Учет доплат, выплат и удержаний при расчетах с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении теоретических и практических основ учета доплат, выплат и удержаний из заработной платы на анализируемом предприятии ОАО «Зорина».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность доплат, выплат и удержаний из заработной платы; их виды и принципы начисления;
ознакомиться с нормативной базой;
рассмотреть особенность документального оформления расчетов;
изучить порядок синтетического и аналитического учета доплат и удержаний из заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ДОПЛАТ, ВЫПЛАТ И УДЕРЖАНИЙ ПРИ РАСЧТАХ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 6
1.1. Цель, задачи и принципы учета доплат, выплат и удержаний при расчетах с персоналом по оплате труда 6
1.2. Обзор экономической литературы и нормативно-правовых актов по теме исследования 8
1.3. Организационно-правовая характеристика организации 10
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ДОПЛАТ, ВЫПЛАТ И УДЕРЖАНИЙ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 14
2.1. Стимулирующие выплаты 14
2.2. Компенсирующие выплаты 16
2.3. Социальные выплаты 23
2.4. Премия 25
2.5. Удержания из заработной платы 35
2.6. Порядок выплаты заработной платы и документальное оформление доплат, выплат и удержаний при расчетах с персоналом по оплате труда 47
2.7. Синтетический и аналитический учет доплат, выплат и удержаний из заработной платы 48
2.8. Основные направления совершенствования учета доплат, выплат и удержаний из заработной платы в ОАО «Зорина» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................... 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 310.56 Кб (Скачать документ)

В бухгалтерском учете оплаты труда  придерживаются следующих принципов:

  1. Дифференциация оплаты труда по сложности и условиям труда, обуславливающих преимущественную оплату высококвалифицированного, профессионального и протекающего в неблагоприятных условиях труда.
  2. Социальное партнерство на всех уровнях от национального до малых предприятий, которое закреплено законодательными актами. В коллективных договорах наряду с тарифными ставками по отдельным видам работ фиксируются конкретные  размеры всевозможных надбавок и доплат, условия и показатели премирования, социальные выплаты и льготы и др.
  3. Материальная заинтересованность работника в результатах его труда. Премирование работников является важнейшим стимулом роста объемов производства и повышения доходности организации, экономного хозяйствования, улучшения качества обслуживания населения и т.п.
  4. Установление зависимости между величиной заработной платы и эффективностью работы организации. Рост объемов деятельности, снижение затрат, рациональное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов, увеличение уровня рентабельности работы организации, введение дополнительных рабочих мест, повышение производительности труда, выполнение особо важных заданий расширяют финансовые возможности организации, что учитывают в Положении об оплате труда при установлении уровня тарифных ставок, надбавок к должностным окладам, премий и поощрений руководителям и работникам.
  5. Сочетание индивидуальных интересов работника с коллективными интересами.
  6. Простота и доступность к пониманию установленного порядка оплаты труда. Этот принцип предполагает ознакомление работников с порядком оплаты труда при  приеме на работу до начала выполнения работ и возможность контроля начисленной заработной платы и удержаний из нее.
  7. Документирование и контроль рабочего времени и объемов выполненных работ. Первичный учет и контроль рабочего времени, объемов работ осуществляют ответственные за их выполнение работники под контролем бухгалтерии и других служб организации. Они несут ответственность за достоверность данных и не должны допускать приписок объемов выполненных работ.
  8. Соблюдение установленного порядка оплаты труда.
  9. Соответствие данных бухгалтерского учета оплаты труда и отчетности по труду. Учет по видам удержаний из заработной платы работников позволяет организации контролировать обязательства по ним перед бюджетом, другими государственными органами и третьими лицами.
  10. Персонифицированный учет расчетов по оплате труда. Учет расчетов с работниками по оплате труда ведут по их лицевым счетам. Они являются обоснованием начисленной заработной платы работникам по видам выплат и произведенных из нее удержаний, позволяют контролировать своевременность и полноту расчетов по оплате труда, предоставлять работникам и заинтересованным органам информацию о произведенных выплатах и удержаниях по их заработной плате.

Полнота реализации цели, задачи и  принципов бухгалтерского учет доплат, выплат и удержаний из заработной платы при расчетах с персоналом по оплате труда зависит от его организации у хозяйствующего субъекта и в свою очередь позволяет эффективно управлять трудовыми ресурсами и обеспечить повышение производительности труда, рост заработной платы, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

Руководители и главные бухгалтеры организаций несут персональную ответственность за рациональное использование  средств на оплату труда и своевременность  расчетов с работниками.

 

1.2. Обзор экономической  литературы и нормативно-правовых  актов по теме исследования

В экономической литературе существуют множество описаний учета доплат, выплат и удержаний из заработной платы.

В учебнике профессора Л.И.Кравченко  рассматриваются основные элементы стимулирующей составляющей заработной платы, применяемые в торговле и  общественном питании, такие как: «доплаты, надбавки, премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, специальные виды вознаграждений, вознаграждения по итогам работы за год, единовременные поощрения и другие выплаты» [1].

В учебнике Г.Г. Завилейского и Н.В. Мартынова приведен перечень основных нормативных актов, регламентирующих учет выплат и удержаний из заработной платы. Авторы приводят особенности  материального стимулирования, а  также особенности удержаний  из заработной платы работников торговли.

В учебнике для студентов специальности  «Бухгалтерский учет в торговле»  под редакцией В.В. Кожарского рассматриваются  вопросы методики и организации  бухгалтерского учета по оплате труда  в организациях торговли и общественного  питания всех форм собственности  и хозяйственности на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета [9].

В издании «Нормирование и оплата труда» В.Г. Локтева изложены вопросы  организации и регулирования  оплаты труда на основе Единой тарифной сетки работников. Рассмотрены сущность доплат и вознаграждений работникам, приведены виды, роль и порядок  начисления премий в организациях, а также предложены пути повышения  эффективности использования стимулирующих  выплат.

В статье Н.А. Синцова «Были нормы  временными, стали постоянными» рассмотрены  преимущества и недостатки принятия Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 г. №49 «О некоторых вопросах стимулирования и реализации продукции, товаров (работ, услуг)».

П.В. Зазека в статье «Выплата годового бонуса» сформулировал этапы  формирования, начисления и выплаты  единовременного вознаграждения за год работникам со ссылками на законодательные  акты и примерами из практической деятельности.

Статья П.В. Зазеки «Как премировать  руководителя при убытках» содержит информацию о порядке премирования руководителей в период кризиса. Также автор обращает внимание на порядок резервирования премии со ссылкой  на законодательные акты.

В статье И. Григоьева «Применение  норм о снижении размера (лишении) премии работнику» приводится разъяснение  терминов «лишение премии» и ее «неначисление», рассматриваются требования к современным  локальным нормативным актам  о премировании работников.

В статье «Сверхурочная работа и ее оплата» специалистами ООО «ЮрСпектр» поднимаются актуальные вопросы  об установлении продолжительности  рабочего дня: как правильно определить количество часов сверхурочной работы?; как рассчитать оплату труда работников в таких случаях?; существуют ли особенности  учета начисленных сумм в целях  налогообложения прибыли? Ответы на соответствующие вопросы детально рассмотрены в данной курсовой работе [10].

Статья Е.С. Цыганковой «Социальные  выплаты работникам» рассматривает  социальные выплаты как механизм стимулирования работников, закрепление  их локальными нормативными актами, а  также вопросы лишения социальных выплат работникам.

А.К. Свиридович в своей статье «Удержания из заработной платы работника по исполнительным документам» акцентирует  внимание на принятии исполнительного  документа нанимателем, удержаниях из заработной платы, перечислении средств  взыскателю и возврате исполнительного  документа.

Трудовые отношения работников и нанимателей регулируются Трудовым   кодексом   Республики Беларусь (далее – ТК РБ) от 26.07.1999г. №296-3 (в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 225-З). Трудовой кодекс регламентирует трудовые отношения, а также отношения, связанные с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, охране труда, складывающих в новых экономических условиях [29].

Рассмотрим нормативные и законодательные  акты, регулирующие вопросы доплат, выплат и удержаний из заработной платы.

Основным законодательным актом, регулирующим ведение бухгалтерского учета в организации, является Закон  Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» от 18 октября 1994г. №3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007г. №302-З), который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [8].  

Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 (в редакции постановления Министерства Финансов от 05.01.2011 № 1), представляет собой систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета. Он является одним из шагов к тому, чтобы привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и принципами международных стандартов финансовой отчетности [23]. 1 января 2012 года вступило в силу Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов». Нововведения позволят приблизить бухгалтерский учет к международным стандартам.

Согласно закону Республики Беларусь от 29.02.1996 года № 138-XII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 года №6-З), размеры (тарифы) обязательных страховых взносов устанавливаются от всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Министерством Республики Беларусь [17].

Правильность удержания подоходного  налога определяется на основании Налогового кодекса Республики Беларусь (особенная часть) от 29.12.2009года №71-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 15.10.2010 года №174-З, с изменениями от 30.12.2011 № 330-З) [13].

Между работником и нанимателем  заключается контракт, в соответствии с которым работник обязуется  выполнять работу по определенной  одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей  квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок. Наниматель обязуется предоставлять  работнику обусловленную контрактом работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством  о труде, локальными и нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

В целях расширения прав нанимателей  по установлению гибких условий оплаты труда работников, максимально учитывающих  результативность вклада каждого работника  и финансовые возможности субъектов  предпринимательской деятельности, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 10 мая 2011 г. подписал Указ N 181 "О некоторых  мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", который вступил в силу с 1 июня 2011 г.

С 1 июня 2011 г. нормами Указа №181 придается рекомендательный характер применению ЕТС для оплаты труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации (как государственные, так и частные), в том числе банки, и индивидуальные предприниматели. Применение ЕТС носит рекомендательный характер. Наниматель вправе самостоятельно определять условия оплаты труда - либо на основе ЕТС, либо без нее. При отказе организации от ЕТС важным аспектом является произведение всех изменений в локальных правовых актах, а также недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения. Принятие Указа №181 призвано «обеспечить установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход» [16].

Постановлением Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. N 67 утверждены Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций  и о порядке их повышения в  соответствии с изменениями, принятыми  в Указе №181. «Рекомендации разработаны  в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими  работы по совершенствованию действующих  и внедрению новых систем оплаты труда, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, повышению тарифных ставок (окладов) работников во взаимосвязи  с конечными результатами и эффективностью деятельности с учетом финансовых возможностей организации. Рекомендации носят межотраслевой характер и могут быть использованы коммерческими организациями независимо от формы собственности и видов экономической деятельности» [22].

Рекомендации по оплате труда работников торговли и общественного питания, утвержденные Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 20 декабря 2010 г. №41 (в ред. пост. Министерства торговли от 10.08.2011 N 33), разработаны в целях  обеспечения единого подхода  в организации оплаты труда работников торговли и общественного питания  и могут применяться организациями  и индивидуальными предпринимателями  независимо от организационно-правовых форм, если это предусмотрено учредительными документами, коллективными договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами [21].

Особого внимания в учете доплат, выплат и удержаний из заработной платы заслуживает произведение индексации заработной платы, регламентированное Постановлением Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. №57 «Об утверждении  Инструкции о порядке и условиях индексации денежных доходов населения  в связи с инфляцией, а также  при несвоевременной выплате  заработной платы, пенсий, стипендий  и пособий» (в ред. пост. Министерства труда и соцзащиты от 27.06.2011 №51, от 25.11.2011 №123) [19].

1.3. Организационно-правовая  характеристика организации

Объектом изучения курсовой работы является открытое акционерное общество «Зорина».

ОАО «Зорина» создано путем преобразования государственного торгово-производственной организации «Зорина» 26 марта 1997 года приказом № 105 Минскгоримущества.

       5 ноября 1996 года  конференцией трудового коллектива  торгово-производственного организации  «Зорина» принято решение   о создании открытого акционерного  общества, которое осуществляет  свою хозяйственно-финансовую деятельность   в соответствии с Законом Республики  Беларусь «О  хозяйственных обществах».

Информация о работе Учет доплат, выплат и удержаний при расчетах с персоналом по оплате труда