10. Управленческий
анализ деятельности предприятий транспорта
- Особенности
деятельности предприятий транспорта
и основные направления ее анализа
Транспорт
является частью экономической деятельности,
которая связана с увеличением степени
удовлетворения потребностей людей при
помощи изменения географического положения
товаров и людей. Он может доставлять сырье
к местам, где потребители могут их лучше
использовать.
Современный
транспорт представляет собой единую
(в социально-экономическом отношении)
транспортную систему, включая мощную
сеть железнодорожных, морских, речных,
автомобильных, воздушных, трубопроводных
городских и промышленных коммуникаций.
Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья,
топлива, материалов, продукции, а также
пассажиров с достаточно высоким уровнем
комфорта и скорости, современный транспорт
обеспечивает массовое индустриальное
производство, глубокое разделение труда,
внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует
развитию культуры и науки.
Транспортной
отрасли присущи определенные особенности,
которые необходимо учитывать при проведении
анализа:
1)
специфика транспорта как сферы
экономики заключается в том,
что он сам не производит
продукцию, а только участвует
в ее создании, обеспечивая производство
сырьем, материалами, оборудованием
и доставляя готовую продукцию потребителю.
Транспорт создает условия для формирования
местного и общегосударственного рынка;
2)
транспорт существенно зависит
от географических условий, особенно
от топографических особенностей горных
цепей, равнин, долин и береговой полосы,
являясь средством заполнения географических
разрывов между производством и потребителем;
3)
единая транспортная система
включает разные виды (железнодорожный,
автомобильный (в том числе автобусный,
таксомоторный), трамвайный, троллейбусный,
авиационный, трубопроводный, морской
и речной транспорт, метрополитены), каждый
из которых выполняет определенную функцию
в соответствии со своими технико-экономическими
особенностями, провозной способностью,
географическими и историческими особенностями
развития;
4)
формирование транспортной сети
обусловлено рядом социально-экономических
факторов: развитием и размещением
хозяйства; городских поселений,
направлением и мощностью основных
транспортно-экономических связей,
расположением крупных курортных
и туристических объектов;
5)
основными активными средствами
труда являются транспортные
средства; производство - фондоемкое.
Цель
анализа производственно-хозяйственной
деятельности автотранспортных организаций
(АТО) состоит в выявлении и
оценке социально-экономических результатов
всех сторон деятельности организации,
вскрытии резервов использования материальных,
финансовых и трудовых ресурсов, а также
в подготовке и повышении обоснованности
стратегических и текущих управленческих
решений.
Основные
задачи анализа производственно-хозяйственной
деятельности автотранспортных предприятий
нацелены на следующие моменты:
- объективная
всесторонняя оценка результатов функционирования
организации и ее подразделений;
- выявление
закономерностей и тенденций развития
производства, возможностей совершенствования
системы управления и определение эффективности
принимаемых решений;
- оценка
степени использования производственных
ресурсов, состояния техники, технологии,
организации производства, труда и управления
с точки зрения их влияния на эффективность
и качество работы АТО и ее подразделений;
- выявление
факторов, влияющих на конечные показатели
деятельности АТО, классификация их по
месту, продолжительности и характеру
воздействия;
- прогнозирование
ожидаемых результатов, подготовка материалов
для принятия управленческих решений;
- разработка
и контроль за осуществлением мероприятий,
направленных на более эффективное использование
ресурсов, распространение передового
опыта, ликвидацию негативных явлений
и причин плохой работы транспортного
предприятия.
Методика
анализа деятельности автотранспортных
предприятий, предполагает следующие
направления работы:
- оценка качества
и достоверности исходной информации;
- общее ознакомление
с производственно-хозяйственной деятельностью
и финансовым состоянием предприятия;
- анализ выполнения
плана и динамики перевозок:
- общий анализ
выполнения плана и динамики перевозок
грузов;
- анализ
технико-эксплуатационных показателей;
- факторный
анализ влияния технико-эксплуатационных
показателей на выполнение плана по перевозке
грузов;
- анализ
выполнения плана перевозок пассажиров
автобусами (маршрутными такси);
- оперативный
анализ хода выполнения плана перевозок;
- анализ
качества перевозок;
- анализ выполнения
плана технического обслуживания и ремонта
(ТО и Р) подвижного состава:
- анализ
выполнения плана технического обслуживания;
- анализ
выполнения плана по ремонту автомобилей;
- оперативный
анализ выполнения плана технического
обслуживания и эксплуатационного ремонта.
- анализ технического
развития и организации производства.
- анализ использования
материальных ресурсов:
- анализ
расхода топлива и материалов на эксплуатацию
подвижного состава;
- анализ
расхода материалов на ремонт автомобилей;
- анализ
выполнения плана организационно-технических
мероприятий по экономии топлива и материалов;
- анализ труда
и заработной платы;
- анализ показателей
повышения экономической эффективности
производства;
- анализ себестоимости
перевозок:
- анализ
общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного
состава;
- анализ
влияния на себестоимость изменения затрат
и объема выполненной работы;
- анализ
доли переменных, постоянных расходов
и доли заработной платы водителей в себестоимости;
- анализ прибыли
и рентабельности предприятия;
- анализ выполнения
мероприятий по охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов:
- анализ
охраны воздушного бассейна;
- анализ
охраны и рационального использования
водных ресурсов;
- обобщение
резервов и разработка путей их освоения.
Необходимо
отметить, что при проведении анализа
деятельности воздушного, железнодорожного,
морского (речного) транспорта общая схема
с некоторой долей условности может использоваться,
однако необходимо учитывать специфику
каждого вида перевозок.
Источниками
информации являются план перевозок
и отчет о его выполнении, сведения
о движении списочного состава автомобильного
парка, плановые и отчетные данные об уровне
технико-эксплуатационных показателей,
данные оперативного учета и статистической
отчетности.
- Общая
оценка экономического и финансового
состояния АТО
Оценка
состояния предприятия транспорта
необходима на предварительном этапе
для получения общего представления о
его деятельности. Перечень основных экономических
показателей транспортной организации
будет несколько отличаться от аналогичных
показателей промышленности: наряду с
общими показателями должны быть рассмотрены
общий объем перевозок (тыс. т), общий грузооборот
(тыс. т/км), общий пробег (тыс. км), число
отработанных авточасов; среднесписочное
число авточасов в хозяйстве, число отработанных
человеко-часов и др.
Необходимо
отметить, что приведенные показатели
по возможности должны быть конкретизированы
и в зависимости от специализации транспортного
предприятия дополнены. Так, например,
для предприятия, осуществляющего пассажирские
перевозки, целесообразно проанализировать
общий пассажирооборот, долю пассажирского
транспорта в общем транспортном парке,
среднюю вместимость транспортных средств
и др.
Финансовое
состояние АТО оценивается по
общим направлениям (состав, структура
и динамика имущества и источников
его формирования; финансовая устойчивость;
ликвидность и платежеспособность; деловая
активность). Но так как в составе имущества
АТО преобладают внеоборотные активы
(около 80%), общие нормы финансовых коэффициентов,
характерные для промышленных предприятий,
в данном случае применяться не могут.
Осуществление
основных производственных процессов
транспортировки грузов и перемещения
пассажиров - основная задача эксплуатационных
организаций автомобильного транспорта.
Условием положительной оценки деятельности
АТП является выполнение задания по всем
основным показателям и видам перевозок.
Поэтому особое внимание должно уделяться
анализу объемов перевозок.
Основными
задачами анализа перевозок грузов
и пассажиров являются:
- общая оценка
выполнения плана перевозок и изменений
в натуральных, стоимостных и относительных
измерителях;
- по перевозке
грузов - определение степени удовлетворения
потребностей клиентуры по номенклатуре
перевозимых грузов и срокам их доставки;
- по перевозке
пассажиров - изучение количества и качества
перевозок по видам, маршрутам и регулярности;
- оценка изменения
технико-эксплуатационных показателей
и выявление причин, воздействующих на
характеристики транспортного процесса;
- изучение
силы и направленности влияния отдельных
факторов на выполнение объемных показателей;
- исследование
потерь и выявление резервов роста объемов
перевозок;
- оперативный
контроль за перевозочным процессом, расчет
динамики и ритмичности перевозок;
- разработка
комплекса организационно-технических
мероприятий по повышению конкурентоспособности
АТО на рынке автотранспортных услуг,
улучшению их количества и качества.
Таким
образом, общие направления анализа
выполнения плана перевозок таковы:
- при перевозке
грузов - оценка выполнения заданного
объема перевозок как в целом, так и по
договорной клиентуре и срокам автомобильных
перевозок; при перевозке пассажиров автобусами
- оценка выполнения плана по количеству
перевезенных пассажиров и выполненных
пассажиро-километров в целом по АТП и
видам перевозок (городские, пригородные,
междугородные, международные); при перевозке
пассажиров автомобилями-такси - оценка
выполнения плана по количеству выполненных
платных километров пробега;
- оценка влияния
отдельных факторов на выполнение заданного
объема перевозок;
- изучение
потерь и резервов роста объема перевозок;
- разработка
организационно-технических мероприятий
по использованию резервов и устранению
потерь.
При
анализе выполнения плана перевозок
грузов первоначально характеризуют общие
итоги выполнения заданий по объему перевозок,
транспортной работе и числу отработанных
авточасов (табл. 22).
Кроме
того, нужно сопоставить объемы перевозок
за ряд соответствующих периодов, что
даст представление о динамике указанного
показателя. При этом следует установить
причины, обусловившие ту или иную динамику
объема перевозок и грузооборота. Закономерным
является непрерывное увеличение транспортной
работы. Однако снижение роста показателей
не всегда свидетельствует об ухудшении
работы предприятия, а может являться
следствием изменения численности автомобилей,
структуры автомобильного парка, , расстояния
перевозок и некоторых других причин.
Таблица
22 - Выполнение объема перевозок и грузооборота
за год
Показатель
|
План
|
Факт
|
Абсолютное
отклонение |
Темп роста (снижения),
%
|
Объем
перевозок, тыс. т
|
240,00
|
235,20
|
-4,80
|
98,0
|
Грузооборот,
тыс. т/км
|
8112,00
|
8118,30
|
6,30
|
100,1
|
Число
отработанных авточасов
|
58410
|
58990
|
580
|
101,0
|