Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 12:15, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.

Содержание

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Сущность и функции коммерческих банков в современной рыночной экономике 6
1.2. Понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги 11
1.3. Организация кассового обслуживания в современном коммерческом банке 22
1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135 33
2.1. Характеристика деятельности Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053 33
2.2. Организация кассовой работы в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053/0135 45
2.3. Анализ кассовой работы операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА РФ 83
3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения 84
3.2. Расчет эффективности увеличения лимита 89
3.3 Совершенствования кассового обслуживания клиетов Курчатовского отделения Сбербанка РФ № 8053 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1 107
Динамика основных показателей Сберегательного банка РФ 107

Работа состоит из  1 файл

кассовое обслуживание.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

      Сальдо  реализованной курсовой разницы  за 2005 год фактически составило 48,9 тыс. руб. при запланированном 124,2 тыс. руб., выполнено на 34,9%.

      Выполнение  этих показателей очень сильно зависит  от рейсов самолетов улетающих в Ереван и Ташкент, так как идет массовая оплата штрафов за просрочку виз, и покупка долларов США для перевозки за границу. В начале 2005 года расписание этих рейсов было стабильным и попадало под график работы, однако во втором квартале в связи с банкротством компании перевозчика «Инкор» и задержкой в получении лицензии новым перевозчиком международных рейсов не было в течении двух месяцев и в последующее время был только один рейс, по понедельникам.

      Комиссия  по переводам наличных денежных средств  со вклада в рублях и иностранной валюте в 2005 составила 2,8 тыс. руб., при запланированных 5 тыс. руб. Процент выполнения 56,1%. На 1.04.2006г. комиссия по переводам составила 500 рубле, при запланированных 800 рублей. Процент выполнения 62,5%.

      Реализация  лотерейных билетов за 2005 год составила 1870 рублей, при плане 24000 рублей. Выполнение бизнес плана 7,79%. В 01.04.2006 реализация лотерейных билетов 345 рублей при запланированных 1700 рублей. Выполнение бизнес плана 20,29%. Не выполнение данного показателя связано с тем, что основные клиенты ВСП 8053/0135 это пенсионеры. Основная продажа лотерейных билетов осуществляется во время рейсов по понедельникам, реализация в остальные дни очень низкая.

      За 2005 год от клиентов письменных благодарностей и жалоб не поступало.

      Однако  за анализируемый период около 200 клиентам ВСП было отказано в выдаче наличных денежных средств, либо покупке крупной  суммы иностранной валюты данные отказы обосновывались нехваткой денег  в ВСП для совершения такой  операции, в результате клиенты не были обслужены, а ВСП теряло комиссионное вознаграждение в размере 66600 рублей. Для устранения указанной проблемы было направленно предложение об увеличении лимитов денежной наличности в ВСП, так как техническое укрепление ВСП это позволяет. Так же увеличение лимитов позволит обслуживать клиентов относящихся к категории VIP , так как данным вкладчикам постоянно требуются большие суммы денег, а делать заявки на каждый день экономически не эффективно.

      В 2005 году все клиенты Курчатовского  отделения Сберегательного Банка, которые получают детские пособия и пенсии через ВСП были переведены на международные пластиковые карты, что дало возможность получать денежные средства через банкоматы.

      В связи с этим было направленно  предложение об установке банкомата в здании аэропорта, данный шаг разгрузит ВСП от большого количества операций не приносящих доход и позволит больше работать на привлечение новых клиентов. Так же существует возможность оплаты коммунальных платежей и погашение ссуды через банкоматы путем списание денежных средств со счета. Данная услуга очень актуальна так как график работы кассы не круглосуточный, а банкомат работает 24 часа. Поэтому клиенты смогут осуществлять данные операции в любое удобное для себя время.

      Таким образом, анализ позволил выявить следующие проблемы в организации кассового обслуживания клиентов операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ:

  • низкий темп роста клиентской базы;
  • не оптимальный режим работы  по обслуживания клиентов банка;
  • отсутствие банкомата;
  • небольшой лимит остатка наличных денег в кассе на конец операционного дня.

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ  КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА  РФ

 
 

    Кассовое  обслуживание – одно из важнейших сфер деятельности банка. В кассах производится прием и выдача наличных денежных средств со счетов по требованию клиента, обмен ветхих денежных знаков и размен монеты, обмен валюты.

    Физические  лица могут осуществить платежи  за коммунальные услуги, а также в другие фирмы, с которым у банка заключен договор. Их список, как показывает анализ, достаточно широк.

    Исходя  из анализа деятельности, Сберегательный банк РФ и его структурные подразделения  имеет статус надежных. Банки, получившие такой рейтинг, имеют следующие характеристики:

- имеют  незначительно число недостатков  финансовой деятельности;

- демонстрируют  признаки стабильного положения;

- отсутствуют  признаки потенциального банкротства; 

- не  требуют дополнительного внимания органов банковского надзора,

- не  требуют разработки детального  плана антикризисных мер.

    При оказании услуг клиентам банк, заботящийся  о своей конкурентоспособности  и прибыльности, с одной стороны, должен расширять перечень своих  услуг и продуктов (продуктовый ряд), поскольку такое развитие обеспечивается особым механизмом наращивания продуктовой мощи, включающим:

- выявление  потребности клиентов в новых  банковских услугах;

- разработку  задачи на создание продукта, реализация которого обеспечит  оказание требуемой услуги;

- формирование  регламента оказания требуемой  услуги;

- создание  методики информационного обеспечения  процесса оказания услуги;

- решение  вопросов, связанных с организацией  рабочей группы для оказания  услуги, с оценкой ее стоимости,  с материальным стимулированием разработчиков продукта и исполнителей услуги;

- разработку  комплекса документации и договора  с заказчиком, регламентирующего  оказание услуги [24].

