Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 12:15, дипломная работа
Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Сущность и функции коммерческих банков в современной рыночной экономике 6
1.2. Понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги 11
1.3. Организация кассового обслуживания в современном коммерческом банке 22
1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135 33
2.1. Характеристика деятельности Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053 33
2.2. Организация кассовой работы в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053/0135 45
2.3. Анализ кассовой работы операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА РФ 83
3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения 84
3.2. Расчет эффективности увеличения лимита 89
3.3 Совершенствования кассового обслуживания клиетов Курчатовского отделения Сбербанка РФ № 8053 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1 107
Динамика основных показателей Сберегательного банка РФ 107
Сальдо реализованной курсовой разницы за 2005 год фактически составило 48,9 тыс. руб. при запланированном 124,2 тыс. руб., выполнено на 34,9%.
Выполнение этих показателей очень сильно зависит от рейсов самолетов улетающих в Ереван и Ташкент, так как идет массовая оплата штрафов за просрочку виз, и покупка долларов США для перевозки за границу. В начале 2005 года расписание этих рейсов было стабильным и попадало под график работы, однако во втором квартале в связи с банкротством компании перевозчика «Инкор» и задержкой в получении лицензии новым перевозчиком международных рейсов не было в течении двух месяцев и в последующее время был только один рейс, по понедельникам.
Комиссия по переводам наличных денежных средств со вклада в рублях и иностранной валюте в 2005 составила 2,8 тыс. руб., при запланированных 5 тыс. руб. Процент выполнения 56,1%. На 1.04.2006г. комиссия по переводам составила 500 рубле, при запланированных 800 рублей. Процент выполнения 62,5%.
Реализация лотерейных билетов за 2005 год составила 1870 рублей, при плане 24000 рублей. Выполнение бизнес плана 7,79%. В 01.04.2006 реализация лотерейных билетов 345 рублей при запланированных 1700 рублей. Выполнение бизнес плана 20,29%. Не выполнение данного показателя связано с тем, что основные клиенты ВСП 8053/0135 это пенсионеры. Основная продажа лотерейных билетов осуществляется во время рейсов по понедельникам, реализация в остальные дни очень низкая.
За 2005 год от клиентов письменных благодарностей и жалоб не поступало.
Однако за анализируемый период около 200 клиентам ВСП было отказано в выдаче наличных денежных средств, либо покупке крупной суммы иностранной валюты данные отказы обосновывались нехваткой денег в ВСП для совершения такой операции, в результате клиенты не были обслужены, а ВСП теряло комиссионное вознаграждение в размере 66600 рублей. Для устранения указанной проблемы было направленно предложение об увеличении лимитов денежной наличности в ВСП, так как техническое укрепление ВСП это позволяет. Так же увеличение лимитов позволит обслуживать клиентов относящихся к категории VIP , так как данным вкладчикам постоянно требуются большие суммы денег, а делать заявки на каждый день экономически не эффективно.
В 2005 году все клиенты Курчатовского отделения Сберегательного Банка, которые получают детские пособия и пенсии через ВСП были переведены на международные пластиковые карты, что дало возможность получать денежные средства через банкоматы.
В связи с этим было направленно предложение об установке банкомата в здании аэропорта, данный шаг разгрузит ВСП от большого количества операций не приносящих доход и позволит больше работать на привлечение новых клиентов. Так же существует возможность оплаты коммунальных платежей и погашение ссуды через банкоматы путем списание денежных средств со счета. Данная услуга очень актуальна так как график работы кассы не круглосуточный, а банкомат работает 24 часа. Поэтому клиенты смогут осуществлять данные операции в любое удобное для себя время.
Таким образом, анализ позволил выявить следующие проблемы в организации кассового обслуживания клиентов операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ:
Кассовое обслуживание – одно из важнейших сфер деятельности банка. В кассах производится прием и выдача наличных денежных средств со счетов по требованию клиента, обмен ветхих денежных знаков и размен монеты, обмен валюты.
Физические лица могут осуществить платежи за коммунальные услуги, а также в другие фирмы, с которым у банка заключен договор. Их список, как показывает анализ, достаточно широк.
Исходя
из анализа деятельности, Сберегательный
банк РФ и его структурные
- имеют
незначительно число
- демонстрируют признаки стабильного положения;
- отсутствуют
признаки потенциального
- не требуют дополнительного внимания органов банковского надзора,
- не требуют разработки детального плана антикризисных мер.
При оказании услуг клиентам банк, заботящийся о своей конкурентоспособности и прибыльности, с одной стороны, должен расширять перечень своих услуг и продуктов (продуктовый ряд), поскольку такое развитие обеспечивается особым механизмом наращивания продуктовой мощи, включающим:
- выявление потребности клиентов в новых банковских услугах;
- разработку задачи на создание продукта, реализация которого обеспечит оказание требуемой услуги;
- формирование регламента оказания требуемой услуги;
- создание
методики информационного
- решение вопросов, связанных с организацией рабочей группы для оказания услуги, с оценкой ее стоимости, с материальным стимулированием разработчиков продукта и исполнителей услуги;
- разработку
комплекса документации и
Как показал анализ организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ, оказание данной услуги производится на должном качественном уровне.
