Разработка антикризисного бизнес-плана (на примере туристской фирмы "Магеллан")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание

Обобщая результаты анализа, можно сделать заключение о том, что туристская фирма "Мегалан": неплатежеспособна; убыточна (нерентабельна); находится в критическом финансовом положении - зависит от кредиторов. В работе предложены мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия.

Содержание

I. Общая характеристика предприятия……………………………………………
II. Анализ финансового состояния туристской фирмы «Магеллан»
2.1. Оценка структуры баланса и платежеспособности
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей
2.3. Анализ активов предприятия
2.4. Анализ источников финансирования (пассивов)
2. 5. Анализ результатов хозяйственной деятельности
2.6. Заключениепо результатам анализа финансового состояния туристской фирмы «Магеллан»
III. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности…………………………………….
IV. Сведения о рынке и конкуренции……………………………………………
V. Деятельность в сфере маркетинга фирмы……………………………………
VI. Производственный план предприятия………………………………………..
Выводы…………………………………………………………………………….
Список использованной литературы и источников……………………………
Приложения……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Antikriziisnoe.docx

— 240.51 Кб (Скачать документ)

   Анализ  динамики, состава и структуры  активов, оборачиваемости средств показал, что имущество фирмы «…» используется неэффективно:

  1. замедлилась оборачиваемость оборотных средств - за рассматриваемый период длительность оборота оборотных средств удлинилась с … до … дней;
  2. а период оборота кредиторской задолженности возрос с … до … дней, что связано с несвоевременным погашением предприятием своих обязательств перед кредиторами;
  3. замедлилась оборачиваемость по каждой позиции текущих активов, кроме денежных средств;
  4. по позиции денежные средства рост оборачиваемости объясняется неблагоприятным истощением средств на счету предприятия;
  5. в составе оборотных средств у предприятия преобладают наименее ликвидные средства - запасы;
  6. выявленное увеличение доли оборотных активов свидетельствует о сворачивании производственной базы;
  7. уменьшение стоимости активов в целом однозначно свидетельствует о сокращении хозяйственного оборота предприятием;
  8. ликвидные активы предприятия - денежные средства могут покрыть только …% кредиторской задолженности.

   Исследование  источников финансирования фирмы «…» - состава и структуры пассивов баланса, - позволило установить причины  финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности:

    • за рассматриваемый период произошло уменьшение суммы собственного капитала в … раза, сократилась доля собственного капитала в пассивах, что связано с нарастанием убытков.
    • в 2009 г. заемные средства превысили собственные в … раз;
    • размер кредиторской задолженности за рассматриваемый период увеличился на …%, что свидетельствует о невыполнении в срок своих обязательств, об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении рискованности.

   Анализ  результатов хозяйственной деятельности по данным отчета о прибыли и убытках  показывает, что туристская фирма  «…» убыточна, нерентабельна:

  • несмотря на полученные дотации, предприятие несет убытки, сумма которых неуклонно нарастает;
  • рентабельность продаж, даже в относительно благополучном периоде была ничтожно низкой и составляла …%, а рентабельность активов …%.

   Данные  анализа финансовой устойчивости и  ликвидности подтверждают сделанные ранее выводы о неудовлетворительной структуре баланса, о критически неустойчивом финансовом состояниипредприятия вследствие чего фирма «…» оказалась в зависимости от кредиторов:

  1. предприятие имеет не погашенные в срок кредиты и займы, просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность;
  2. коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом равен … (норматив - больше 1), чтохарактеризуетнедостаточностьсобственногокапитала;
  3. предприятие испытывает дефицит собственных оборотных средств - собственный оборотный капитал отрицательный;
  4. коэффициент текущей ликвидности на протяжении всего исследуемого периода ниже норматива, а в 2009 г. снизился до …, то есть
  • оборотные активы предприятия не покрывают кредиторскую задолженность, следовательно, необходима продажа основных средств, то есть продолжение производственно-хозяйственной деятельности предприятия невозможно;
  • коэффициент финансовой автономии (доля собственного капитала в пассивах) к 2009 г. упал ниже нормативного (критического) уровня и составил … - то есть предприятие не может продолжать деятельность без внешнего финансирования, за счет собственных средств.
 

