Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

1. .doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

      В странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа, функциональный учет затрат (ABC), система "таргет-костинг" (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость этого вида управленческого анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономики обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования. С нашей точки зрения, она должна предусматривать прохождение ряда этапов, в составе которых - мероприятия, направленные не только на реструктуризацию бизнеса компании, но и на совершенствование ее учетной системы. Важнейшими этапами этого вида стратегического анализа являются деление организации на стратегические бизнес-единицы и соотнесение их перспективных возможностей с потребностями рынка.

      Осуществляя управленческий анализ, необходимо учитывать  следующее обстоятельство. Развитие бизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервацией неперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д. Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, должны сопутствовать адекватные изменения в системе методов, используемых управленческим анализом. 
 

1.4 Принципы организации управленческого анализа 

      Разработка  и внедрение на предприятиях системы  управленческого анализа должно базироваться на следующих принципах:

      1) управленческий анализ выступает  в единстве анализа производственных и финансовых показателей для принятия тактических и стратегических управленческих решений по эффективному функционированию предприятия в рыночных условиях;

      2) управленческий анализ должен  быть комплексным, что предусматривает  изучение экономической и технической сторон производства, а также взаимосвязи с ним социальных и природных условий;

      3) системность подразумевает анализ  предприятия как целостной системы.

      Методологическое  единство системности и комплексности  выражается в разработке единой универсальной системы показателей, подробно характеризующих хозяйственную деятельность предприятия с помощью всех видов информации о технической подготовке производства, нормативной и плановой документации, оперативного бухгалтерского управленческого и финансового учета, статистического учета и отчетности, внешней финансовой отчетности и др.

      Субъектами  управленческого анализа являются руководство и привлекаемые им аудиторы и консультанты.

      Таким образом, можно обозначить следующие  особенности управленческого анализа:

  • комплексное изучение всех сторон деятельности предприятия;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
  • использование всех доступных источников информации;
  • ориентация результатов на руководство предприятия;
  • отсутствие регламентации с внешней стороны;
  • максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
 

1.5 Направления и основные этапы управленческого анализа 

      Управленческий анализ всегда служит целям управления как средство обоснования на всех стадиях подготовки и принятия управленческих решений; совершенствование его методов определяется потребностям управления.

      На  всех уровнях системы принимаются  решения, соответствующие имеющейся  информации и производственной необходимости.

      Укрупненная модель системы аналитического обеспечения (САО) состоит из блоков, соответствующих объектам управления и процессам производственно-хозяйственной деятельности. Производственно-хозяйственная деятельность представляет собой наложение процессов на ресурсы. «Входом» являются ресурсы, материально-вещественные потоки, которые, проходя через различные процессы, в том числе производственный, выходят в виде результатов (готового продукта, прибыли, финансовых операций), завершающих старый и начинающих новый цикл процессов.

      Представление процесса управления в виде блоков, где объектами управления являются ресурсы и результаты на определенной стадии кругооборота, дает возможность более детально проследить все процессы экономического анализа, возникающие в каждом блоке, и более четко выделить объекты управленческого и финансового анализа.

      Объектами управленческого, или внутреннего, анализа предприятия являются ресурсы (средства, предметы труда и трудовые ресурсы) и результаты (продукция  и себестоимость). Если взять процессы кругооборота хозяйственной деятельности, то управленческий анализ охватывает материальные потоки групп «А», «Б» и частично «В» (процессы снабжения, производства и частично потребления). Все остальные элементы находятся в сфере финансового анализа.

      Анализ  любого из вопросов хозяйственной деятельности должен проводиться в несколько этапов: разработка плана и методики анализа, уточнение объектов и ответственных исполнителей; сбор и оценка информации; уточнение методики и приемов анализа; обработка информации и решение представленных аналитических задач; формулировка выводов и предложений.

      Для качественного проведения управленческого  анализа и эффективного управления необходима проработанная методика, включающая следующие элементы:

      1) определение целей и задач  анализа;

      2) совокупность показателей анализа;

      3) схема, последовательность и периодичность  проведения анализа;

      4) способы получения информации;

      5) обработка и анализ полученной  экономической информации;

      6) перечень организационных этапов  и распределение обязанностей между службами предприятия;

      7) порядок оформления результатов  анализа.

      Управленческий  анализ интегрирует три вида внутреннего  анализа - ретроспективный, оперативный  и перспективный, каждому из которых  свойственно решение собственных  задач.

      Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Необходимость проведения перспективного анализа, возникшая с переходом российских организаций на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа. В то время как ретроспективный анализ отвечает на вопрос "как это было?", прерогативой перспективного управленческого анализа является поиск ответа на вопрос "что будет, если?". В рамках перспективного анализа следует выделить краткосрочный и стратегический подвиды, имеющие собственные цели и методы. 

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"