Исследование систем управления с помощью тестирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание

ВВЕДЕНИЕ.
Особым методом исследования систем управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.
В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них – времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и многие другие.
Тестирование являются достоверным индикатором будущих успехов при исследовании систем управления, и признается универсальным методом в исследования, оно экономически эффективно и способно приносить материальную выгоду предприятию.
Цель курсового исследования – изучить методологию и организацию тестовых исследований систем управления, разработать рекомендации по совершенствованию управления на ООО «Находка» на основе тестирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические основы применения тестирования в исследовании систем управления…………………………………………………………………….3
Понятие и сущность тестов………………………………………………3
Виды тестов и сфера их применения на предприятии………………...6
Критерии качества тестов………………………………………………..9
Методология и организация тестовых исследований систем управления……………………………………………………………………13
Принцип организации и проведения тестов……………………………13
Состав и выбор методов тестирования…………………………………16
Последовательность и характеристика этапов тестирования…………18
Совершенствование управления ООО «НАХОДКА» на основе
тестирования………………………………………………………………….22
Организационно-экономическая характеристика ООО «НАХОДКА» выявление проблем и перспектив его развития…………………………………….22
Разработка теста, организация и проведение тестирования…………..26
Анализ результатов тестирования и разработка рекомендаций по совершенствованию управления………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

кр по ису.docx

— 80.19 Кб (Скачать документ)

1. Конститутивные  тесты. Содержание работы испытуемого  является придание смысла материалу,  его структурирование. Наиболее  популярным конститутивным тестом  является тест Роршаха (тест  «чернильных пятен»).

2. Конструктивные  тесты, предполагающие создание (конструирование) целого из отдельных  частей. Среди конструктивных проективных  тестов известен так называемый  тест мира.

3. Интерпретативные  тесты, предполагающие толкование, интерпретацию событий, предлагаемых  ситуаций, изображений. Из интерпретативных  наиболее популярен «тест тематической  апперценции» (ТАТ), созданный в 1935 г. Г. Мюрреем и К. Морганом (США).

4. Катартические  тесты, предполагающие творческую  деятельность в особо организованных  условиях. Ярким примером таких  тестов является психодрама, чаще  рассматриваемая как метод психотерапии, но выступающая и как психодиагностическое  средство. (Предложена Дж. Морено  в 1946 г.).

5. Экспрессивные  тесты, предполагающие рисование  или аналогичную деятельность  на свободную или заданную  тему. Из экспрессивных методов  широко распространены так называемые  рисуночные тесты («Нарисуй человека»,  предложенный К. Маховер в 1948 г.; «Дом-дерево-человек», разработанный  Дж. Буком в 1948 г., и др.).

6. Импрессивные  тесты, требующие выбора, предпочтения  одних стимулов другим. Среди  импрессивных проективных тестов  наибольшую популярность приобрёл  так называемый тест Люшера, или  тест цветовых предпочтений (предложен  М. Люшером в 1948 г.).

7. Аддитивные  тесты, предполагающие завершение  фразы, рассказа и др. Среди  этих тестов широко известен  тест «Незаконченные предложения» [2,с.17]. 

1.2. Виды тестов и  сфера их применения  на предприятии

Единой системы  классификации тестов в исследовании систем управлении к настоящему времени  ещё не выработано. Наиболее распространённой является система деления тестов по предмету диагностирования, т.е. по тому качеству, которое оценивается  с помощью предъявляемого теста.

Общая схема  деления тестов на виды и подвиды  представлена в приложении А.

Проективные тесты, о которых говорилось выше, входят в состав личностных тестов, а тесты  креативности – в состав тестов способностей.

Тесты достижений конструируются в основном на учебном  материале и предназначены для  оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для  определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как  правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории  колледже, вузе. К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального  отбора (подбора). Целесообразно применение тестов достижения в целях профориентации молодёжи.

Психологические тесты – это инструменты или, употребляя широкий термин, орудия. Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространённой является деление психологических  тестов на виды, при котором в  качестве основания взят предмет  диагностики. Так, по предмету диагностики  психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности) [2, с. 20].

Интеллектуальные  тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и  широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены  для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных  процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи  тестов Станфорд-Бине диапазона способностей – от простого манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить  личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности  и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в  зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней  интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. – Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект»  и рассчитывается по формуле:

IQ = (Умственный  возраст / Хронологический  возраст) * 100        (1)  

Тесты способностей – это методики, диагностирующие  уровень развития общих и специальных  способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Тесты способностей включают задания  не только на интеллект, но и на память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США  для профессиональной ориентации и  расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях. 

