Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:27, курсовая работа
Задачи работы:
Изучение методической литературы по данной проблеме.
Выяснить значение словарной работы для детей дошкольного возраста.
Выявить сущность словарной работы в ДОУ.
Познакомиться с методикой В. И. Логиновой по формированию обобщений у детей дошкольного возраста.
Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта», руководствуясь предложенной В. И. Логиновой методикой проведения занятий по формированию родовых обобщений у детей дошкольного возраста, и апробировать их.
Провести практическую работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта».
Разработать консультацию для родителей по теме: «Транспорт».
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава I –Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста
Ученые о значении словарной работы для детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Сущность словарной работы в ДОУ._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Методика формирования обобщений у детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Глава II – Опытно – практическая работа по формированию родовых понятий у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2.2 Работа с родителями по закреплению детьми понятий «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _
В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять –- бежать), со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
В подготовительной к школе группе усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.
В старшем возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Непосредственное восприятие окружающего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка – ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом является словосочетание или предложение).
По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада.
Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов.
Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на классификацию предметов и их обобщение:
- различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам (распределение слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и подродовому признаку: транспорт – железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, машины – сельскохозяйственные, бытовые, военные;
- исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, стакан, кровать, кресло, платье – «Какие предметы (слова) лишние?»);
- подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?; назовите перелетных птиц; какие продукты продают в продовольственном магазине?
- подведение слов видового значения под родовое название (туфли, сапоги, сандалии; берет, панама, шляпа);
- обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?);
- составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия.
Таким
образом, развитие словаря осуществляется
в разных видах деятельности. Важно помнить,
что для этого необходимо направлять процесс
обогащения и активизации словаря детей,
используя разные приемы словарной работы
с учетом особенностей каждого вида деятельности.
К классификациям предметов и явлений
по признакам, особенностям, видам можно
подводить детей очень рано. В простейших
формах соответствующие игры возможны
уже с трех с половиной – четырехлетними
детьми. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным
материалом, главным образом с картинками.
Разнообразные виды лото преследуют цели
классификации предметов. С детьми 6-7 лет,
получившими соответствующую подготовку,
занятия по классификации возможны и без
иллюстрации. Очень много дают и соответствующие
занятия – беседы.
Глава II. Опытно – практическая работа по формированию родовых понятий у детей старшего дошкольного возраста..
2.1 Знакомство детей
старшего дошкольного возраста с понятиями
«транспорт», «наземный, подземный, водный,
воздушный виды транспорта».
Опытно – практическая работа проводилась на базе МДОУ детского сада комбинированного вида №197 в 2010-2011 году в старшей группе.
В начале опытно –
В ходе опытной работы были проведены занятия. Первое занятие было посвящено формированию родовых обобщений. Цель - Учить детей выделять существенные признаки в группе предметов и обобщать их по существенным признакам. Ввести в словарь детей слово «транспорт». На этом занятии детям было предложено назвать, что нарисовано на картинках (пароход, грузовая машина, самолет) и ответить на вопросы: «Для чего нужна…? Какие части есть у …? Кто управляет …? Затем дети должны были ответить, что разного у всех этих трех предметов? И после этого - обобщить группу предметов по существенным признакам (Что у них общего?) и ввести слово, обобщающее эту группу - «транспорт». В третьей части было проведено упражнение в подведение под понятие . Детям было предложено поставить картинки с изображением транспорта на одну подставку, а на другую – то, что к нему не относится. В ходе упражнения задавались вопросы: «Правильно ли выполнено задание? Почему неправильно? Как правильно? Почему?» (Приложение №1)
Последующие занятия были посвящены дифференцировке и расчленению понятия «транспорт» на транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный. Второе занятие было посвящено формированию представлений о наземном виде транспорта. (Приложение № 2) Третье – о водном виде транспорта (Приложение № 3), четвертое – о воздушном виде транспорта (Приложение № 4). Цель - Закреплять умение выделять существенные признаки и обобщать на их основе. Ввести в речь детей новое слово: «наземный вид транспорта», «водный вид транспорта», «воздушный вид транспорта» (соответственно теме занятия). Расширение и активизация словаря по теме. Начало занятий было посвящено закреплению понятия «транспорт». Затем детям было предложено рассказать о признаках предметов, изображенных на картинке (с изображением транспорта по теме занятия). Детям задавались вопросы: «Что изображено на картинке? Какие части есть у …? Для чего нужен …? Где он передвигается?» После описания всех предметов было предложено ответить на вопрос: «Что разного у этих предметов?» ,затем «Что у них общего?» У детей формировались понятия о видах транспорта. В конце каждого занятия проводились упражнения на закрепление и активизацию словаря.
