Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2011 в 12:15, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135.

Содержание

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 6
1.1. Сущность и функции коммерческих банков в современной рыночной экономике 6
1.2. Понятие и особенности кассового обслуживания как особой банковской услуги 11
1.3. Организация кассового обслуживания в современном коммерческом банке 22
1.4. Особенности организации кассовой работы внутреннего структурного подразделения коммерческого банка 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В ОПЕРАЦИОННОЙ КАССЕ ВНЕ КАССОВОГО УЗЛА КУРЧАТОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РФ № 8053/0135 33
2.1. Характеристика деятельности Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053 33
2.2. Организация кассовой работы в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка РФ № 8053/0135 45
2.3. Анализ кассовой работы операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ 77
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ В КУРЧАТОВСКОМ ОТДЕЛЕНИИ №8053 СБЕРБАНКА РФ 83
3.1. Расчет эффективности установки банкомата в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения 84
3.2. Расчет эффективности увеличения лимита 89
3.3 Совершенствования кассового обслуживания клиетов Курчатовского отделения Сбербанка РФ № 8053 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
Приложение 1 107
Динамика основных показателей Сберегательного банка РФ 107

Работа состоит из  1 файл

кассовое обслуживание.doc

— 492.00 Кб (Скачать документ)

    Одновременно  коммерческие банки несут на себе и наибольшие издержки по предоставлению кассовых услуг, поскольку инфраструктуру повсеместного обслуживания клиентов - сеть филиалов, дополнительных офисов, операционных касс, пунктов обмена валют, банкоматов и POS-терминалов создают и сопровождают именно коммерческие банки. Именно позиция коммерческих банков, их кадровые и инвестиционные возможности в наибольшей степени определяют перспективы существенного повышения эффективности кассового обслуживания.

    В данной работе предпринята попытка  анализа проблем и перспектив эффективной организации кассового  обслуживания коммерческим банком как  на основе использования классических знаний функционирования банков, так  и обобщения опыта деятельности Сберегательного банка РФ и его структурного подразделения в г. Челябинске - операционной кассы вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135.

    В ходе работы нами были поставлены и  последовательно решены следующие  задачи:

  • Раскрыто понятие кассового обслуживания как особой банковской услуги и выявлены особенности ее организации в современном коммерческом банке;
  • Дана краткая характеристику деятельности Курчатовского отделения № 8053 Сберегательного банка Российской Федерации;
  • Проведен анализ организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135;
  • Разработаны рекомендации  по совершенствованию организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения Сберегательного банка Российской Федерации № 8053/0135;
  • Расчитан экономический эффект от предложенных мероприятий.

    Теоретическое исследование специфики кассового  обслуживания, осуществляемого банками на современном этапе, показал, что данный термин используется в двух смыслах – в более широком он означает операции, связанные с движением наличных денежных средств, а также формированием, размещением и использованием денежных средств банком и клиентами. Применительно к практической деятельности банка под кассовым обслуживанием подразумеваются операции по приему и выдаче клиентам наличных денежных средств.

    В ходе практического исследования нами был проведен анализ деятельности Курчатовского  отделения Сбербанка России № 8053 и организации кассового обслуживания клиентов в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения № 8053/0135.

    Анализ  позволил выявить следующие недостатки:

  • низкий темп роста клиентской базы;
  • не оптимальный режим работы  по обслуживания клиентов банка;
  • отсутствие банкомата;
  • небольшой лимит остатка наличных денег в кассе на конец операционного дня.

