Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

10. .doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

10. Управленческий анализ деятельности предприятий транспорта

    1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления ее анализа
 

      Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

      Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

      Транспортной  отрасли присущи определенные особенности, которые необходимо учитывать при проведении анализа:

      1) специфика транспорта как сферы  экономики заключается в том,  что он сам не производит  продукцию, а только участвует  в ее создании, обеспечивая производство  сырьем, материалами, оборудованием  и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка;

      2) транспорт существенно зависит  от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем;

      3) единая транспортная система  включает разные виды (железнодорожный, автомобильный (в том числе автобусный, таксомоторный), трамвайный, троллейбусный, авиационный, трубопроводный, морской и речной транспорт, метрополитены), каждый из которых выполняет определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития; 

      4) формирование транспортной сети  обусловлено рядом социально-экономических  факторов: развитием и размещением  хозяйства; городских поселений,  направлением и мощностью основных  транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных  и туристических объектов;

      5) основными активными средствами  труда являются транспортные  средства; производство - фондоемкое.

      Цель  анализа производственно-хозяйственной  деятельности автотранспортных организаций (АТО) состоит в выявлении и  оценке социально-экономических результатов всех сторон деятельности организации, вскрытии резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также в подготовке и повышении обоснованности стратегических и текущих управленческих решений.

      Основные  задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий нацелены на следующие моменты:

  • объективная всесторонняя оценка результатов функционирования организации и ее подразделений;
  • выявление закономерностей и тенденций развития производства, возможностей совершенствования системы управления и определение эффективности принимаемых решений;
  • оценка степени использования производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на эффективность и качество работы АТО и ее подразделений;
  • выявление факторов, влияющих на конечные показатели деятельности АТО, классификация их по месту, продолжительности и характеру воздействия;
  • прогнозирование ожидаемых результатов, подготовка материалов для принятия управленческих решений;
  • разработка и контроль за осуществлением мероприятий, направленных на более эффективное использование ресурсов, распространение передового опыта, ликвидацию негативных явлений и причин плохой работы транспортного предприятия.

      Методика  анализа деятельности автотранспортных предприятий, предполагает следующие  направления работы:

    1. оценка качества и достоверности исходной информации;
    2. общее ознакомление с производственно-хозяйственной деятельностью и финансовым состоянием предприятия;
    3. анализ выполнения плана и динамики перевозок:
    • общий анализ выполнения плана и динамики перевозок грузов;
    • анализ технико-эксплуатационных показателей;
    • факторный анализ влияния технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана по перевозке грузов;
    • анализ выполнения плана перевозок пассажиров автобусами (маршрутными такси);
    • оперативный анализ хода выполнения плана перевозок;
    • анализ качества перевозок;
    1. анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) подвижного состава:
  • анализ выполнения плана технического обслуживания;
  • анализ выполнения плана по ремонту автомобилей;
  • оперативный анализ выполнения плана технического обслуживания и эксплуатационного ремонта.
    1. анализ технического развития и организации производства.
    2. анализ использования материальных ресурсов:
    • анализ расхода топлива и материалов на эксплуатацию подвижного состава;
    • анализ расхода материалов на ремонт автомобилей;
    • анализ выполнения плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива и материалов;
    1. анализ труда и заработной платы;
    1. анализ показателей повышения экономической эффективности производства;
    2. анализ себестоимости перевозок:
    • анализ общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного состава;
    • анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненной работы;
    • анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы водителей в себестоимости;
    1. анализ прибыли и рентабельности предприятия;
    1. анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов:
    • анализ охраны воздушного бассейна;
    • анализ охраны и рационального использования водных ресурсов;
    1. обобщение резервов и разработка путей их освоения.

      Необходимо  отметить, что при проведении анализа  деятельности воздушного, железнодорожного, морского (речного) транспорта общая схема с некоторой долей условности может использоваться, однако необходимо учитывать специфику каждого вида перевозок.

