Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

12. .doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

12. Управленческий анализ организаций торговли и общественного питания

    1. Особенности торговой деятельности и основные направления ее анализа
 

      Торговая  деятельность (4) — это посредническая деятельность по продвижению товаров от производителя к потребителю. Торговая деятельность может осуществляться в оптовой и розничной форме, ее сфера довольно обширна и достаточно специфична.

      Этой  отрасли присущи следующие основные особенности:

      1) в торговле не производятся  добавленная стоимость, готовый  продукт. Торговые фирмы работают с уже завершенными, готовыми к употреблению товарами и продвигают их от производителей к конечным потребителям без какой-либо существенной обработки. Соответственно основным результатом деятельности будет товарооборот общий (1), оптовый (2) или розничный (3), а не выручка от реализации продукции.

      2) основные и оборотные средства  функционируют в сфере обращения,  а не производства и имеют  структуру, отличную от промышленных  предприятий. Наиболее важную  роль для осуществления торговли  из состава основных фондов играют торговые площади и торговое оборудование (витрины, холодильные установки, ККМ). Состав и структура оборотных активов может существенно варьироваться в зависимости от формы осуществления торговой деятельности, а также от взаимоотношений с контрагентами. Однако наиболее важной составляющей являются товарные ресурсы;

      3) неразрывно связана с предыдущей  особенностью отличная от промышленных  предприятий структура источников  формирования средств. Для предприятий  торговли характерны низкая величина и доля (как в совокупных пассивах, так и в собственных средствах компании) уставного капитала; отсутствие или крайне низкая абсолютная и относительная величина долгосрочных привлеченных средств; краткосрочные коммерческие кредиты и кредиторская задолженность поставщикам как две основные статьи текущих пассивов;

      4) в торговых предприятиях (организациях) ассортимент и его широта может  существенно варьироваться по  видам, габаритам и ценам товаров.  Соответственно и оборачиваемость  у разных товаров может существенно отличаться, однако она будет выше, чем у оборотных активов в сфере производства.

      Основная  цель анализа деятельности торговой фирмы - поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности.

      В общем виде методику анализа деятельности торговой фирмы можно представить следующим образом:

      1) оценка качества и достоверности  исходной информации;

      2) анализ розничного товарооборота:

    • анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота по составу, видам, группам; анализ сезонности; анализ ритмичности продаж;
    • анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов (в том числе запасов товаров):

      а) анализ поступления товаров; анализ выполнения договоров по поставке; анализ частоты завоза;

      б) анализ состояния товарных запасов;

      в) анализ эффективности товарных запасов  и товарооборачиваемости;

      г) оперативный и сравнительный  анализ товарных запасов;

    • анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов:

      а) анализ движения рабочей силы, ее состава  и структуры (в том числе доля торгово-оперативных работников);

      б) взаимосвязь товарооборота, численности  и состава работников: факторный  анализ товарооборота на одного работника;

      в) анализ эффективности и качества труда;

    • анализ состояния и развития и использования материально-технической базы (в том числе торговых площадей);
    • анализ качества торгового обслуживания покупателей;
    • оперативный анализ розничного товарооборота, товарных и трудовых ресурсов.

      3) анализ оптового товарооборота  торговой организации:

    • анализ выполнения плана и динамки оптового товарооборота;
    • анализ состава и структуры оптового товарооборота;
    • анализ рациональности товародвижения;
    • анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота;
    • оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.

      4) анализ расчетных отношений торгового  предприятия:

    • анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
    • анализ ускорения расчетов и повышения их эффективности;

      5) анализ издержек обращения в  торговле:

    • анализ издержек обращения по общему объему;
    • факторный анализ выполнения плана и динамики издержек обращения;
    • •   анализ отдельных статей издержек обращения в торговле;
    • сравнительный анализ издержек обращения в торговле;
    • оперативный анализ издержек обращения торгового предприятия;

      6) анализ финансовых результатов в торговле:

    • анализ валового дохода (в том числе факторный);
    • анализ безубыточности;
    • анализ прибыли и рентабельности торгового предприятия;
    • сравнительный анализ финансовых результатов в торговле;
    • оперативный анализ финансовых результатов торгового предприятия;
    • анализ налогообложения, распределения и использования доходов и прибыли в торговле;

      7) анализ финансового состояния  торгового предприятия;

      8) обобщение результатов анализа  и разработка комплекса мероприятий по их освоению.