      Для улучшению организации кассового  обслуживания и выполнения бизнес-плана  в 2006 году необходимо в операционной кассе вне кассового узла Курчатовского отделения №8053/0135 Сберегательного банка РФ провести следующие мероприятия:

  • расширить количество клиентов.
  • установить оптимальный режим работы для обслуживания рейсов и клиентов банка.
  • поставить банкомат;
  • увеличить максимальный лимит остатка наличных денег в кассе на конец операционного дня

    Рассчитав эффективность установки банкомата  и увеличения лимитов мы пришли к  выводу, что увеличение лимитов сократит расходы банка связанные с  инкассацией наличных денег в 2,3 раза или на 4200 рублей, также увеличение лимитов позволит обслуживать более крупных клиентов что приведет к росту комиссионного вознаграждения в сумме 66000 рублей в год. Установка банкомата окупиться через пол года, а приносить прибыль начнет примерно через год так как затраты на обслуживание банкомата незначительные 150000 рублей в год, а запланированный доход около 600000 рублей. Следовательно, все предложения являются эффективными и должны быть осуществлены. Также помимо доходности предлагаемых мероприятий они однозначно приведут к увеличению количества клиентов и сервисе обслуживания, что отразиться на авторитете всего отделения, так как ВСП находится в международном секторе аэропорта и являться лицом банка для гостей города.

    Таким образом, цель нашего исследования достигнута.

    В заключение необходимо отметить, что  в прошлом именно ежедневное обесценение  денежных средств породило повальное  обналичивание средств со счетов и рост платежей за наличный расчет. В настоящее время нормализация расчетных отношений, как показатель стабилизации экономики России, не снизила уровень использования кассового обслуживания и не привела к предпочтительному применению безналичной формы осуществления платежей и к сокращению объема кассовых операций банка. А замена наличных денег электронными, применение в расчетах пластиковых карточек внесет изменения в порядок организации банковских кассовых операций.

    Доходы  от кассовых операций становятся сопоставимыми  с доходами от кредитно-депозитных операций, и соответственно интерес  банков к предоставлению и технологическому совершенствованию этих операций существенно возрастает. В ближайшем будущем кассовое обслуживание станет еще более прибыльным и привлекательным.

