Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 19:27, курсовая работа
Задачи работы:
Изучение методической литературы по данной проблеме.
Выяснить значение словарной работы для детей дошкольного возраста.
Выявить сущность словарной работы в ДОУ.
Познакомиться с методикой В. И. Логиновой по формированию обобщений у детей дошкольного возраста.
Разработать конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта», руководствуясь предложенной В. И. Логиновой методикой проведения занятий по формированию родовых обобщений у детей дошкольного возраста, и апробировать их.
Провести практическую работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта».
Разработать консультацию для родителей по теме: «Транспорт».
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3
Глава I –Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста
Ученые о значении словарной работы для детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5
Сущность словарной работы в ДОУ._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Методика формирования обобщений у детей дошкольного возраста._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Глава II – Опытно – практическая работа по формированию родовых понятий у детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Знакомство детей старшего дошкольного возраста с понятиями «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2.2 Работа с родителями по закреплению детьми понятий «транспорт», «наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта». _
Приложение № 3
Занятие № 3 Тема: «Водный транспорт»
Программное
содержание: Закреплять умение выделять
существенные признаки и
Материал:
Карточки с изображением
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня к вам в гости опять пришли игрушки Ежик и Лисенок. Они снова принесли вам карточки. Давайте посмотрим, что на них изображено. ( выставляю карточки с изображением транспорта) Скажите, что вы видите на каждой картинке. Назовите одним словом всё, что здесь нарисовано.
Дети. Транспорт
Воспитатель. О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о транспорте.
(Выставляю на доску картинку с изображением корабля)
Что изображено на этой картинке? (Корабль.) Какие бывают корабли? (большие, красивые).Какие части есть у корабля? (Корпус, нос, палуба, мачта, парус, якорь, спасательный круг, трап, иллюминатор). Для чего нужен корабль? (Чтобы перевозить людей и грузы). По чему он передвигается? (по воде).
(выставляю на доску картинку с изображением лодки)
Что изображено на этой картинке? (Лодка). Какие бывают лодки? (большие и маленькие). Какие части есть у лодки? (Нос, дно, сиденье, борта, весла). Для чего нужна лодка? (Чтобы перевезти людей и грузы на другой берег). Где передвигается лодка? (По воде).
(Выставляю карточку с изображением катера)
Что изображено на этой картинке? (катер). Какие бывают катера? (маленькие и большие). Какие части катера вы знаете? (Нос, корпус, сиденье, мотор, весла). Для чего нужен катер? ( Чтобы перевозить людей и грузы). Где передвигается катер? (По воде)
Скажите, что у катера, лодки, корабля разного? (они отличаются по внешнему виду, размеру, по скорости передвижения), а что у них общего? (все они передвигаются по воде ). Правильно. Катер, корабль, лодка перевозят людей и грузы по воде, и такой вид транспорта называется водный. Давайте все вместе повторим. Сеня, скажи, как называется транспорт, который перевозит людей и грузы по воде? (Водный) Сема, Алина?
Кто
управляет кораблем, теплоходом? (Капитан)
. Кто еще там работает? (Матросы, кок).
Физкультминутка «Лодочка»
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто
зайки, будто зайки.
Дети встают
врассыпную, вытянув руки в стороны,
качаясь вправо-влево и вверх-
Воспитатель. Теперь давайте рассмотрим остальные картинки, и скажем, какие мы отнесем к водному виду транспорта и почему вы так думаете? (Дети поочередно выполняют задание. В процессе выполнения задания задаю вопросы: «Правильно ли выполнено задание? Почему не правильно? Как правильно? Почему?)
Дидактическая игра «Правильное слово»
а) Образование существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах.
Например: корабль – корабли - кораблей
(слова : корабль, лодка, парусник, теплоход, подводная лодка, надувная лодка, катер)
б) Согласование числительных с существительными.
1 корабль, 2 корабля, 3 корабля, 4 корабля, 5 кораблей
(Слова как в предыдущем задании)
в) «Назови ласково»
Корабль – кораблик, (слова те же)
г) Образование прилагательных от существительных.
Деталь корабля
из железа (какая?) – железная, из стали
– стальная, из стекла - …, из чугуна
- …, из пластмассы - …, из дерева - …, из
кожи - …, из брезента - …, из алюминия -
… .
Воспитатель.
