Курс лекций по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.

Работа состоит из  8 файлов

Лекция 1 по финансовому менеджмент..doc

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 4.doc

— 369.00 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, анализ всех рассмотренных выше показателей  позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои средства. 
Умение правильно их исчислять, анализировать и определять влияние различных факторов на изменение их уровня позволит полнее выявить резервы повышения эффективности производства, разработать рекомендации по устранению выявленных недостатков, оздоровлению и укреплению его финансового положения.

 

Вопрос 3. Финансовые планы в структуре бизнес-плана и в системе бюджетирования.

           Виды финансовых планов. Общее  и отличие. Структура и требование  к

        формированию бизнес-плана. Сущность и принципы бюджетирования

 

3.1. Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основных цели. Во-первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во-вторых – для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, то есть получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет – с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, её финансовые результаты. Этим определяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит следующие три раздела:

  l. Резюме;

 ll. Основная часть;

lll. Стратегия финансирования.

В «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых  для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.

В «Основную часть» включаются следующие подразделы:

      • описание вида деятельности;
      • описание продукции (услуг);
      • оценка отрасли;
      • рынок;
      • маркетинг;
      • план производства;
      • организационный план;
      • юридический план;
      • анализ рисков;
      • финансовый план.

Финансовый план – это важнейшая  часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:

1) прогнозный расчёт объёма реализации  продукции (услуг);

2) план доходов и расходов;

3) план денежных поступлений и выплат;

4) баланс активов и пассивов;

5) план по источникам и использованию  средств;

6) расчёт точки достижения самоокупаемости  (безубыточности).

1. Прогнозный расчёт  объёма реализации разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.п.

2. План доходов и  расходов включает следующие показатели:

1) доходы от реализации продукции (услуг);

2) себестоимость реализованной  продукции; 

3) прибыль от реализации (= данные по доходам от реализации минус данные по себестоимости);

4) общехозяйственные расходы (торговые  издержки, представительские расходы,  реклама, аренда помещений, заработная плата АУП, коммунальные расходы, страховка и др.);

5) прибыль до уплаты налога (= прибыль от реализации минус общехозяйственные расходы);

6) налоги;

7) прибыль после уплаты налогов  (= прибыль до уплаты налога минус налог).

Разработка этого документа даёт возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, её рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объём предполагаемой чистой прибыли и др.

3. План денежных поступлений  и выплат даёт возможность определить потребность в денежных средствах для нормального функционирования предприятия; проверить синхронность денежных поступлений и выплат, ликвидность предприятия. В соответствии со сказанным, этот план должен содержать следующие показатели:

1) наличные деньги (на начало  месяца);

2) поступление денег (выручка  от реализации, полученные ссуды  и другие поступления);

3) итого поступления наличности;

4) общая сумма имеющейся наличности;

5) денежные выплаты (платежи  за товары, заработная плата, арендная  плата, выплаты по кредиту,  проценты за кредит, налоговые  платежи и др.);

6) прирост (+), недостаток (-) денежной  наличности на конец месяца.

4. Баланс активов и пассивов составляется после составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат. Баланс активов и пассивов составляется один раз в год. Разность счетов активов и пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме.

Активы

1. Текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.).

2. Фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.).

Пассивы и собственный капитал предприятия

    1. Долгосрочные обязательства.
    2. Краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам).
    3. Итого пассивов
    4. Собственный капитал предприятия (сумма активов минус сумма пассивов).
    5. Итого пассивов и собственного капитала предприятия.

5. План по источникам  и использованию средств должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определённый период. План даёт возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. План включает следующие показатели:

1. Средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль;  амортизация; прочие собственные  средства.

2. Использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.

3. Прирост оборотного капитала.

6. Расчёт точки безубыточности (достижения самоокупаемости). Точка безубыточности (самоокупаемости) – это такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объём продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства.

 

В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы: 1) размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия; 2) источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.); 3) срок окупаемости средств, вложенных инвесторами.