    Также, что очень важно - банки получат  материальную основу для совершенствования технологий платежных систем, а именно - снижения издержек платежа до нескольких минут и нескольких рублей, перехода на массовое дистанционное обслуживание, расширения посредничества в работе клиентов на финансовых рынках, развития электронной коммерции клиентов и т.п. С учетом внедрения новых технологий платежных систем кассовые услуги банков даже несмотря на существенный рост комиссий за традиционные операции, станут более востребованы со стороны клиентов, а значит, приведут к повышению эффективности российской экономики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    Инструкци 1354-3р «О порядке организации кассового  обслуживания в Сбербанке России» 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г. (с  послед, изм.).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М, 2003.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» № 17 от 03.02.96 г. (с изм. и доп.).
  4. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86 от 27.06.02 г.
  5. Алексашенко С. Банковский кризис: туман рассеивается?// Вопросы экономики. 1999. № 5. С.36-41.
  6. Александрова Н.Г. Банки и банковская деятельность для клиентов. СПб.: Питер, 2002. – 220с.
  7. Инструкция 1354-р. «О порядке организации кассового обслуживания в Сбербанке России от 01 августа 2005 года»
  8. Ануреев С.В. Рентабельность расчетно-кассовых операций и пути ее повышения //Финансы и кредит. 2004. №13. С.25-41.
  9. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 1999. – 527с.
  10. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 349с.
  11. Банки и банковское дело / Под ред. И. Т. Балабанова. СПб.: Питер, 2001. – 482с.
  12. Банковская наука: состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. 1996. № 4. С.18-24.
  13. Банковская энциклопедия / Под ред. С. И. Лукаш, Л. А. Малютиной. Днепропетровск, 1994. – 736с.
  14. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2000. – 573с.
  15. Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В. И. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2003. – 547с.
  16. Банковское право РФ. Общая часть: Учебник / Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Гардарики, 2002. – 581с.
  17. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 286с.
  18. Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М.: Дрофа, 2001. – 285с.
  19. Бодан Д., Пейтон Р. Основы банковского менеджмента. С.-П.: Питер, 1999. – 456с.
  20. Братка А. Г. Банковские операции и сделки кредитной организации//Бизнес и банки. 2003. № 4. С.32-37.
  21. Валютно-обменные операции в операционных кассах вне кассового узла кредитной организации. //Бухгалтерия и банки. 2004. №9. С.21-35.
  22. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова на 11-м съезде Ассоциации российских банков//Деньги и кредит. 2001. № 4. С.27-29.
  23. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. М.: Экзамен, 1998. – 374с.
  24. Геращенко В. Нужны решительные действия //Бюллетень финансовой информации. 1998. № 10. С.4-7.
  25. Геращенко В. В. О денежно-кредитной политике и ходе реструктуризации банковской системы // Деньги и кредит. 2000. №6. С.42-51.
  26. Деньги.Кредит.Банки. /под ред. Д.И.Кравцовой. Минск: БГЭУ, 2003. – 527с.
  27. Деньги.Кредит.Банки. /под ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2001. – 459с.
  28. Деньги.Кредит.Банки. /под ред. В.В.Иванова. М.: Проспект, 2003. – 624с.
  29. Деятельность коммерческих банков. /под ред. А.В.Калтырина. М.:Р-н-Д., Феникс, 2004. – 384с.
  30. Добренькова Е.В., Долгоруков А.М. Стратегическое управление бизнесом. М.: Проспект, 2001. – 592с.
  31. Егорова В.В. Организация внутреннего контроля учетно-операционной работы в расчетно-кассовом центре. //Деньги и кредит. 2005. №4. С.53-55.
  32. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: БГЭУ, 2001. – 394с.
  33. Ионов В. Не отходя от кассы. //Банковское обозрение. 2005. №1. с.46-51.
  34. Калтырин А. В. Проблемы и перспективы развития банковской системы. Ростов н/Д, 2000. – 472с.
  35. Кленовский А.С. Кассовая дисциплина и работа с денежной наличностью. //Налоговый вестник. 2002. №12. С.85-86.
  36. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – 326с.
  37. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 452с.
  38. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2000. – 274с.
  39. Кочмола К.В. Банк. Расчетные и кассовые операции. М.: Эксперт, 1999. – 111с.
  40. Кулагин П. Становление и функции новой системы банков: опыт Восточной Европы // Вопросы экономики. 1994. № 4. С.47-56.
  41. Львов А. Ю. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: Питер, 2002. – 283с.
  42. Львов С. Проблема подбора персонала для операционной кассы банка с точки зрения работодателя. //Управление персоналом. 2000. №10. С.57-60.
  43. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 387с.
  44. Маликова И.П. О порядке организации деятельности расчетно-кассовых центров. // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2001. №11. С.40-59.
  45. Мартынова Т. Механический кассир на службе банка. //Банковское обозрение. 2004. №5. С.84-85.
  46. Маслеченков Ю. С. Технология и организация работы банка: Теория и практика. М.: Эксперт, 1998. – 421с.
  47. Москвин В. А. Банковская система - послекризисное развитие// Банковское дело. 1998. № 11. С.24-29.
  48. Носков Б.П. О контроле банков за ведением кассовых операций. //Финансы. 2000. №5. С.65-67.
  49. Носков Б.П. Контроль кредитных организаций за порядком ведения кассовых операций. //Закон. 2000. №7. С.107-109.
  50. Овечкин Е.В. Некоторые вопросы организации работы расчетно-кассового центра в современных условиях. //Деньги и кредит. 2005. №4. С.50-52.
  51. Операции с иностранной валютой в кредитных организациях. //Бухгалтерия и банки. 2004. №8. С.8-16.
  52. Панова Г. С. Российские банки в зеркале мировых тенденций//Оперативное управление, стратегический менеджмент в коммерческом банке. 2003. № 1. С.11-14.
  53. Парфенов К. Документация и документооборот в обменном пункте. // Бухгалтерия и банки. 2004. №7. С.29-35.
  54. Пашкус Ю. В., Мисько О. Н. Введение в бизнес: Практическое пособие для предпринимателей. СПб.: Питер, 2001. – 325с.
  55. Перехожев В.А. Конкурентспособность коммерческих банков на рынке расчетно-кассового обслуживания. // Банковские услуги. 2001. №9. С.20-23.
  56. Посадская М. Изменения в порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях //Бухгалтерия и банки. 2004. №8. С.38-41.
  57. Расчетно-кассовые операции: выбор банка. //Управление компанией. 2002. №11. С.60-62.
  58. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Минск: Вышэйшая школа, 1997. – 366с.
  59. Рязанцев Ю.Н. Из истории первых сберегательных касс. //Банковские услуги. 2003. №1. с.29-39.
  60. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ИП «Новое знание», 2002. – 372с.
  61. Семенов С.К. Ставка рефинансирования, ФОР, остатки кассы и активные операции банков. // Финансы и кредит. 2000. №6. С.23-27.
  62. Соколов В. И. Проблемы развития банковской системы в России вховременных условиях//Деньги и кредит. 1996. № 5. С.26-32.
  63. Становление российской банковской системы// Бюллетень банковской информации. 2000. № 6. С.7-21.
  64. Тавасиев А. Качество управления банковской деятельностью. //Банковские технологии. 1998. №8. С.39-44.
  65. Уткин Э. А., Морозова Г. И., Морозова Н. И. Нововведения в банковский бизнес России. М.: Финансы и статистика, 1998. – 328с.
  66. Федоров. Наместники - на место // Профиль. 2000. № 9. С.10-15.
  67. ЦыцереваА. Ю. Современные фирмы в развитой рыночной экономике: виды, формы, основные показатели деятельности// Вестник СПб. Сер. Экономика. 1992. № 19. С.95-111.
  68. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 496с.

 

Приложения

    Приложение 1

    Динамика  основных показателей Сберегательного  банка РФ

Показатели ед. измер на 1.01.03 на 1.01.04 на 1.01.05
Балансовые  показатели        
Активы-нетто млрд. руб. 1117 1509 1997
Темп  роста к предыдущему году %   135 132
Доля  в активах российской банковской системы % 27 27 28
Темп  роста к предыдущему году %   100 104
Кредиты корпоративным клиентом млрд. руб. 512 731 1110
Темп  роста к предыдущему году %   143 152
Кредиты частным клиентам млрд. руб. 53 124 266
Темп  роста к предыдущему году %   234 215
Собственный капитал млрд. руб. 118 148 173
Темп  роста к предыдущему году %   125 117
Привлеченные  средства корпоративных клиентов млрд. руб. 239 273 479
Темп  роста к предыдущему году %   114 175
Привлеченные средства частных клиентов млрд. руб. 695 966 1192
Темп  роста к предыдущему году %   139 123
Статьи  отчета о прибылях и убытках        
Чистая  прибыль млрд. руб. 31.2 33.7 43.7
Темп  роста к предыдущему году %   108 130
Объем комиссионного дохода млрд. руб. 16 22 35
Темп  роста к предыдущему году %   138 159
Акции Банка        
Курсовая  стоимость обыкновенных акций Банка долл. США/ 1 обык. акцию 191 261 495
Темп  роста к предыдущему году %   137 190
Курсовая  стоимость привилегированных акций  Банка долл. США/ 1. прив. акцию 2.2 3.47 4.95
Темп  роста к предыдущему году %   158 143
Персонал  и филиальная сеть        
Филиальная  сеть кол-во подразд. 20142 20188 20222
Темп  роста к предыдущему году %   100.2 100.2
Среднесписочная численность сотрудников чел. 205477 219048 228531
Темп  роста к предыдущему году %   107 104
Показатели  эффективности        
Рентабельность  капитала (RОАЕ) % 29.5 24.9 26.3
Темп  роста к предыдущему году %   84 106
Рентабельность  активов (RОАА) % 3.3 2.6 2.5
Темп  роста к предыдущему году %   79 96
Достаточность капитала % 15.5 14 11.1
Темп  роста к предыдущему году %   90 79
Процентная  маржа (фактическая) % 10.1 9.1 7.1
Темп  роста к предыдущему году %   90 78
Доля  комиссионного дохода в доходах  Банка % 10.2 11 14.8
Темп  роста к предыдущему году %   108 135
Доля  комиссионного дохода в чистом операционном доходе % 15.8 17.8 23.8
Темп  роста к предыдущему году %   113 134

Информация о работе Особенности организации кассового обслуживания клиентов в коммерческом банке на современном этапе