Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:27, дипломная работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство российских предприятий ранее функционировали в системе, которая не была приспособлена к условиям рыночного хозяйства.

Содержание

Введение 6
Глава 1 Теория корпоративного управления. 10
1.1Понятие и признаки корпорации 10
1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения 12
1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации 15
Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях. 44
2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса. 44
2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении 49
2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях 54
2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления 64
2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения 72
2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий. 77
Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС» 87
3.1 История компании 87
3.2 Положение компании в рыночных условиях 88
3.3 Корпоративное управление 90
Заключение 96
Список литературы 99
Приложение 100

Работа состоит из  1 файл

диплом (1).docx

— 462.19 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Тема : «Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере ОАО «МТС »»

Введение

6

Глава 1 Теория корпоративного управления.

10

1.1Понятие и признаки корпорации

10

1.2 Цели корпорации и типы корпоративного объединения

12

1.3Цели объединения предприятий в корпорации и процесс функционирование корпорации

15

Глава 2 Система корпоративного управления предприятием как объект исследования. Формирование Россиской систем корпоративного управления предприятием в рыночных условиях.

44

2.1Корпорация как организационно – правовая форма организаций бизнеса.

44

2.2Теоретические основы формирование системы корпоративного управлении

49

2.3 Проблемы становления и специфики задач корпоративного управления в рыночных условиях

54

2.4Анализ международного опыта функционирования систем корпоративного управления

64

2.5 Оптимизация структуры акционерного капитала предприятия и достижения баланса интересов участников корпоративного отношения

72

2.6 Достижение баланса интересов участников корпоративных Обеспечение эффективности корпоративного контроля над деятельностью менеджмента предприятий.

77

Глава 3 Корпоративное управление на примере ОАО «МТС»

87

3.1 История компании

87

3.2 Положение компании  в рыночных условиях 

88

3.3 Корпоративное управление

90

Заключение

96

Список литературы

99

Приложение 

100


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования определяется постоянно усиливающимся  влиянием крупного корпоративного капитала на экономические, политические и социальные процессы в России, где большинство  российских предприятий ранее функционировали  в системе, которая не была приспособлена  к условиям рыночного хозяйства.  
Как показывает российский опыт, приватизация, не сопровождающаяся созданием механизма корпоративного контроля над действиями руководителей российских предприятий и защиты интересов акционеров в рамках национальной системы корпоративного управления, остается по сути формальной. Непрозрачность акционерных компаний для потенциальных инвесторов и кредиторов препятствует осуществлению финансовых вложений,сдерживается.  
 Основная проблема корпоративного управления в современной России состоит в несбалансированности подавляющего числа российских предприятий по трем составляющим: интересам, полномочиям и ответственности. Долгосрочные интересы в силу нестабильности внешней и внутренней среды подавлены краткосрочными, носящими спекулятивный и узко эгоистичный характер; центр тяжести властных полномочий смещен в сторону директоров предприятий; ответственность участников за деятельность предприятий распылена. В этой связи считаем, что подход к проблеме собственности в настоящее время в России должен быть противоположным тому, который доминировал в период массовой приватизации. Сделанный автором определенный акцент на изучение, прежде всего, крупных корпоративных структур вызван определяющей ролью, которые такие структуры играют в экономике. В частности, экономисты А.Берли и Г.Минз в 1933 году утверждали, что, по мере того, как корпорация расширяется, она становится все более склонной к бюрократии, понижается эффективность ее деятельности, а интересы акционеров и управляющих начинают расходиться.  
 Эта проблема особенно актуальна для России. Отечественные корпорации стремятся объединить свои ресурсы для повышения конкурентоспособности. Но, как показывает международный опыт, объединение капиталов может иметь и негативные последствия. В этой связи для владельцев и управляющих российских корпораций возникает проблема разработки системы корпоративного управления, представляющей и защищающей интересы инвесторов и акционеров.  
   При всей уникальности национальной системы, исторических традиций и особенностей каждой страны актуальным, по нашему  
А.Берли. Г.Минз. "Современная корпорация и частная собственность", 1933г.  
мнению, является также осмысление и разумное использование международного опыта. Это позволит в научном плане выявить общие закономерности и специфические проблемы развития корпоративного управления, проследить влияние на него различных факторов в плане практическом - поможет избежать ряда ошибок и, возможно, подсказать варианты правильных экономических и политических решений. Степень научной разработанности проблемы. Научный интерес к проблеме корпоративного управления развивался в XX веке волнообразно, отражая эволюцию как самих крупных корпораций, так и теоретического арсенала их исследователей. Несмотря на имеющийся научный интерес к рассматриваемой проблеме, некоторые ключевые вопросы формирования национальной системы корпоративного управления на российских предприятиях остаются недостаточно разработанными, особенно с точки зрения потребностей практики. В частности, малоизученными аспектами являются вопросы адаптации международных моделей корпоративного управления к российским условиям; достижения баланса интересов участников корпоративных отношений; формирования эффективных механизмов контроля за деятельностью менеджмента предприятий; роли советов директоров компаний по защите интересов акционеров и др.  
 Недостаточная разработанность данной проблематики в теории управления, а также возросшая практическая значимость этого вопроса в свете современной экономической ситуации на предприятиях России, предопределили выбор темы исследования.  
Общая исследования состоит в разработке концептуальных основ формирования системы корпоративного управления российским предприятием в рыночных условиях. Эта общая цель обусловила постановку и решение следующих Афанасьев М. Модернизация российской промышленности и финансы предприятий.  
  Корпоративное управление конкретных задач:

