Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций

Описание

Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".

Работа состоит из  13 файлов

10. .doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)
 

      Наряду  с изучением динамики объема перевозок  по годам анализируется динамика выполнения перевозок в течение года (например, по состоянию на сентябрь). Далее следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре.

      В случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный заданием. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок. Общий процент выполнения задания (бизнес-плана) представляет собой сумму процентов выполнения задания, объемов перевозок сверх задания, перевозок для клиентов и по номенклатуре, не предусмотренных заданием. Производимые расчеты позволяют выявить структурные сдвиги — изменения соотношений отдельных частей в общем объеме данной совокупности.

      Результаты  работы парка подвижного состава  любой АТО оцениваются системой технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), характеризующих количество и качество этой работы. Их можно условно разделить на две большие группы.

      С помощью ТЭП первой группы оценивают степень использования подвижного состава. Они являются как бы первичными характеристиками транспортного процесса и включают следующие показатели:

    • коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на линию;
    • грузоподъемность подвижного состава;
    • коэффициенты статического и динамического использования грузоподъемности ;
    • средний пробег с грузом за ездку и среднее расстояние перевозки;
    • коэффициент использования пробега;
    • продолжительность работы автомобиля в наряде и простоя при погрузочно-разгрузочных работах;
    • средняя техническая и средняя эксплуатационная скорости движения.

      Вторая  группа показателей объединяет результативную информацию: число ездок, общий пробег и пробег с грузом, число отработанных авточасов, объем перевозок и грузооборот (транспортная работа).

      После анализа уровня ТЭП определяют особенности  их влияния на выполнение плана перевозок  с помощью методов факторного анализа.

      Степень выполнения плана перевозок в  тоннах, тонно-километрах, авто-тонно-часах, пассажирах, пасажирокилометрах и платных километрах пробега зависит главным образом от списочного состава автомобильного парка (его количества и структуры) и эффективности его использования,

      Объем грузовых перевозок сначала определяют по каждой марке автомобиля отдельно:

      Часовая выработка одного автомобиля зависит  от среднетехнической скорости коэффициента использования пробега, грузоподъемности по отчету, коэффициента статического использования грузоподъемности , среднего пробега с грузом за ездку по отчету , времени простоя под погрузкой-разгрузкой за ездку .

      Анализ  выполнения плана перевозок пассажиров автобусами по существу мало отличается от анализа выполнения плана перевозок грузов.

      Первоначально проводят сравнение общих базисных итогов и отчетных данных о числе перевезенных пассажиров и пассажирообороте, оценивая влияние выполнения задания на отдельных маршрутах на общие результаты организации.

      Далее проводят анализ соответствия маршрутному  расписанию автобусов.

      Соблюдение  планового ритма перевозок на любом транспортном предприятии  способствует выполнению плана, поэтому  должно подвергаться постоянному оперативному анализу и контролю.

      Один  из способов оценки ритмичности работы транспортной организации основан на сопоставлении отчетных данных нарастающим итогом с базовыми заданиями. Анализ должен производиться ежедневно, подекадно, ежемесячно, поквартально и в целом за год по отдельным исполнителям, производственным участкам (службам, автоколоннам, зонам, цехам, бригадам) и всей организации.

      При проведении анализа рассчитываются коэффициенты ритмичности и аритмичности.

      Анализ  выполнения перевозок обязательно  должен включать анализ их качества. Постоянное повышение качества транспортного обслуживания вместе с ростом объемов перевозок положительно сказывается на конкурентоспособности АТО на рынке транспортных услуг.

      Говоря  о качестве перевозки грузов автомобильным  транспортом, необходимо обращать внимание на выполнение договорных обязательств; полноту перевозок (по объему, времени, номенклатуре, клиентуре); сохранность количества и качества перевозимых грузов; своевременность транспортного процесса, начало и окончание перевозок; экономичность перевозок и экспедиционных услуг; информационное и технологическое удобство пользования перевозками; безвредность (безопасность, экологическую чистоту, бесшумность, отсутствие повреждающего эффекта на дорожное покрытие).

      Пассажирские  перевозки в зависимости от назначения должны обладать следующими свойствами: надежность транспортного обслуживания, которая характеризуется движением строго по расписанию (точность, частота, регулярность), комфортность, удобство подхода и удобство поездки, безопасность перевозки, скорость и приемлемая стоимость поездки.

      Выбор анализируемых свойств может проводиться по результатам опроса независимых экспертов и заинтересованных лиц, а выявленные свойства должны соответствовать интересам стратегического и текущего развития АТО.

      Качество  перевозок следует анализировать  по отдельным ездкам, водителям, дням, маршрутам, обслуживаемой клиентуре и т.д.

      По  итогам анализа должны быть разработаны  мероприятия, позволяющие освоить выявленные резервы увеличения объемов перевозок. 