    Как показал анализ организации кассового  обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ, оказание данной услуги производится на должном качественном уровне.

    Вместе  с тем, потенциал данной услуги, базирующийся на уровне спроса на нее со стороны  клиентов, исследуемом подразделении Сберегательного банка РФ реализуется не полностью.

      Для улучшению организации кассового  обслуживания и выполнения бизнес-плана  в 2006 году необходимо в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского  отделения №8053/0135 Сберегательного  банка РФ провести следующие мероприятия:

  • расширить количество клиентов.
  • установить оптимальный режим работы для обслуживания рейсов и клиентов банка.
  • поставить банкомат;
  • увеличить максимальный лимит остатка наличных денег в кассе на конец операционного дня

3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения

 

     Стоимость банкомата на прямую зависит от фирмы-производителя  и его конфигурации (от количества кассет, типа монитора, чекового принтера и т. д.). Мы в расчетах будем учитывать стоимость банкомата ( на уровне 750 тыс. руб. Стоимость обслуживания банкомата складывается из стоимости инкассации и стоимости канала связи. Тут же могут быть разные случаи: канал связи может быть выделенным (высокое качество, но очень дорогое обслуживание) или коммутируемым (низкое качество, но значительно дешевле), инкассация может быть ежедневной или два-три раза в неделю в зависимости от емкости банкомата и ФОТ предприятия. Мы будем учитывать расходы банкомата по ставке 150 тыс. руб. в год, т.к. инкассируется банкомат собственными силами, а канал связи - коммутируемый.

      Под эффективностью внедрения проекта установки  банкомата понимается рентабельность функционирования банкомата, которая  определяется отношением прибыли к  расходам некапитального характера, полученных и произведенных при функционировании банкомата.

      К расходам некапитального характера  относятся расходы, возникающие  при ежедневном использовании банкомата, которые определяют уровень затрат организации на их содержание. Что же касается капитальных затрат, то их учет в расчетах позволяет определить срок окупаемости всего проекта (оборудования и других капитальных вложений).

     В целом, систему показателей экономической  эффективности пластиковых карт платежных систем можно разделить на две группы: показатели эффекта и показатели эффективности.

      Показатели  эффекта определяются как абсолютные величины и выражаются в соответствующих  денежных единицах разницей между доходами и расходами от функционирования карт.

      Показатели  эффективности определяются на основе соотношения доходов и расходов, или прибыли и расходов. Они являются относительными и выражаются в процентах или долях.

      Таким образом, необходимо выбрать оптимальный (с точки зрения специфики работы российских банков) алгоритм, позволяющий рассчитать показатели эффекта и эффективности функционирования банкомата. Для этого необходимо грамотно определить и учесть все основные доходы и расходы, возникающие при функционировании банкомата.

     Рассчитаем  расходы на реализацию проекта установки банкомата в международном секторе Челябинского Авиапредприятия. Для этого будем использовать следующие формулы(1-3): 

      R = Rstart + Rtek     (1) 

где R - расходы банка по проекту;

      Rstart - стартовые расходы;

      Rtek – текущие расходы. 
 

      Rstart= Rban     (2) 

где Rban – стоимость покупки банкомата и его установки. 
 

      Rtek=Rob+Rzap+ Ram    (3) 

где Rtek - текущие расходы;

      Rob - это стоимость обслуживания банкомата (техническое обслуживание и инкасация и кассового);

      Rzap - зарплата сотрудников банка, обслуживающих банкомат

      Ram – амортизационные отчисления от балансовой стоимости банкомата. 
 

     Стартовые расходы складываются из стоимости  покупки банкомата и его установки  на территории предприятия: Rstart=Rban = 750 000 руб.

     Расходы на обслуживание банкомата: Rоб = 450 000 руб. за 3 года

     Следовательно, Rtek= 450 000руб.

     R =750 000+450 000=1200000руб.

      Доходы, которые несет банк по проекту  установки банкомата, также можно  разделить на стартовые и текущие (4-5): 

      D=Dstart+Dtek     (4) 

где D – доходы, получаемые банком от функционирования проекта;

      Dstart - стартовые доходы;

      Dtek – текущие доходы. 
 

      Dtek=Dkо+Dkost+Dkp+Dpr+ Dost    (5) 

где Dkо - комиссия, уплачиваемая банку за обналичивание по операциям получения наличных по картам Сбербанка.

      Dkost - комиссия за обналичивание по операциям получения наличных по картам сторонних эмитентов;

      Dkр  - комиссия за оплату коммунальных услуг;

      Dpr – прочая комиссия;

      Dost - доходы от использования привлеченных средств в виде остатков на счетах клиентов. 
 

      Подставим необходимые значения:

      Dkо=0.

      Dkost=1% (от суммы операции).

      Dkр=1% (от суммы операции).

      Dpr=180 руб. (от одной карты в год)

      Dost=720 000рублей в год.

      Dtek= 0+1440000+33696+54000+324000=1851696 рублей.

      Текущая прибыль от внедрения проекта  рассчитаем по формуле(6): 

      Ptek= Dtek- Rtek     (6) 
 

      Ptek=1851596-1200000=651596 рублей

      Срок  окупаемости рассчитывается по формуле (7): 

     Tokup = Rstart \ Dtek     (7) 
 

     Tokup=1200000/1851696=0,6

     Следовательно, за пол года банкомат окупится и  начнет приносить прибыль.

Информация о работе Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе