Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

1. .doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

 1. «Принципы организации, цели и задачи управленческого анализа»

 1.1 Сущность  и цель управленческого анализа 

      Создание  рыночной системы с ее жесткими требованиями к конечным результатам, дифференциация интересов пользователей бухгалтерской  информации, преобразования в бухгалтерском учете делают правомерным в рамках единой системы бухгалтерского учета и экономического анализа выделение функциональных уровней: управленческого (производственного) и финансового учета и анализа.

      Развивающаяся теория и практика отечественного управленческого учета, ее сближение с зарубежным учетом вызывают необходимость пересмотра традиционных представлений и подходов к системе управленческого учета (1) и экономического управленческого анализа. Выделение самостоятельного управленческого учета и анализа позволяет более четко управлять ресурсами и затратами, ориентируя их на конечные результаты: объем продукции, прибыль, маржу.

      Управленческий  учет и анализ призваны решать вопросы  формирования затрат, эффективности  использования ресурсов, а также производства и реализации продукции, однако каждый из них направлен на конечный результат только в пределах своих объектов решений. То есть управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений. Это дает возможность при общности целей углубить рассмотрение частных вопросов и способствует более эффективному управлению предприятием в условиях рынка.

      Систему целей управленческого анализа можно представить следующим образом:

      1) оценка места предприятия на  рынке данного товара: определение   организационно-технических возможностей  предприятия;

      выявление конкурентоспособности продукции, емкости рынка;

      2) анализ ресурсных возможностей  увеличения объема производства  и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;

      3) оценка возможных результатов  производства и реализации продукции  и путей ускорения этих процессов.

      4) принятие решений по ассортименту  и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;

      5) выработка стратегии управления  затратами на производство по  отклонениям, по центрам затрат, центрам ответственности;

      6) определение политики ценообразования;

      7) анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

      Основными задачами управленческого анализа  являются:

  • оценка хозяйственной ситуации;
  • выявление положительных и отрицательных факторов и причин действующего состояния;
  • подготовка принимаемых управленческих решений;
  • выявление и мобилизация резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

      Таким образом, от правильности и результативности внутреннего управленческого учета  и анализа зависит основной результат  — прибыль, которая затем становится объектом финансового (внешнего) анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа на предприятии. 

1.2 Взаимосвязь управленческого анализа с другими дисциплинами. Основные потребители данных управленческого анализа 

      Создание  новых нетрадиционных подходов к  управлению хозяйственной деятельностью  предприятия привело к необходимости  поиска их взаимосвязи и интеграции с уже существующими подходами.

      Управленческий  анализ рассматривают как внутренний анализ процессов, возникающих в  ходе хозяйственной деятельности экономического субъекта. В роли функциональной подсистемы управленческого анализа, осуществляющей сбор, обработку и предоставление данных, необходимых для оперативного управления и стратегического планирования, может выступать логистика.

      Логистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев. Подразделение  на звенья облегчает сбор и классификацию  информации при проведении анализа. Логистическая система в рамках одного предприятия является связующим элементом между производственными и управленческими звеньями. Это позволяет целостно рассматривать экономический субъект с точки зрения эффективности внедрения программ оптимизации производственных, денежных и информационных потоков.

      В управленческом анализе применяются  все виды измерителей, что позволяет  использовать для анализа логистические  планово-проектные задания.

      Логистическую информацию можно использовать для  проведения управленческого анализа по следующим направлениям:

  • анализ и оценка планирования материальных запасов;
  • анализ графиков обслуживания потребителей;
  • анализ планов-проектов по размещению складских помещений. Оценка эффективности управления складской переработкой, упаковкой;
  • анализ карт производственных заделов и технологических карт обработки запасов;
  • анализ спроса и его прогнозирование;
  • анализ кадрового состава;
  • анализ обслуживающих производств и других звеньев, косвенно влияющих на производственный процесс.

      Представленные  направления не охватывают всю совокупность аналитических процедур, необходимых  для проведения управленческого  анализа. Они являются наглядным  примером интеграции управленческого  анализа и логистики. Данная программа  может быть дополнена и изменена в зависимости от задач аппарата управления, отрасли, типа производства и других факторов, так как комплексная оценка экономического субъекта невозможна без всестороннего анализа его деятельности.

      Искусство экономического управления заключается в умении предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию, своевременно принять меры по оптимизации соотношения «затраты-результат» и тем самым достичь поставленной цели, получив желаемую прибыль. Контроллинг и управленческий анализ — механизм этого искусства.

      Занимая особое место в системе управления предприятием, и управленческий анализ, информационное обеспечение принятия решений в целях оптимального использования имеющихся возможностей в рамках своей сферы деятельности.

      Нередко контроллинг отождествляют с управленческим анализом, либо последний считают доминирующим компонентом контроллинга. С данным утверждением нельзя согласиться в полной мере. Управленческий анализ и контроллинг являются самостоятельными направлениями экономической работы, находящимися в тесной взаимосвязи в процессе принятия управленческих решений.

      Управленческий  анализ призван решать вопросы формирования затрат, эффективности использования  ресурсов, а также производства и  реализации продукции.

      Контроллинг (1) — это функционально обоснованное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия тактических и стратегических управленческих решений.

      Сравнение управленческого анализа и контроллинга по существенным критериям проведено в таблице 1. 

Таблица 1 - Сравнительная  характеристика управленческого анализа  и контроллинга 

Признак Управленческий  анализ Контроллинг
Предмет Совокупность  объектов в процессе всего цикла  управления производством Процесс управления  предприятием, включающий установление целей, формирование стратегии, разработку  стратегических  и   тактических  планов, контроль и анализ отклонений фактических результатов от намеченных целей
Цель Использование результатов  для управления для достижения высоких  производственно-финансовых результатов в будущем Ориентация  управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием
Задачи Оценка   внутренних   и   внешних факторов; оценка общих  тенденций развития  экономических  процессов;  оценка резервов повышения эффективности производства Координация управленческой деятельности   по  достижению  целей предприятия; формирование и  развитие системы комплексного планирования; информационная поддержка  принятия  управленческих решений
Основные  методы Классические методы анализа: сравнение, факторный детерминированный и стохастический (корреляционный) анализ АВС-анализ;   маржинальный   анализ; метод расчета сумм покрытия; метод расчета инвестиций
 

  Таким образом, сферы деятельности управленческого анализа и контроллинга пересекаются в части обработки учетной информации и организации контроля за деятельностью предприятия, однако контроллинг ориентирован на внешнюю и внутреннюю среду предприятия с направленностью на стратегический уровень управления, а управленческий анализ - на экономическую эффективность и рентабельность деятельности на тактическом и оперативном уровне.

1.3 Роль управленческого анализа в разработке стратегии развития субъекта хозяйствования 

      В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

      Процесс управления предпринимательской деятельностью  предполагает выработку не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических решений. Разновидностью стратегического (перспективного) анализа является инвестиционный анализ. Инвестиции - неотъемлемое условие поступательного экономического развития как отдельных предприятий, так и общества в целом. В то же время общая нестабильность и непредсказуемость развития событий во всех сферах жизни страны, высокий уровень инфляции и несовершенство действующего законодательства делают необходимым выполнение подробных инвестиционных исследований с целью снижения риска инвестирования. В современных экономических условиях, для которых характерны быстро изменяющаяся рыночная конъюнктура, ожесточенная конкуренция, сопровождающаяся активной борьбой за покупателя, принятие решений в области инвестиций и финансов не может осуществляться без предварительного управленческого анализа.

      Результаты  стратегического анализа оказывают  серьезное воздействие на будущее  положение организации, а потому необходимо глубокое предварительное  исследование перспектив деятельности организации в соответствующей экономической среде.

      Приемы  и методы краткосрочного прогнозного  анализа, основанные, прежде всего, на разделении издержек на постоянные и  переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном периоде, в более удаленной перспективе оказываются переменными, и наоборот, неизменные для управленческого анализа удельные переменные расходы таковыми не являются.

      Стратегический  управленческий анализ основан на иных, отличных от рассмотренных ранее, подходах и принципах: принимаются во внимание различные факторы, обусловленные  состоянием внешней среды (внеучетные источники информации), - рынки товаров и услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. С нашей точки зрения, цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации.

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"