   Вывод:

   Обобщая результаты анализа, можно сделать  заключение о том, что туристская фирма «…»

  1. неплатежеспособна;
  2. убыточна (нерентабельна);
  3. находится в критическом финансовом положении - зависит от кредиторов;
  4. необходимовведениеконкурсногопроизводства.
 

   3.  МЕРОПРИЯТИЯ ПО  ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ  И ПОДДЕРЖКЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

   В числе чрезвычайных мероприятий  по восстановлению платежеспособности предприятия чаще всего используются следующие:

  1. инвентаризацияимущества;
  2. капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов;
  3. продажанезавершенногостроительства;
  4. анализ кадрового состава, оптимизация численности персонала и т.д.;
  5. продажа дочерних фирм и долей в уставных капиталах других фирм;
  6. изменениеорганизационнойструктурыпредприятия;
  7. сокращениедебиторскойзадолженности;
  8. снижениеиздержекпроизводства;
  9. сокращениеноменклатурывыпускаемойпродукции;

   При разработке чрезвычайных мероприятий  необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать активы и систему управления предприятием, в частности:

  1. Основные фонды предприятия необходимо анализировать в последовательности, сложившейся в практике статистического учёта основных фондов (здания, сооружения и т. п.). При этом следует обратить внимание на свободные производственные и складские площади (они могут быть, например, быстро сданы в аренду). Особого внимания требуют запасы неустановленного оборудования, незавершённые капитальные вложения. В процессе оздоровления предприятия необходимо учитывать и непроизводственные основные фонды. Эти фонды отягощают расходы предприятия, но могут послужить и источником возникновения новых видов деятельности.
  2. Анализируются материальные запасы и запасы готовой продукции и выявляются ликвидные материальные запасы. Они могут послужить источником средств для расчёта с кредиторами, приобретения необходимых материальных ресурсов и могут быть непосредственно использованы в будущем производстве.
  3. Анализ кадрового состава рекомендуется проводить с первых 
    дней работы по оздоровлению предприятия. Особое внимание рекомендуется обращать на состав высших управляющих, квалифицированных инженерно-технических работников и рабочих.
  4. При наличии значительных средств в долгосрочных и краткосрочных вложениях их анализ может стать главным в работе по оздоровлению предприятия. Дочерние фирмы предприятия могут быть 
    источником дополнительного финансирования, квалифицированной 
    поддержки.
  5. Анализируются дебиторы и кредиторы (это, как правило, постоянные поставщики и покупатели). Они входят в технологическую 
    цепочку и при разумном подходе стремятся к стабильности производственной системы в целом. При определённых условиях и те, и 
    другие должны выразить заинтересованность в поддержке неплатежеспособного предприятия. Необходимо найти пути сотрудничества 
    с ними.
  6. Сеть товародвижения предприятия-должника. Посреднические 
    структуры, обеспечивающие снабжение предприятия сырьём, материалами, комплектующими изделиями и сбыт его готовой продукции, 
    могут служить источником дополнительного финансирования для 
    должника. Их предложения и пожелания также должны быть приняты в расчёт при подготовке планов оздоровления.
  7. Система управления предприятием. Анализ организационной 
    структуры, системы учёта и контроля, внутренних хозяйственных 
    связей, методов принятия управленческих решений, как правило, выводит на «узкие места» в системе управления предприятием.
 