      10.3 Анализ обеспечивающего производства (технической службы) 

      Эффективная и высококачественная работа АТО зависит не только от результатов перевозочной работы, но и от организации технической службы, обеспечивающей поддержание парка подвижного состава в работоспособном состоянии. Основой технической политики является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

      Под техническим обслуживанием (ТО) (3) понимают комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния и надлежащего внешнего вида подвижного состава; обеспечению надежности и экономичности работы, безопасности движения, охране окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Текущий ремонт (ТР) (2) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава путем восстановления или замены его отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния. Капитальный ремонт (КР) (1) автомобилей и агрегатов проводится с целью регламентированного восстановления их работоспособности и обеспечения последующего межремонтного пробега.

      Возможность выполнения производственной программы  по перевозке грузов и пассажиров в значительной степени зависит  от того, в каком техническом состоянии  находится подвижной состав АТО. Система профилактического технического обслуживания предусматривает несколько видов технического обслуживания: ежедневное - ЕД, первое - ТО-1 и второе - ТО-2. Они характеризуются определенной периодичностью, перечнем типичных операций, определяющих трудоемкость того или иного вида технического обслуживания.

      Цель анализа выполнения плана ТО - выявление причин, мешающих своевременно и качественно выполнять все виды обслуживания, и разработка конкретных мероприятий, направленных на устранение недостатков, повышение качества обслуживания, выявление резервов лучшего использования производственной базы и изыскание путей ее совершенствования.

      Предварительно  производится анализ выполнения норм пробега до ТО-1 и ТО-2. Периодичность ТО устанавливается с учетом типа подвижного состава и категории условий эксплуатации. Соблюдение принятых в АТО норм пробега до ТО является залогом правильной организации профилактического обслуживания подвижного состава.

      На  следующем этапе анализируется  выполнение количества ТО различных  видов путем сравнения отчетного  и планового количества ТО по всем группам автомобилей АТО в эксплуатации: грузовым, автобусам, легковым и автомобилям хозяйственного назначения.

      Далее внимание уделяется выполнению текущего ремонта. Количество ТР планом не предусматривается. Поэтому при анализе необходимо определить количество поданных и выполненных заявок, приходящихся на один списочный автомобиль, выявить объем ТР, рассчитать затраты на 1000 или на 1 км пробега и сравнить их с плановыми, а также с аналогичными отчетными данными за предыдущий квартал, год или в динамике за ряд предыдущих лет .

      Необходимо  отметить, что анализ трудовых затрат на текущий ремонт проводить весьма сложно, так как большая часть таких ремонтов выполняется при ТО. Одним из главных условий, обеспечивающих повышение качества проведения работ ТО и позволяющих обеспечить ритмичность производства зон (цехов) профилактики, является строгая регламентация эксплуатационных ремонтов, выполняемых при ТО, особенно при ТО-2. Исходя из этого условия совместно с ТО целесообразно выполнять только те операции ТР, которые имеют малую трудоемкость и технологически связаны с работами ТО.

      На  следующем этапе проводится анализ затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В затраты, связанные с выполнением ТО и Р, включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на мелкие детали, замена которых предусмотрена при ТО (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, шплинты и т.п.).

      Анализ  выполняется по общей сумме затрат на единицу определенного вида обслуживания на 1000 км пробега с использованием следующей модели:

      Систематическому  повышению качества ТО и ТР и своевременному их выполнению способствуют оперативный анализ и контроль. Основными объективными показателями, характеризующими качество ТО и Р подвижного состава, являются вынужденные остановки на линии из-за технической неисправности; опоздания с выездом на работу из-за технической неподготовленности; преждевременный возврат в гараж вследствие технической неисправности.

      Сокращение  указанных потерь времени — одна из основных задач каждодневного и еженедельного анализа. Строгий учет и анализ позволяют обеспечить контроль качества проведения ТО и Р автомобилей. Для повышения эффективности анализа учет желательно проводить по каждому случаю заезда автомобиля на ремонт или обслуживание. 

10.4 Анализ охраны природы и использования природных ресурсов 

      Автотранспорт является одним из наиболее значительных источников загрязнения окружающей среды в Российской Федерации. На его долю приходится 43% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 3% сбросов вредных веществ со сточными водами, около 90% шумового воздействия на городское население.

      Для автотранспорта соответствующими документами  установлены обязательные нормативы  содержания вредных веществ в  отработанных газах. Поэтому анализ деятельности транспортных организаций включает в себя блок экологического анализа.

      При анализе состояния окружающей среды  исходным моментом является сравнение  фактических показателей загрязненности с нормативными. В случае анализа  исполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов определяют процент выполнения запланированных мероприятий, своевременность их реализации, сравнивают фактический и ожидаемый эффекты. В результате проведения экологического анализа должны быть выявлены не только факторы воздействия на окружающую среду, но и размер затрат на устранение отрицательных последствий.

      При анализе охраны и рационального  использования водных ресурсов особое внимание уделяется применению прогрессивных направлений водопотребления и водоотделения для сокращения забора воды из естественных подземных и поверхностных источников, расширению систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, снижению потерь воды, прекращению сброса загрязненных сточных вод и их полную очистку.

Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"