      Для анализа торговой деятельности используют многочисленные и самые разнообразные источники информации: статистические данные о социально-экономических показателях региона деятельности; данные о структуре населения, его денежных доходах и покупательских способностях; данные о товарном обеспечении на рынке; данные бухгалтерского учета и отчетности (товарные отчеты, учетные регистры о движении и остатках товаров и т.д.); формы статистической отчетности (форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», форма № 1 — торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп», форма № 1 — торг (сеть) «Сведения о наличии сети оптовой и розничной торговли», форма № 1 — алкоголь (опт) «Сведения о продаже алкогольной продукции для оптовых предприятий», форма № 1 — прод. (торг.) «Сведения о продаже и запасах основных потребительских товаров», форма № 1 — конъюнктура (опт) «Обследование конъюнктуры и деловой активности в оптовой торговле», форма № 1 — конъюнктура «Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле»). 

    1.   Анализ выполнения плана, состава, структуры и динамики розничного товарооборота
 

      Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность предприятий торговли.

      Анализ  товарооборота позволяет оценивать  соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объемов реализации, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж.

      Исходя  из этого, основные задачи анализа розничного товарооборота могут быть сведены  к следующим вопросам:

    • проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определение тенденций экономического и социального развития; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;
    • изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
    • выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
    • разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота.

      Анализ  выполнения плана и динамики розничного товарооборота торгового предприятия  проводится так же, как и аналогичные направления анализа объема производства и реализации на промышленных предприятиях. Однако такой анализ проводится не только за ряд лет, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени.

      Для оценки равномерности и ритмичности  развития товарооборота изучается выполнение плана и его динамика по декадам, составляются графики выполнения плана, рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

      После изучения общего объема розничного товарооборота переходят к анализу его состава по различным признакам.

      Изучение  состава товарооборота производится по организационным формам. Реализация товаров может осуществляться через:

      1) стационарную торговую сеть, т.е.  торговую сеть, расположенную в  специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях;

      2) мелкорозничную торговую сеть (павильоны,  киоски и палатки; передвижные  средства развозной и разносной  торговли);

      3) виртуальные магазины в информационной  сети Интернет;

      4) посылочную торговлю — розничную торговлю, осуществляемую по заказам, выполняемым почтовыми отправлениями;

      5) комиссионную торговлю.

      Кроме того, состав товарооборота может  быть изучен по формам торгового обслуживания, среди которых различают индивидуальное обслуживание через прилавок; самообслуживание; индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания; салонное обслуживание; обслуживание по заказам; обслуживание по образцам; обслуживание через информационную сеть Интернет; обслуживание на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, в общественных местах, транспорте, на улицах.

      Анализ  состава товарооборота по товарным группам (35 продовольственных и 61 непродовольственная), видам, конкретным наименованиям товаров либо дополняет предыдущий анализ (изучение структуры по нескольким признакам сразу), либо проводится отдельно. Степень детализации зависит от масштабов деятельности предприятия, многообразия применяемых форм обслуживания, широты ассортимента, а также от автоматизации учетных и аналитических процессов на предприятии.

      Выполнение  плана и динамика розничного товарооборота  зависят от четырех основных групп  факторов:

      1) обеспеченности товарными ресурсами,  правильности их распределения и использования;

      2) обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников;

      3) состояния, развития и эффективного  использования материально-технической базы торговли;

      4) качества обслуживания покупателей.

      Далее будут рассмотрены более подробно основные моменты анализа этих факторов. 

    1.  Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"