      Источниками информации являются план перевозок  и отчет о его выполнении, сведения о движении списочного состава автомобильного парка, плановые и отчетные данные об уровне технико-эксплуатационных показателей, данные оперативного учета и статистической отчетности. 

    1.  Общая  оценка экономического и финансового  состояния АТО
 

      Оценка  состояния предприятия транспорта необходима на предварительном этапе для получения общего представления о его деятельности. Перечень основных экономических показателей транспортной организации будет несколько отличаться от аналогичных показателей промышленности: наряду с общими показателями должны быть рассмотрены общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот (тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число отработанных авточасов; среднесписочное число авточасов в хозяйстве, число отработанных человеко-часов и др.

      Необходимо  отметить, что приведенные показатели по возможности должны быть конкретизированы и в зависимости от специализации транспортного предприятия дополнены. Так, например, для предприятия, осуществляющего пассажирские перевозки, целесообразно проанализировать общий пассажирооборот, долю пассажирского транспорта в общем транспортном парке, среднюю вместимость транспортных средств и др.

      Финансовое  состояние АТО оценивается по общим направлениям (состав, структура  и динамика имущества и источников его формирования; финансовая устойчивость; ликвидность и платежеспособность; деловая активность). Но так как в составе имущества АТО преобладают внеоборотные активы (около 80%), общие нормы финансовых коэффициентов, характерные для промышленных предприятий, в данном случае применяться не могут.

      Осуществление основных производственных процессов  транспортировки грузов и перемещения  пассажиров - основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта. Условием положительной оценки деятельности АТП является выполнение задания по всем основным показателям и видам перевозок. Поэтому особое внимание должно уделяться анализу объемов перевозок.

      Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются:

  1. общая оценка выполнения плана перевозок и изменений в натуральных, стоимостных и относительных измерителях;
  2. по перевозке грузов - определение степени удовлетворения потребностей клиентуры по номенклатуре перевозимых грузов и срокам их доставки;
  3. по перевозке пассажиров - изучение количества и качества перевозок по видам, маршрутам и регулярности;
  4. оценка изменения технико-эксплуатационных показателей и выявление причин, воздействующих на характеристики транспортного процесса;
  5. изучение силы и направленности влияния отдельных факторов на выполнение объемных показателей;
  6. исследование потерь и выявление резервов роста объемов перевозок;
  7. оперативный контроль за перевозочным процессом, расчет динамики и ритмичности перевозок;
  8. разработка комплекса организационно-технических мероприятий по повышению конкурентоспособности АТО на рынке автотранспортных услуг, улучшению их количества и качества.

      Таким образом, общие направления анализа  выполнения плана перевозок таковы:

  1. при перевозке грузов - оценка выполнения заданного объема перевозок как в целом, так и по договорной клиентуре и срокам автомобильных перевозок; при перевозке пассажиров автобусами - оценка выполнения плана по количеству перевезенных пассажиров и выполненных пассажиро-километров в целом по АТП и видам перевозок (городские, пригородные, междугородные, международные); при перевозке пассажиров автомобилями-такси - оценка выполнения плана по количеству выполненных платных километров пробега;
  2. оценка влияния отдельных факторов на выполнение заданного объема перевозок;
  3. изучение потерь и резервов роста объема перевозок;
  4. разработка организационно-технических мероприятий по использованию резервов и устранению потерь.

      При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по объему перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов (табл. 22).

      Кроме того, нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок и грузооборота. Закономерным является непрерывное увеличение транспортной работы. Однако снижение роста показателей не всегда свидетельствует об ухудшении работы предприятия, а может являться следствием изменения численности автомобилей, структуры автомобильного парка, , расстояния перевозок и некоторых других причин. 

Таблица 22 - Выполнение объема перевозок и грузооборота за год 
 

Показатель План Факт Абсолютное  отклонение Темп роста (снижения), %
Объем перевозок, тыс. т 240,00 235,20 -4,80 98,0
Грузооборот, тыс. т/км 8112,00 8118,30 6,30 100,1
Число отработанных авточасов 58410 58990 580 101,0

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"