Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций
Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.
Прежде чем внедрять бюджетирование, предприятию необходимо создать финансовую структуру, которая может быть построена по иным принципам, нежели организационная структура. Некоторые подразделения могут быть объединены в единый финансовый центр учета. И наоборот, в рамках одного подразделения можно выделить разные центры учета (например, по видам продукции или направлениям деятельности).
В зависимости от категории центра учета (будь это центр получения прибыли или источник возникновения затрат) должны быть разработаны различные системы критериев для оценки эффективности деятельности этих подразделений.
Разработав финансовую структуру, предприятие выявит количество уровней сбора бюджетной информации и в зависимости от этого сможет сформировать график составления бюджетов для каждого центра учета.
Чтобы исключить
возможность искажения
Классификация затрат
Для разработки форматов различных видов бюджета нужно различать разные виды (типы) затрат. В целом, все виды затрат могут быть разделены на условно-постоянные и условно-переменные.
Условно-постоянные затраты – это расходы, которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода независимо от объема реализации (например, аренда производственных помещений и пр.). В действительности эти расходы возрастают с увеличением масштабов хозяйственной деятельности, но происходит это не прямо пропорционально объемам реализации и скачкообразно.
Условно-переменные затраты – это расходы, которые изменяются в прямой пропорции с увеличением или уменьшением объема реализации. В действительности прямо пропорциональная зависимость существует только до определенного момента, а затем предприятие сталкивается с отклонением от такой зависимости.
Распределение затрат
В теории финансового менеджмента также выделяют прямые и накладные расходы. Прямые расходы – это те расходы, которые непосредственно и полностью относятся на себестоимость данной продукции. Накладные расходы - это расходы, связанные с производством данной продукции косвенно (например, расходы на рекламу, административные расходы и пр.).
Прямые расходы и их состав могут определяться руководством предприятия самостоятельно. В зависимости от вида бизнеса конкретный перечень расходов, относимых к прямым затратам, может меняться, но в целом принято выделять три основные статьи:
Прямые (условно-переменные) затраты могут быть подсчитаны двумя способами:
1) на основе
норм расхода сырья,
2) на базе доли отдельных видов затрат в себестоимости продукции (в процентах).
К накладным (условно-постоянным) расходам обычно относят три основные группы затрат:
1) управленческие
расходы – издержки на
2) коммерческие
расходы – затраты, связанные
с организацией продаж, на продвижение
продукции (в том числе
3) прочие накладные
расходы – расходы по
Порядок составления бюджетов на предприятии
Поскольку основой для разработки генерального бюджета, состоящего из комплекса финансовых бюджетов, являются операционные бюджеты, то их разработка является первым этапом в постановке бюджетирования на предприятии. Как уже говорилось выше, к операционным бюджетам относятся:
Все процедуры и принципы, описанные выше, должны найти свое отражение в едином для всей компании «Регламенте бюджетирования». В этом документе определяется порядок согласования бюджетов и их консолидации, формы документов, схемы документооборота, а также сроки рассмотрения и принятия решений по всем уровням сбора бюджетной информации.
Постановка бюджетирования – большая системная задача. Но, несмотря на трудности, которые возникают в ходе её решения, необходимо придерживаться принципов, описанных выше.
PS: На первый взгляд может показаться, что бизнес-план и генеральный бюджет это одно и то же. Но, несмотря на явное сходство в структуре плановых форм, эти понятия не идентичны. Насчитывается порядка 11 штук основных отличий. Например, бизнес-план является инструментом долгосрочного и среднесрочного планирования (редко менее 3-х лет), бюджет – краткосрочного (в пределах года). Бизнес-план – это план развития или план реализации проекта, бизнес-идеи, а бюджет – это оперативный план текущей деятельности. В структуру бизнес-плана входит развёрнутая программа маркетинга, юридический план. В общем бюджете таких разделов нет. Бизнес-план часто носит рекламный характер и приукрашивает ситуацию перед инвестором. Бюджет предназначен для внутреннего пользования и должен всегда максимально точно отражать положение в каждый момент времени.
Теперь несколько слов о процессе планирования в сфере торговли, поскольку Вы учитесь в торгово-экономическом университете.
Процесс планирования в сфере торговли соответствует стандартному алгоритму и в основном соответствует перечисленной в начале пункта 3.3 настоящей лекции последовательности подготовки его составных частей, начиная с бюджета продаж. С него и начнём.
1. Спрогнозировать объём продаж
и цену. Этот прогноз, как правило,
составляется маркетинговой
2. Согласовать объём продаж с существующими ресурсами (торговыми и складскими помещениями, персоналом, транспортной системой и т.д.), степенью их загрузки, и возможностями расширения.
3. В соответствии с планом
продаж определить величину
4. Рассчитать сумму коммерческих и управленческих расходов.
5. Сформировать прогноз прибыли и убытков.
6. Определить направления и
7. Составить прогнозный баланс и оценить, как составленный вариант финансового плана влияет на финансовое состояние фирмы.
Такая последовательность подготовки
бюджета соответствует сметному
подходу к составлению
В случае использования нормативного
подхода к финансовому
Конкретно о прогнозе отчёта о прибыли и убытках, о прогнозном балансе, о прогнозе движения денежных средств мы будем говорить на лекциях следующей темы.