Вместе с тем, потенциал данной услуги, базирующийся на уровне спроса на нее со стороны клиентов, исследуемом подразделении Сберегательного банка РФ реализуется не полностью.
Для
улучшению организации
Стоимость банкомата на прямую зависит от фирмы-производителя и его конфигурации (от количества кассет, типа монитора, чекового принтера и т. д.). Мы в расчетах будем учитывать стоимость банкомата ( на уровне 750 тыс. руб. Стоимость обслуживания банкомата складывается из стоимости инкассации и стоимости канала связи. Тут же могут быть разные случаи: канал связи может быть выделенным (высокое качество, но очень дорогое обслуживание) или коммутируемым (низкое качество, но значительно дешевле), инкассация может быть ежедневной или два-три раза в неделю в зависимости от емкости банкомата и ФОТ предприятия. Мы будем учитывать расходы банкомата по ставке 150 тыс. руб. в год, т.к. инкассируется банкомат собственными силами, а канал связи - коммутируемый.
Под эффективностью внедрения проекта установки банкомата понимается рентабельность функционирования банкомата, которая определяется отношением прибыли к расходам некапитального характера, полученных и произведенных при функционировании банкомата.
К расходам некапитального характера относятся расходы, возникающие при ежедневном использовании банкомата, которые определяют уровень затрат организации на их содержание. Что же касается капитальных затрат, то их учет в расчетах позволяет определить срок окупаемости всего проекта (оборудования и других капитальных вложений).
В
целом, систему показателей
Показатели эффекта определяются как абсолютные величины и выражаются в соответствующих денежных единицах разницей между доходами и расходами от функционирования карт.
Показатели эффективности определяются на основе соотношения доходов и расходов, или прибыли и расходов. Они являются относительными и выражаются в процентах или долях.
Таким образом, необходимо выбрать оптимальный (с точки зрения специфики работы российских банков) алгоритм, позволяющий рассчитать показатели эффекта и эффективности функционирования банкомата. Для этого необходимо грамотно определить и учесть все основные доходы и расходы, возникающие при функционировании банкомата.
Рассчитаем
расходы на реализацию проекта установки
банкомата в международном секторе Челябинского
Авиапредприятия. Для этого будем использовать
следующие формулы(1-3):
R
= Rstart + Rtek (1)
где R - расходы банка по проекту;
Rstart - стартовые расходы;
Rtek
– текущие расходы.
Rstart=
Rban (2)
где Rban
– стоимость покупки банкомата и его установки.
Rtek=Rob+Rzap+
Ram (3)
где Rtek - текущие расходы;
Rob - это стоимость обслуживания банкомата (техническое обслуживание и инкасация и кассового);
Rzap - зарплата сотрудников банка, обслуживающих банкомат
Ram
– амортизационные отчисления от балансовой
стоимости банкомата.
Стартовые
расходы складываются из стоимости
покупки банкомата и его
Расходы на обслуживание банкомата: Rоб = 450 000 руб. за 3 года
Следовательно, Rtek= 450 000руб.
R =750 000+450 000=1200000руб.
Доходы,
которые несет банк по проекту
установки банкомата, также можно
разделить на стартовые и текущие
(4-5):
D=Dstart+Dtek (4)
где D – доходы, получаемые банком от функционирования проекта;
Dstart - стартовые доходы;
Dtek
– текущие доходы.
Dtek=Dkо+Dkost+Dkp+Dpr+
Dost (5)
где Dkо - комиссия, уплачиваемая банку за обналичивание по операциям получения наличных по картам Сбербанка.
Dkost - комиссия за обналичивание по операциям получения наличных по картам сторонних эмитентов;
Dkр - комиссия за оплату коммунальных услуг;
Dpr – прочая комиссия;
Dost
- доходы от использования привлеченных
средств в виде остатков на счетах клиентов.
Подставим необходимые значения:
Dkо=0.
Dkost=1% (от суммы операции).
Dkр=1% (от суммы операции).
Dpr=180 руб. (от одной карты в год)
Dost=720 000рублей в год.
Dtek=
0+1440000+33696+54000+324000=
Текущая
прибыль от внедрения проекта
рассчитаем по формуле(6):
Ptek=
Dtek- Rtek (6)
Ptek=1851596-1200000=
Срок
окупаемости рассчитывается по формуле
(7):
Tokup
= Rstart \ Dtek (7)
Tokup=1200000/1851696=0,6
Следовательно, за пол года банкомат окупится и начнет приносить прибыль.