• выявить существующие в развитой рыночной экономике системы  корпоративного управления, уделяя особое внимание возможности их адаптации  к российским условиям;  
• определить последствия процесса приватизации на формирование основ корпоративного управления в России с учетом динамики изменений сложившейся структуры собственности на предприятиях;  
• систематизировать основные механизмы корпоративного контроля за деятельностью менеджмента предприятий;  
• предложить механизмы и технологии минимизации корпоративных конфликтов на предприятиях, учитывая дуализм интересов субъектов корпоративных отношений;  
 Объектом исследования является процесс формирования системы корпоративного управления предприятием в рыночных условиях.  
Предметом исследования выступает совокупность  
управленческих, организационных и экономических отношений, возникающих в процессе формирования системы корпоративного управления предприятием.  
 Теоретической и методологической базой исследования явилась совокупность доминирующих в последнее время теорий, таких как:  
- теория соучастников, суть которой состоит в обязательной подконтрольности руководства компании  
всем заинтересованным сторонам, реализующим принятую модель корпоративных отношений;  
теория агентских отношений, рассматривающей механизм корпоративных отношений через инструментарий агентских затрат.  
 В основе работы также лежат диалектический метод, предполагающий рассмотрение социально-экономических явлений и процессов в их постоянном развитии и взаимосвязи, и метод сравнительного анализа, основанный на выявлении универсальных положений систем корпоративного управления компаниями при проведении межстранового сравнения.  
При анализе групп предприятий по значимым признакам (распределение акционерного капитала, тип корпоративного контроля, выбор стратегии развития и пр.) используется также метод экспертных оценок.  
   Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, связаны с решением важной народнохозяйственной задачи - разработкой концепции формирования системы корпоративного управления предприятием в рыночных условиях.  
Структура и содержание работы обусловлены поставленными целями. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Объем дипломной работы - 100 страницы.  

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Понятие и признаки корпорации.

    Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) предусматривающая долевую собственность, осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность, и характеризующаяся значительной концентрацией управленческих функций на верхнем уровне иерархической структуры.

    Данная форма организации предпринимательской деятельности имеет широкое распространение в экономически развитых странах. Главной функцией корпоративного управления является организация деятельности корпорации в интересах акционеров, как источников финансовых ресурсов.

Корпораций (хозяйственным  товариществом или обществом  признается организация, которая обладает следующими обязательными признаками:

  1. имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
  2. отвечает по своим обязательствам принадлежащим имуществом;
  3. может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные правд, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, корпорации Должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Так как корпорации являются коммерческими организациями, то основной целью их деятельности является извлечение прибыли и распределение ее между  участниками.

Для вступления в корпоративные  правоотношения их участникам необходимо обладать определенными качествами (свойствами), совокупность которых  определяется понятием право субъектной. Правоспособность, дееспособность и деликт способность (правосубъектность) корпорации возникают одновременна в момент ее создания, а прекращаются в момент ликвидации корпорации.

Правоспособность корпорации бывает общая (универсальная) и специальная [сингулярная]. Как правило, большинство  корпорации обладает общей правоспособностью, за исключением тех из них, которые добровольно ограничили ее в своих учредительных документах. Таким образом, корпорации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Однако отдельными видами деятельности, перечень которые определен ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», корпорация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право корпорации осуществлять деятельность, на занятие которой  необходимо получение лицензии, возникает  с момента получения такой  лицензии или в указанный в  ней срок и прекращается по истечении  срока ее действия, если иное не установлено  законам или иными правовыми  актами.

Каждая корпорация подлежит государственной регистрации в  уполномоченном государственном органе в поряди определенном ФЗ «О Государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Корпорация считается  созданной (или прекратившей существование) Со дня внесения соответствующей  записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.

 

1.2 Цели корпорации и типы корпоративных объединений

Цель корпорации представляет собой результат деятельности корпорации, на достижение которой направлены ее усилия.

Формирование корпоративных  целей состоит из следующих этапов:

1. Выбор миссии корпорации. Миссия корпорации – главное  ее предназначение, основная цель  ее существования. Миссия является  наиболее важным условием успеха  и обусловливает устойчивое направление  деятельности корпорации, несмотря на активное влияние на эту деятельность внешней среды. Устойчивое положение и эффективность деятельности корпорация зависит от профессионально построенных корпоративных отношений.

2. Формирование системы  стратегических целей на основе  выбранной миссии.

3. Разработка тактических  задач, рассчитанных на краткосрочную  перспективу и имеющих конкретных исполнителей.

Наиболее распространенными  формами корпоративных объединений  в мировой практике являются: Картель, Корнер, Синдикат, Трест, Концерн, Консорциум, ФПГ, Конгломерат, Холдинг, Союз, Ассоциация, Франчайза.

Картель - одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов  непосредственно не затрагивающих  производственную и коммерческую самостоятельность  вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о  монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и  реализации продукции, условиях сбыта  товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.

Корнер - форма корпоративных  объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным  пакетом акций.

Синдикат – объединение  предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации  ее коллективного сбыта через  единую торговую сеть. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката - решение вопросов сбыта.

Информация о работе Формирование системы корпоративного управления организации в рыночных условиях на примере