   4. СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ  И КОНКУРЕНЦИИ

   Сведения  о рынке и конкуренции содержат:

  1. характеристику отрасли, в которой работает предприятие;
  2. емкость, размер рынков и их сегментов, на которых работает предприятие, данные о ценовой политике;
  3. сведения о других хозяйствующих субъектах, оперирующих на рынке, проводится анализ конкурентов, делается вывод о типерынка данной продукции;
  4. систему ценообразования на продукцию предприятия;
  5. законодательные ограничения, накладываемые на деятельность предприятия (необходимости наличия лицензии, таможенныезатраты, государственное регулирование ценообразования и т.д.).

   При анализе конкурентов данные необходимо оформить в виде таблицы (табл. 18). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 18

Характеристика  предприятий в части участия  их на товарном рынке

   

      

 

   5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В  СФЕРЕ МАРКЕТИНГА  ПРЕДПРИЯТИЯ

   Деятельность  в сфере маркетинга предприятия  включает описание:

  1. стратегии маркетинга, заключающейся в приведении возможностей предприятия в соответствии с ситуацией на рынке;
  2. системы маркетинговых коммуникаций, то есть комплекса 
    мер по воздействию предприятия на покупателя, включающего рекламу, стимулирование сбыта, прямой маркетинг и другие решения, 
    принимаемые службой маркетинга;
  3. каналов сбыта, а так же приводится объём сбыта по каждому из них;
  4. продукта, его жизненного цикла или плана по созданию и 
    внедрению нового продукта.

   При характеристике каналов сбыта следует  заполнить следующую таблицу.

   Таблица 19

   Объем сбыта  продукции предприятия  по каждому каналу

      

      

 
 
 
 

   6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ  ПЛАН

  • Рассчитывается производственная программа в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг (табл. 20).

Таблица 20

Производственная  программа

      

      

 
    
  • Определяется  прирост объемов продукции путём  сравнения программы показателей  с объёмом потребностей рынка соответствующего вида продукции.Планируемый объём продаж продукции заносится в таблицу.

Таблица 21

Планируемый объем продаж продукции

      

 
    
  • Определяется  необходимый размер производственных мощностей предприятия и их увеличение за счёт технического перевооружения, реконструкции, строительства новых объектов и т. д.Потребность в производственных мощностях представляется в виде таблицы. При этом потребность в основных фондахрассчитывается по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности.
 

Таблица 22

Потребность в основных фондах

      

Выбирается один из нескольких вариантов.

  • Рассчитывается потребность в материальных ресурсах и производственных запасах.

      

Таблица 23

Расчет  потребности в ресурсах на производственную программу

         

   При этом размер переходящего запаса зависит от величины потребности в различных видах материалов и сезонности поставок. Он определяется по формуле:

   

   где Т – размер переходящего запаса;

   Q – Потребность в соответствующем материале, натур. ед.;

   M – Норма переходящего запаса, дни;

   D – Число дней планируемого периода.

  • Рассчитываются потребность в работниках и необходимый фонд заработной платы (табл. 24).

Таблица 24

Расчет  потребности в персонале и  заработной плате

      

 
    
  • Составляется  смета расходов и производится калькуляция себестоимости продукции.
  • Рассчитывается потребность в инвестициях.
 

   ПРИЛОЖЕНИЯ

   В приложении включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. В приложении к курсовому проекту будет находиться исходный баланс и отчет о прибылях и убытках, на основе которых разработан проект. 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России.учеб. пособие / под ред. К.И. Ларионова. - М.: Издательский дом "Дашков и К", 2001. - 248 с.
  2. Антикризисное управление: учеб. / под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 432 с.
  3. Балашов, А.П. Антикризисное управление: учеб.пособие / А.П. 
    Балашов. Новосибирск: ГУП РПО СО РАСХН, 2004. – 176 с.
  4. Кошкин, В.И. и др. Антикризисное управление: 17-модульная 
    программа для менеджеров. "Управление развитием организации" Модуль 11. / В.И. Кошкин и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 512 с
  5. Куртик, А.Б. Антикризисный менеджмент / А.Б. Куртик, А.И. 
    Муравьев. - СПб.: Питер, 2001. - 432с.
  6. Сухова, Л.Ф. Практикум по разработке бизнес-планов и финансовому анализу предприятия: учеб.пособие. / Л.Ф. Сухова, Н.А. 
    Чернова. – М: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.
  7. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, 
    Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М., 1995. – 176с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

   СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

   Актив баланса – часть бухгалтерского баланса предприятия, отражающая в денежном выражении материальные и нематериальные ценности, принадлежащие предприятию, их состав и размещение.

   Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

   Валюта  баланса – это общая сумма активов (пассивов), по данным бухгалтерского баланса.

   Внеоборотные активы - это активы с продолжительностью использования более одного года: долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы, основные средства, прочие долгосрочные активы.

   Дебиторская задолженность –  сумма долгов, причитающихся предприятию со стороны других фирм, а также граждан, являющихся их должниками.

   Добавочный  капитал – капитал, который формируется в результате дооценкивнеоборотных активов.

   Краткосрочные пассивы – долговые обязательства со сроком погашения до одного года.

   Кредиторская  задолженность –  денежные средства, временно привлеченные предприятием, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены.

   Кризис  – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

   Налог на добавленную стоимость (НДС) – взимаемый с предприятия налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации продукции и суммой затрат на сырье, материалы, полученные от других производителей (со стороны).

   Нематериальные  активы – активы предприятия, представляющие права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, ноу-хау, программные продукты, лицензии и т.д., торговые марки, авторские права (норма износа 10 лет).

   Неплатежеспособность- ситуация, при которой суммарные обязательства предприятия превышают суммарные активы. Компания с негативной чистой стоимостью считается неплатежеспособной по балансу.

   Нераспределенная  прибыль–чистая прибыль предприятия, не распределенная среди акционеров, а направленная в резервы и на другие нужды развития предприятия.

   Оборотные активы – денежные средства, а также те виды активов, которые будут обращены в деньги, проданы или потреблены не позднее, чем через год: легко реализуемые ценные бумаги, счета дебиторов, товарно-материальные запасы, расходы будущих периодов. Оборотные активы могут включать или не включать в себя наличность и ее эквиваленты, по выбору компании.

   Основные  средства – длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации (способ перенесения стоимости изношенных основных средств на произведенную с их помощью продукцию).

   Пассив  – часть бухгалтерского баланса предприятия, обозначающая источники образования средств предприятия, его финансирования, сгруппированные по их принадлежности и назначению; совокупность долгов и обязательств предприятия.

   Производительность  труда - показатель эффективности использования трудовых ресурсов (трудового фактора). Производительность труда измеряется: либо количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год);  либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы товарной продукции.

   Резервный капитал – часть собственного капитала компании, образуемая из прибыли и используемая в качестве резерва для покрытия возможных потерь, пополнения основного капитала, выплат дивидендов при недостаточности других источников этих расходов.

   Рентабельность  активов ROA- это отношение прибыли к стоимости активов, характеризует отдачу на весь вложенный капитал. Этот показатель отражает эффективность менеджмента в целом – как соответствие деятельности менеджеров стратегическим целям бизнеса.

   Собственный капитал – 1. Разница между суммой активов организации и величиной обязательств. 2. В составе собственного капитала организации учитываются уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы.

   Уставный  капитал – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов; зафиксированный в уставе акционерного общества его исходный, начальный капитал в денежном измерении, образуемый за счет выручки от продажи акций, частных вложений учредителей, государственных вложений. Взнос в уставный капитал может осуществляться не только в виде денежных средств, но и в имущественной форме, в виде строений, земли, а также объектов интеллектуальной собственности: патентов, лицензий, проектов.

   Фондоотдача - показатель эффективности использования основных и оборотных фондов.

Информация о работе Разработка антикризисного бизнес-плана (на примере туристской фирмы "Магеллан")