Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:26, курс лекций
Работа содержит обзорный курс лекций состоящий из 13 тем по дисциплине "Управленческий анализ в отраслях".
При решении проблемы специального заказа все переменные затраты, как правило, релевантны, а постоянные производственные затраты и все коммерческие, общие и административные расходы нерелевантны.
7.4 Принятие
решения о расформировании сегмента рынка
Под сегментом рынка понимается вид продукции, вид деятельности, географическая зона и т.п., которые могут рассматриваться с точки зрения увеличения или сокращения объема этой деятельности.
Для анализа финансовых последствий элиминирования сегмента предприятия необходимо учесть эффект изменения величины прибыли при принятии такого решения. Анализ заключается в сравнении двух отчетов о прибылях и убытках предприятия в соответствии с маржинальным подходом. В один отчет включены все данные о сегменте, а во втором этой информации нет. Основная проблема, которую необходимо решить, — оставить продукт, услугу или подразделение либо элиминировать их.
Анализ альтернатив
целесообразно проводить в
Таблица 7 - Анализ альтернатив решения, руб.
Показатели | Альтернативы | Отклонение в пользу варианта ликвидации | |
Оставить сегмент | Ликвидировать
сегмент | ||
1. Выручка от реализации | 150000 | 135000 | (15000) |
2. Переменные затраты | 60000 | 52500 | 7500 |
3. Маржинальная прибыль (1)-(2) | 90000 | 82500 | (7500) |
4. Постоянные затраты | 84000 | 67500 | 16500 |
5. Прибыль до налогообложения (3) — (4) | 6000 | 15000 | 9000 |
Есть
и другой подход к выбору решения (табл.
8).
Таблица 8 - Анализ выручки и затрат предприятия при ликвидации сегмента
Результаты ликвидации | Сумма, руб. |
Выигрыш в случае ликвидации сегмента | |
Увеличение выручки от реализации (объема продаж) | Нет |
Уменьшение переменных затрат | 7500 |
Уменьшение постоянных затрат | 16500 |
ИТОГО выигрыш | 24000 |
Потери в случае ликвидации сегмента | |
Уменьшение выручки от реализации (объема продаж) | 15000 |
Увеличение затрат | Нет |
ИТОГО потерь | 15000 |
Прирост прибыли в случае ликвидации (выигрыш — потери) | 9000 |
Очень важно выделить устранимые затраты, которые не всегда совпадают с затратами, прямо отнесенными на определенный продукт или сегмент. Устранимые затраты - это приростные затраты, которые имели место только тогда, когда подразделение существовало.
Таким образом, для решения о ликвидации неприбыльного сегмента (производственной линии, услуги или подразделения) требуется два инструмента анализа:
1) составление отчета с использованием маржинального подхода;
2)
анализ результатов ликвидации.
Первый помогает определить
7.5 Факторы
ограничений в принятии решений
Задача выбора оптимального решения значительно усложняется, если требуется учитывать разные ограничения (лимитирующие факторы). Во-первых, существуют границы спроса на продукцию (внешние ограничения). Во-вторых, в процессе принятия решения может возникнуть ситуация, когда возрастает спрос на какую-либо продукцию, появляется возможность дополнительного заказа. Однако этот спрос превышает возможности предприятия: недостаточность производственных мощностей, трудовых ресурсов (общее количество или по профессиям), материальных ресурсов (недостаток материалов для изготовления продукции в необходимом количестве), фонда рабочего времени предприятия. С учетом этих факторов необходимо принять решение, которое позволило бы получить максимальную прибыль. В этом случае возникает необходимость ранжирования изделий по относительной прибыли (например, прибыли на один машино-час).
Процесс
принятия решений с учетом ограничений
предусматривает определение маржинального
дохода, который дает каждое изделие на
единицу недостающего ресурса (табл. 9):
Таблица 9 - Выбор производства продукции с учетом лимитирующих факторов
Показатели | Продукт А | Продукт Б |
1 . Цена за единицу, руб. | 20 | 30 |
2.
Переменные расходы на единицу, |
14 | 18 |
3.
Маржинальная прибыль на |
6 | 12 |
4. Уровень маржинальной прибыли, % (3)/(1) * 100 | 30 | 40 |
5.
Количество единиц продукции,
производимых за один машино- |
4 | 1 |
6. Маржинальная прибыль за 1 машино-час, руб. (3) * (5) | 24 | 12 |
7. Маржинальная прибыль за 1000 машино-часов, руб. | 24000 | 12000 |
Предпочтение отдается производству видов продукции, которые обеспечивают более высокий маржинальный доход на единицу недостающего ресурса.
Однако,
принимая окончательное решение о выборе
варианта, следует учесть также моральные
факторы: невыполнение предварительного
заказа может привести к снижению доверия
клиентов и даже к их потере.
Информация о работе Лекции по "Управленческому анализу в отраслях"