Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций
Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".
7. Анализ как метод обоснования управленческих решений
7.1 Состав
решений, принимаемых на основе анализа
издержек, объема производства и прибыли
В процессе функционирования любое предприятие сталкивается с проблемой выбора альтернативных вариантов дальнейшей деятельности. Действенным инструментом обоснования выбора является экономический анализ в целом и отдельные его составляющие в частности. Одна из таких составляющих - анализ объема, издержек и прибыли, с помощью которого могут быть приняты следующие виды решений:
Для всех типов решений необходимо определение принимаемых в расчет релевантных издержек. Однако необходимо отметить, что при принятии решений наряду с релевантной количественной оценкой необходимо учитывать качественную информацию, которая может повлиять на будущую прибыль предприятия. Для всех типов решений необходимо определение релевантных издержек. Релевантными могут быть только доходы и затраты, во-первых, относящиеся к будущему управленческому решению и, во-вторых, отличающиеся по вариантам.
Расходы и доходы, величина которых зависит от принимаемого решения (релевантные), представляют собой приростное, дополнительное движение денежной наличности при разных вариантах принимаемых альтернативных решений. Нерелевантные доходы и расходы в расчет не принимаются.
Таким образом, релевантный подход позволяет в процессе принятия управленческого решения сконцентрировать внимание только на значимой информации, что при значительных объемах данных облегчает и ускоряет процесс выработки наилучшего решения.
При анализе затрат, связанном с принятием альтернативных решений, необходимо учитывать следующие моменты:
Руководство производственных подразделений предприятий часто сталкивается с проблемой: производить самим или покупать на стороне отдельные или все части производимого продукта. Это наиболее общая проблема всех производств, требующих сборочных операций. Для решения проблемы «производить или покупать» может быть использован маржинальный анализ. Главное в данной ситуации - определить все элементы затрат и доходов, релевантные к такого рода ре-. При этом целесообразно продумать следующие моменты - таблица 4.
При
принятии решения такого типа необходимо
сравнить затраты вариантах собственного
производства и покупки.
Таблица
4 -Существенные моменты при выборе производства
или покупки
Производить | Купить |
Потребность в дорогостоящем оборудовании Переменные затраты на производство детали, узла или полуфабриката Затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования | Цена закупки
детали, узла или полуфабриката Арендная
плата или другие поступления, полученные
от использования освободившихся производственных
мощностей Ликвидационная стоимость оборудования |
Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:
где — цена одной детали; х — требуемое количество деталей в год.
Себестоимость производства деталей будет включать постоянные (а) и переменные (b) затраты:
.
Потребность
в деталях, при которой стоимость
их производства и приобретения совпадает,
может быть определена из уравнения:
Целесообразно
сопоставить расчетные затраты на оба
варианта (на примере 10 000 деталей) по следующей
схеме (табл. 5):
Таблица
5 - Сравнительный анализ затрат, руб.
Релевантные показатели | Всего затрат | Затраты на одну деталь | ||
производить | купить | производить | купить | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Затраты на покупку | - | 240 000 | — | 24,0 |
Основные материалы | 15000 | — | 1,5 | — |
Прямые трудозатраты | 120000 | - | 12,0 | - |
Переменные общепроизводственные расходы | 60000 | — | 6,0 | - |
Постоянные общепроизводственные расходы, без которых можно обойтись в случае выбора «купить» | 30000 | — | 3,0 | — |
ИТОГО затрат | 225 000 | 240 000 | 22,5 | 24,0 |
Разница в пользу «производить» | 15000 | - | 1,5 | - |
Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качество продукции, колебания объемов, создание или сокращение рабочих мест и т.д.
Если при производстве необходимо будет нанять на работу дополнительную рабочую силу, приобрести материалы, то эти затраты будут релевантными, значимыми для принятия решения.
При наличии избыточной рабочей силы производство может быть организовано путем упорядочения использования имеющихся рабочих; в этом случае затраты на оплату труда будут нерелевантными.
Если производство требуемого продукта будет производиться из остаточных отходов основного вида деятельности, материальные затраты в этом случае будут также нерелевантными.
Постоянные накладные расходы при выборе варианта решения не изменятся, т.е. будут в любом случае нерелевантными.
В случае, когда предприятие располагает ограниченным производственным потенциалом, следует рассчитать, какой вид продукции и насколько придется сократить в процессе производства, для того чтобы организовать выпуск нужного изделия собственными силами. При этом должна быть рассчитана упущенная выгода или возможное увеличение прибыли. В такой ситуации при расчете итоговой величины затрат на производство собственными силами должны быть учтены вмененные затраты.
В случае принятия решения о покупке на стороне или самостоятельном производстве комплектующих изделий должны быть предусмотрены альтернативы использования высвобождаемого при этом оборудования и других производственных ресурсов.
Оптимальным
для предприятия будет вариант,
при котором чистые релевантные
затраты находятся на минимальном
уровне.
7.3 Специальные
решения о цене реализации продукции и
прибыли
Нередко возникают ситуации, когда приходится принимать решение о продаже товара по цене ниже нормальной рыночной, а иногда и ниже себестоимости. Такой заказ — это обычно большое количество однородной продукции. Поскольку заказ носит случайный одноразовый характер, он не включается в бюджет и прогнозы на последующие годы, руководству предприятия необходимо сначала определить, позволяют ли это сделать производственные мощности.
Пока
приростные доходы больше приростных
затрат, у предприятия будет краткосрочная
прибыль. В этой ситуации необходимо сопоставить
релевантные доходы и релевантные издержки
для двух вариантов: без спецзаказа и с
учетом спецзаказа (табл. 6)
Таблица 6 - Сравнительный анализ для специального заказа, руб.
Показатели | Без спецзаказа | Со спецзаказом |
1 | 2 | 3 |
Выручка от продажи | 1 640 000 | 1 713500 |
Основные материалы | 369 000 | 396 000 |
Прямые трудозатраты | 246 000 | 264 000 |
Переменные общепроизводственные расходы | 205 000 | 220 000 |
Упаковка | 123 000 | 125 500 |
Итого переменных затрат | 943 000 | 1 005 500 |
Маржинальная прибыль | 697 000 | 708 000 |
Постоянные общепроизводственные затраты | 100000 | 100 000 |
Расходы на рекламу | 60000 | 60000 |
Коммерческие и административные расходы | 120 000 | 120000 |
Итого постоянных затрат | 280 000 | 280 000 |
Прибыль до налогообложения | 417 000 | 428 000 |
Руководство принимает решение, стоит ли предприятию ориентироваться на краткосрочную прибыль или отказаться от нее, оградить долгосрочные интересы от возможных изменений в случае принятия дополнительного заказа. Это возможно в следующих случаях.
При приеме заказа возрастает объем производства, и даже при такой невыгодной цене предприятие может получить незначительную, но краткосрочную прибыль. Однако это может повлиять на будущую цену товара и, следовательно, на прибыль. Если фирма находится в неблагоприятной ситуации, можно пойти на кратковременное увеличение прибыли путем принятия дополнительного заказа по цене ниже себестоимости. Но если положение более или менее нормальное, то на этот вариант можно пойти только в случае уверенности в том, что цена в будущем не изменится или что предприятие готово к снижению цены и не будет терпеть убытки.
Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"