  

3.2. Таким образом, в ходе составления финансового плана предприятия решаются следующие задачи:

    • определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
    • увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими показателями;
    • выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
    • определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

 

Финансовые планы предприятия  могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок. В нём даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организации.

Оперативный финансовый план включает составление платёжного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса его доходов  и расходов.

 

3.3. Одним из видов финансового планирования является составление ряда смет (или, говоря по-другому, составление ряда бюджетов). Вся совокупность бюджетов делится, как Вы уже, наверное, поняли, на следующие категории:

1. Операционные бюджеты.

2. Вспомогательные бюджеты.

3. Финансовые бюджеты.

4. Дополнительные (специальные) бюджеты.

Операционные и вспомогательные  бюджеты нужны, прежде всего, для перевода планируемых технико-экономических показателей из натуральных единиц измерения (норма-часы, штуки, тонны и т.п.) и относительных величин на язык стоимостных показателей.  

Операционные бюджеты предполагают формирование прогноза финансового результата (прибыли или убытка) от основной деятельности. В числе операционных бюджетов можно отметить:

      • смету реализации продукции (или, говоря по-другому, бюджет продаж);
      • план производства продукции (или, по-другому, бюджет производства);
      • смету прямых затрат на оплату сырья, материалов (или, по-другому, бюджет прямых материальных затрат);
      • смету прямых затрат на оплату труда (бюджет прямых затрат на труд);
      • смету переменных накладных расходов (бюджет производственных накладных расходов);
      • смету административных и коммерческих расходов ( или, по-другому, бюджеты сбытовых (коммерческих) и административных (управленческих) расходов).

Объединение данных, представленных в перечисленных бюджетах, позволяет  определить величину прибыли или  убытка от основной (текущей) деятельности.

К вспомогательным бюджетам относятся  бюджеты налогов, план капитальных  затрат и др.

Финансовые бюджеты предназначены для управления финансами компании: они дают информацию о формировании и использовании финансовых ресурсов. К этой категории относятся: 

      • прогноз движения денежных средств (прогноз денежных потоков);
      • прогнозный баланс.

Традиционно прогноз отчёта о прибылях и убытках включают в состав операционного  бюджета как его обобщение. Однако, кроме сведений об основной деятельности предприятия, данная форма включает в себя сведения и о финансовой деятельности. Поэтому первый раздел данной формы – “доходы и расходы по обычным видам деятельности” – закономерно относить к операционным бюджетам. Вся остальная часть прогноза отчёта о прибылях и убытках является финансовым бюджетом.

Дополнительные (специальные) бюджеты – бюджет заимствований, бюджет распределения прибыли – необходимы для более точного определения параметров финансовых бюджетов.

 

На основе показателей этих смет (или, как принято сейчас говорить, бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия. Все вышеперечисленные сметы (бюджеты) являются, как правило, оперативными финансовыми документами, разрабатываемыми обычно в рамках до одного года (как правило, с разбивкой по месяцам), отражающими динамику денежных средств и финансовых результатов в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Параметры бюджета (сметы) являются основой для планирования будущих финансовых операций, то есть бюджет создаётся до выполнения предполагаемых действий. Это определяет роль бюджета как основы для оценки и контроля эффективности деятельности компании.

Процесс составления, управления и  контроля выполнения основного бюджета, вписанный в рамки общего финансового планирования компании, называется бюджетированием.

В современных условиях бюджетирование представляет собой систему согласованного управления отдельными подразделениями предприятия на основе систематической обработки экономической информации в быстро изменяющихся условий бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявления рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.

Бюджетирование - это финансовое прогнозирование и планирование, не включающее в себя стратегическое планирование, но, несомненно, базирующееся на нем. Только стратегическое планирование определяет цели бизнеса на качественном уровне и будущие направления деятельности (выпуск новых продуктов, завоевание новых рынков, замена технологии выпуска и т. п.). Исходя из сформулированных стратегических целей, вырабатывают тактику поведения предприятия в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, после чего разрабатывают финансовую часть плана в виде системы бюджетов.

Тема 6 Лекция.doc

— 361.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по финансовому менеджменту