Молодцы. Ребята, о чем мы с
вами сегодня говорили? Как называется
транспорт, который перевозит людей и
грузы по воде? Назовите, какой водный
вид транспорта вы знаете? Ну а Лисенку
и Ежику пора домой, давайте скажем им
до свидания и пригласим их еще раз к нам
в гости.
Приложение № 4
Занятие № 4 Тема: «Воздушный транспорт»
Программное
содержание: Закреплять умение выделять
существенные признаки и
Материал:
Карточки с изображением
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, сегодня к вам в гости опять пришли игрушки Ежик и Лисенок. Они снова принесли вам карточки. Давайте посмотрим, что на них изображено. ( выставляю карточки с изображением транспорта) Скажите, что вы видите на каждой картинке. Назовите одним словом всё, что здесь нарисовано.
Дети. Транспорт
Воспитатель. О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о транспорте.
(Выставляю на доску картинку с изображением самолета)
Что изображено на этой картинке? (Самолет.) Какие бывают самолеты? (большие, красивые). Из каких частей состоит самолет? (Кабина, дверь, крылья, хвост, корпус, иллюминаторы, трап, шасси). Для чего нужен самолет? (Чтобы перевозить людей и грузы). Где он передвигается? (по небу, по воздуху).
(выставляю на доску картинку с изображением вертолета)
Что изображено на этой картинке? (Вертолет). Из каких частей состоит вертолет? (Кабина, винт, хвост, колеса, корпус, иллюминаторы, дверь.) Для чего нужен вертолет? (Чтобы перевозить людей и грузы.) Где он передвигается? (по небу, по воздуху)
Скажите, что у самолета, вертолета разного? (у самолета есть крылья, а у вертолета их нет, у вертолета есть винт, а у самолета его нет, по внешнему признаку, взлетают по разному), а что у них общего? ( они передвигаются по небу, по воздуху ). Правильно. Самолет, вертолет перевозят людей и грузы по воздуху, и такой вид транспорта называется воздушный. Давайте все вместе повторим. Максим, скажи, как называется транспорт, который перевозит людей и грузы по воздуху? (Воздушный) Катя, Сережа?
Кто управляет самолетом, вертолетом? (Пилот) . Как называется команда летчиков? (Экипаж). Для чего нужны парашюты? (Чтобы не разбиться, прыгая с самолета). Как называется человек, который управляет ракетой? (Космонавт).
Физкультминутка
Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы
летаем близко.
Воспитатель. Теперь давайте рассмотрим остальные картинки, и скажем, какие мы отнесем к воздушному виду транспорта и почему вы так думаете? (Дети поочередно выполняют задание. В процессе выполнения задания задаю вопросы: «Правильно ли выполнено задание? Почему не правильно? Как правильно? Почему?) Почему мы не можем отнести к воздушному виду транспорта воздушного змея, ведь он тоже летает по воздуху? (Потому что это не транспорт). А почему воздушный змей не транспорт? (Потому что он не может перевозить людей и грузы).
Дидактическая игра «Скажи правильно»
а) «Один – много» - Образование множественного числа существительных. Выставляю на доску картинку, например, самолет. «Что это? — Самолет. — Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много... самолетов». (один вертолет, а много... вертолетов, ракет , воздушных шаров...)
б) Согласование числительных с существительными.
1 самолет, 2 самолета, 3 самолета, 4 самолета, 5 самолетов
(Слова как в предыдущем задании)
в) «Назови ласково»
Самолет - самолетик, (слова те же)
г) « Кто больше назовет слов» - активизация глагольных форм
. Вопрос: что
может делать самолет? —
Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте для Лисенка и Ежика нарисуем рисунки – воздушный транспорт и им их подарим.
Воспитатель.
Молодцы. Какие красивые
Приложение № 5
Занятие №5 Тема: «Виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный».
Программное содержание: Закреплять умение выделять существенные признаки и обобщать на их основе. Закрепить в речи детей слова: воздушный, водный, наземный, подземный (транспорт). Продолжать формировать у детей навыки учебной деятельности. Развивать мышление, внимание. Воспитывать у детей умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование: иллюстрации,
изображающие автобус,
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки. (Каждая отгадка выставляется на доску.)
Для чего они используются людьми?
Информация о работе Знакомство детей дошкольного возраста с понятиями