Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций
Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".
В странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа, функциональный учет затрат (ABC), система "таргет-костинг" (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость этого вида управленческого анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономики обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования. С нашей точки зрения, она должна предусматривать прохождение ряда этапов, в составе которых - мероприятия, направленные не только на реструктуризацию бизнеса компании, но и на совершенствование ее учетной системы. Важнейшими этапами этого вида стратегического анализа являются деление организации на стратегические бизнес-единицы и соотнесение их перспективных возможностей с потребностями рынка.
Осуществляя
управленческий анализ, необходимо учитывать
следующее обстоятельство. Развитие
бизнеса, как правило, сопровождается
расширением действующих производств,
консервацией неперспективных сегментов,
появлением новых направлений деятельности
и т.д. Изменениям, происходящим в предпринимательской
деятельности, должны сопутствовать адекватные
изменения в системе методов, используемых
управленческим анализом.
1.4 Принципы
организации управленческого анализа
Разработка и внедрение на предприятиях системы управленческого анализа должно базироваться на следующих принципах:
1)
управленческий анализ
2)
управленческий анализ должен
быть комплексным, что
3)
системность подразумевает
Методологическое единство системности и комплексности выражается в разработке единой универсальной системы показателей, подробно характеризующих хозяйственную деятельность предприятия с помощью всех видов информации о технической подготовке производства, нормативной и плановой документации, оперативного бухгалтерского управленческого и финансового учета, статистического учета и отчетности, внешней финансовой отчетности и др.
Субъектами
управленческого анализа
Таким образом, можно обозначить следующие особенности управленческого анализа:
1.5 Направления
и основные этапы управленческого анализа
Управленческий анализ всегда служит целям управления как средство обоснования на всех стадиях подготовки и принятия управленческих решений; совершенствование его методов определяется потребностям управления.
На всех уровнях системы принимаются решения, соответствующие имеющейся информации и производственной необходимости.
Укрупненная модель системы аналитического обеспечения (САО) состоит из блоков, соответствующих объектам управления и процессам производственно-хозяйственной деятельности. Производственно-хозяйственная деятельность представляет собой наложение процессов на ресурсы. «Входом» являются ресурсы, материально-вещественные потоки, которые, проходя через различные процессы, в том числе производственный, выходят в виде результатов (готового продукта, прибыли, финансовых операций), завершающих старый и начинающих новый цикл процессов.
Представление процесса управления в виде блоков, где объектами управления являются ресурсы и результаты на определенной стадии кругооборота, дает возможность более детально проследить все процессы экономического анализа, возникающие в каждом блоке, и более четко выделить объекты управленческого и финансового анализа.
Объектами управленческого, или внутреннего, анализа предприятия являются ресурсы (средства, предметы труда и трудовые ресурсы) и результаты (продукция и себестоимость). Если взять процессы кругооборота хозяйственной деятельности, то управленческий анализ охватывает материальные потоки групп «А», «Б» и частично «В» (процессы снабжения, производства и частично потребления). Все остальные элементы находятся в сфере финансового анализа.
Анализ любого из вопросов хозяйственной деятельности должен проводиться в несколько этапов: разработка плана и методики анализа, уточнение объектов и ответственных исполнителей; сбор и оценка информации; уточнение методики и приемов анализа; обработка информации и решение представленных аналитических задач; формулировка выводов и предложений.
Для качественного проведения управленческого анализа и эффективного управления необходима проработанная методика, включающая следующие элементы:
1) определение целей и задач анализа;
2) совокупность показателей анализа;
3)
схема, последовательность и
4) способы получения информации;
5) обработка и анализ полученной экономической информации;
6)
перечень организационных
7)
порядок оформления
Управленческий
анализ интегрирует три вида внутреннего
анализа - ретроспективный, оперативный
и перспективный, каждому из которых
свойственно решение
Два
первых направления (ретроспективный
и оперативный анализ) были свойственны
внутреннему анализу в условиях плановой
экономики. Необходимость проведения
перспективного анализа, возникшая с переходом
российских организаций на рыночные условия
хозяйствования, переводит внутренний
анализ в новое качество, доводя его до
уровня управленческого анализа. В то
время как ретроспективный анализ отвечает
на вопрос "как это было?", прерогативой
перспективного управленческого анализа
является поиск ответа на вопрос "что
будет, если?". В рамках перспективного
анализа следует выделить краткосрочный
и стратегический подвиды, имеющие собственные
цели и методы.
Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"