Пятое занятие являлось обобщающим. Цель – Закреплять умение выделять существенные признаки и обобщать на их основе. Закрепить в речи детей слова: воздушный, водный, наземный, подземный (транспорт). Первая его часть была посвящена закреплению ранее сформированного понятия «транспорт». Во второй части у детей формировались понятия о видах транспорта.
Для закрепления материала детям в вечернее время были прочитаны главы из книги Нефедовой «Транспорт. Какой он?».
С детьми, плохо усвоившим материал на занятии, в свободное от занятий время проводились дидактические игры и упражнения.
Детям была предложена игра «Лото» на тему «Транспорт»- цель- закрепить понятие транспорт, расширять словарь детей в названии различного транспорта.
С детьми были проведены
«Плывет, летает, едет». Цель – закрепить понятия «водный, наземный, воздушный, подземный транспорт». Развитие внимания, мышления. Дети при назывании определенного слова, обозначающего транспорт, должны выполнять определенное движение.
«Четвертый лишний». Цель – учить выделять существенные признаки и обобщать их, выделять лишний предмет. Детям предлагалось рассмотреть картинки, на которых изображено 3 предмета одного вида транспорта и 1 – другого. (Приложение № 8)
«Помоги доктору Айболиту» - ребенок должен рассмотреть рисунок и сказать, на каком виде транспорта доктор Айболит должен добраться до животных. (Приложение № 10)
«Веселый паровозик». А) Дети должны присоединить картинки с изображением транспорта к 1 паровозику, а к другому – остальные, не относящиеся к данному понятию. Б) дети к 1 паровозику присоединяют картинки с изображением наземного вида транспорта, ко 2 – водного, к 3 – воздушного. (Приложение № 9)
«Назови одним словом» - Детям предлагалось рассмотреть картинки с изображением транспорта (Приложение № 6, 7) и назвать их одним словом.
Детям были предложены следующие упражнения:
Упражнение на соотнесение видовых и родовых понятий: Например, самолет - воздушный вид транспорта, а метро? Метро – подземный вид транспорта, а лодка?
Упражнение на определение понятий. Что такое самолет? Что такое метро?
Упражнение на употребление слова в предложении в ответ на вопрос воспитателя: «Вертолет не воздушный ли вид транспорта? Да, вертолет воздушный вид транспорта».
Лексическое упражнение по родовому признаку (транспорт – это…)
Лексическое упражнение на подведение слов видового значения под родовое понятие – самолет, легковая машина, автобус, корабль – это…
По окончании опытной работы
было повторно проведено
В данной работе широко использовались наглядность (рисунки, иллюстрации) и словесные объяснения, различные контексты, содержащие данное слово в том или ином своем значении. Все это способствовало становлению способностей выделять характерные признаки предметов, выстраивать логические цепочки, обобщать. Дети хорошо усвоили такие понятия как «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». Следующим этапом предусматривается дальнейшая работа над понятиями по линии их дифференцировки, расчленения (транспорт: грузовой и пассажирский, легковой; железнодорожный, городской, специальный транспорт, военный).
Таким образом, обучение на данном этапе
происходило как на занятии, так и в повседневной
деятельности. Основным средством обучения
как на занятиях, так и вне их была языковая
игра и широкое применение наглядности,
где большая роль отводилась становлению
способностей выделять характерные признаки
предметов, выстраивать логические цепочки,
обобщать. Данные виды занятий и проводимые
дидактические игры и упражнения имеют
большое практическое значение для усвоения
детьми материала по формированию родовых
понятий.
2.2 Работа с родителями по закреплению детьми понятий «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта».
Для лучшего усвоения материала по теме «Транспорт» была разработана консультация для родителей по данной теме. В ней даны примерные вопросы для беседы с детьми, предлагается загадать детям загадки. Рекомендуется разучить с детьми стихотворения: С. Михалков «Скверная история», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
Почитать
детям: Н. Носов «Автомобиль», М. Ильин,
Е. Сегал «Машины на нашей улице», С. Сахарнов
«Самый лучший пароход», Н. Носов «Незнайка
на луне».
Заключение.
Было проведено исследование по теме: «Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями». В ходе исследования была поставлена проблема: как знакомить детей дошкольного возраста с видовыми и родовыми понятиями в ДОУ. В ходе исследования решались следующие задачи:
Проведенное исследование
Роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. Словарная работа в дошкольном учреждении связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Информация о работе Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями