем образования.


Рисунок 2.12 – Уровень образования респондентов

Структура спроса населения на услуги, предоставляемые предприятием (рисунок 2.13).

По результатам проведенного анкетирования  видно, что наибольшим спросом среди потребителей пользуются следующие виды услуг:

- прием платежей (за коммунальные  услуги, телефон и др.);

- подписка на печатные средства  массовой информации;

- пересылка писем, посылок, мелких  пакетов;

- реализация товаров в розницу  через отделения почтовой связи;

- пересылка денежных переводов  (почтовых, телеграфных, электронных);

Наглядно это представлено на рисунке 2.13.

 


Рисунок 2.13 – Спрос населения на услуги РУП «Белпочта»

 

Также респонденты отмечали такие  виды услуг как:

- прием срочных платежей и  дилерские услуги (МТС, Velcom, Белсел) – 57,8%;

- услуги страхования – 48,1%;

- реализация товаров по каталогам  через отделения почтовой связи  – 32,5%;

- отправления внутриреспубликанской  ускоренной почты "Экспресс" – 24,0%;

- пересылка корреспонденции с  оплаченным ответом – 20,6%.

Реже выделялись такие услуги:

- пересылка корреспонденции "Первый  класс" – 15,7%;

- аэрограмма – 15,3%;

- международные отправления с  контролируемой доставкой – 13,9%;

- отправления международной ускоренной почты(EMS Belarus) – 13,6%;

- услуги Интернет - 13,5%;

- доставка цветов и подарков  на дом и в офис – 9,5%;

 

2.3.3 Анализ маркетинговой среды по услуге EMS

 

Услуга EMS является наиболее динамично развивающейся услугой в широком спектре услуг, предоставляемых в настоящее время РУП «Белпочта». Из-за постоянно растущих объемов международных сообщений данная услуга имеет большие перспективы для дальнейшего развития.

На рисунке 2.14 приведена  тенденция изменения годовых  объемов по услуге за последние 10 лет.


Рисунок 2.14 – Тенденция  изменения годового объема EMS

 

Поскольку основными  клиентами, пользующимися данной услугой, являются организации, РУП «Белпочта» в 2005 году было проведено маркетинговое исследование, в котором участвовало 662 респондента (корпоративные клиенты). Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Первый: какими видами услуг РУП "Белпочта" Вы наиболее часто пользуетесь?

Второй: каким способом Вам удобнее  получать информацию об услугах РУП  «Белпочта»?

Третий: сообщите, пожалуйста, некоторые данные о Вашей организации.

 

Ответы на первый вопрос представлены в таблице 2.4:

 

 

Таблица 2.4 – Ответы респондентов на первый вопрос

 

Наименование услуги

Количество ответов

единица

%

Пересылка писем, посылок, мелких пакетов

615

92,9

Подписка на печатные СМИ

513

77,5

Отправления EMS Belarus

  94

14,2

Отправления Ускоренной почты "Экспресс"

116

17,5

Реализация БСО

221

33,4

Пересылка корреспонденции с оплаченным ответом

112

16,9

Ксерокопирование, ламинирование и переплёт

  45

 6,8

Другое

 13

 2,0


 

Графически это представлено на рисунке 2.15.

 

Рисунок 2.15 – Распределение предпочтений корпоративных клиентов

 

Ответы на второй вопрос представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Ответы респондентов на второй вопрос.

 

Способ получения информации

Количество ответов

единица

%

Через рассылку рекламных материалов

373

56,3

От курьера - распространителя

196

29,6

В отделениях почтовой связи

149

22,5

На сайте РУП "Белпочта" (www.belpost.by)

104

15,7

Через рекламу в СМИ

  86

13,0

Другое

   6

  0,9


 

Графически это представлено на рисунке 2.16.

 

Рисунок 2.16 – Предпочтения клиентов в способах получения рекламной  информации

 

Ответы на третий вопрос представлены в таблице 2.6.

 

 

Таблица 2.6 – Разделение корпоративных клиентов по роду деятельности

Вид деятельности

Количество ответов

единица

%

Производство

79

11,9%

Торговля

177

26,7%

Услуги

322

48,5%

Строительство

59

8,9%

Издательство

12

1,8%

Прочее

13

2,0%


 

По форме собственности организации  разделились следующим образом (таблица 2.7):

 

Таблица 2.7 – Разделение корпоративных  клиентов по форме собственности

Форма собственности:

Количество ответов

единица

%

Государственная

217

32,8

Негосударственная

445

67,2


 

Так как тарифы на EMS изменяются в зависимости от страны назначения, вида отравления, его веса, приведем тариф за 3 года по обмену с Россией (таблица 2.8):

 

Таблица 2.8 - Динамика изменения тарифов  за оказание услуги EMS за 2003, 2004, 2005 год

Вид и вес 

отправления

Стоимость, тыс. руб.

Динамика, %

2003 год

2004 год

2005 год

04/03

05/04

Документы, до 100 гр.

16,293

16,874

17,703

104

105

Посылки, до 250 гр.

33,771

33,128

44,612

98

135


 

Рисунок 2.17 – Динамика изменения тарифа на услугу EMS за 2003, 2004, 2005 года

 

Приведем динамику доходов по услуге в сопоставимых ценах (таблица 2.9), используя  в качестве индекса пересчеты  динамику роста тарифов на данную услугу.

 

Таблица 2.9 - Динамика изменения доходов  за оказание услуги EMS за 2003-2005 г.г.

 

Показатель

Годовое значение показателя

Динамика, %

2003

2004

2005

04/03

05/04

Доходы,

 млн. руб.

1733,1

2155,95

1988,1

124,41

92,21


 

Динамика роста доходов по услуге представлена на рисунке 2.18.

 

Рисунок 2.18 – Рост доходов по услуге EMS за 2003- 2005 год в сопоставимых ценах

2.3.4 SWOT-анализ отрасли почтовой связи

 

Проведем  SWOT-анализ, то есть определим сильные и слабые стороны отрасли почтовой связи, а также имеющиеся у нее возможности и угрозы.

К сильным сторонам почтовой связи относятся:

- разветвленная сеть  отделений связи;

- значительный опыт  работы;

- доступная цена;

- прозрачность технологии;

- сжатые сроки обработки  информации и поступления средств  за услуги;

- удовлетворенность поставщика услуг, выражающаяся в том, что сборы за услуги возрастают;

- возможность оплаты  за услуги по месту жительства  через почтальонов на дому  или вызов его клиентом по телефону;

- хорошо подготовленный  и квалифицированный персонал.

Слабыми сторонами являются:

- недостаточно налаженные  связи с почтовыми ведомствами  других стран;

- слабая техническая  база;

- необоснованные тарифы  на услуги связи;

- длительные сроки  пересылки и вручения почтовых  отправлений;

- отсутствие отраслевой  нормативной базы;

- недостаточный уровень  оплаты труда и неналаженное  материальное стимулирование персонала;

- недостаточная информированность  населения об оказываемых почтовых  услугах.

Среди возможностей, которые  следует использовать, можно назвать  улучшение качества обслуживания; доведение тарифов на услуги связи до уровня экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли; предоставление новых услуг; повышение уровня технического оснащения отделений связи и увеличение доходов от непрофильных услуг; привлечение новых клиентов путем проведения PR-кампаний.

Информация о работе Совершенствование комплекса маркетинга