Разновидностью  тестов способностей являются тесты  креативности.

Тесты креативности - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности [2, с. 22].

Социально-психологические  тесты делятся на личностные и  социометрические тесты.

Личностные тесты  – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых  компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определённых социальных ситуациях. С помощью  таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно  личностные тесты по предмету и цели можно разделить на три большие  группы. К первой из них относятся  многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную  оценку степени развитости психологических  свойств личности ( 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16PF), Миннесотский многофакторный опросник  (ММPI). Ко второй группе относятся проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределённых стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.). 

Социометрические  тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения  межличностных отношений в малых  группах. При ответах на косвенные  вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определённых конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений  в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплочённости, мотивационной структуры группы и её конфликтных зон [2, с. 23].

Традиционно назначение психологических тестов состояло в  том, чтобы измерять различия между  людьми или между реакциями одного человека в разных условиях. Одной  из ранних проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление  умственно отсталых. Помимо этого, мощный импульс первоначальному развитию тестов был задан стремлением  удовлетворить нужды образования. Имеются в виду знаменитые тесты  Бине, с которых и началось интеллектуальное тестирование. В настоящее время  школы входят в число основных пользователей тестов. Распределение  детей по способностям с целью  максимально использовать возможности  разных типов школьного обучения, выявление умственно отсталых, с  одной стороны, и одарённых учеников – с другой стороны, образовательное  и профессиональное консультирование учащихся средних школ и студентов  колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы –  вот лишь некоторые примеры использования  тестов в образовании [1, с. 17].

Отбор и распределение  персонала на промышленных предприятиях – ещё одна важная область применения психологического тестирования. От оператора  на линии сборки или делопроизводителя  до управленцев высшего звена  вряд ли найдётся работа, для которой  тестирование не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределении обязанностей, переводе на новое место, повышении по службе или увольнении. Эффективное применение тестов в большинстве таких ситуаций, особенно касающихся высококвалифицированной  работы, возможно лишь тогда, когда  тесты используют в качестве дополнения к специальному собеседованию с  кандидатами, создающему условия –  в виде биографического контекста  – для правильной интерпретации  тестовых показателей конкретного  кандидата. Тем не менее, тестирование составляет важную часть полной программы  управления трудовыми ресурсами [1, с. 17].

Тесты обычно используются в качестве вспомогательных средств  при принятии решений, связанных  с профессиональной деятельностью, включая индивидуальное профконсультирование и решения руководителей организаций, касающиеся подбора и расстановки  кадров. Соответствующие структуры  торгово-промышленного сектора, правительственных  учреждений всех уровней, от федерального до местного, и различных родов  войск используют практически все  доступные виды тестов для принятия кадровых решений. Нередко комплексные  батареи способностей и тесты  специальных способностей разрабатывались  именно для подобного применения, как и ситуационные тесты. Всё  большее применение в этой сфере  находят личностные и биографические опросники [1, с. 535].

Весьма близкое  по целям применение психологического тестирования имеет место в вооружённых  силах при отборе и распределении  военнослужащих.

Использование тестов в индивидуальном консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и  профессиональных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Усиливается  использование тестов для улучшения  самопонимания и личностного  роста. Совершенно очевидно, что тесты  применяют при решении широкого круга практических проблем. Однако не следует забывать и о том, что такие тесты – важное средство фундаментальных исследований. Психологические тесты служат стандартизированными инструментами исследования разнообразных проблем при исследовании систем управления. 

1.3. Критерии качества  тестов 

К тестам предъявляются  определённые требования. Основными  из них являются валидность, надёжность, наличие тестовых норм, социальная адаптация тестовых методик.

Определяя одинаковые для всех психологических методов  диагностики пригодности критерии, Г.Шанц, например, не выделяет особо  тестирование, считая, что оно –  по показателям качества – должно вписываться в сравнимый– пятиэлементный – ряд других инструментов отбора:

1.                  надежность;

2.                  валидность;

3.                  объективность;

4.                  экономичность;

5.                  полезность [4, с.114].

Валидность (англ. valid - действительный, пригодный, имеющий силу) - один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять; или иначе: соответствие тестовой методики измеряемому концепту. Если, например, проводится тестирование испытуемых на определение их интеллектуальных способностей, то вряд ли целесообразно с помощью одного и того же теста оценивать еще и типы их темперамента. Проверка теста на валидность включает ряд процедур, главными из которых являются процедуры валидизации (валидации). Определяется валидация посредством корреляции результатов тестирования с успешностью выполнения соответствующей деятельности. К примеру, если с группой испытуемых проведено тестирование на определение общих способностей, то процесс валидации можно представить как установление корреляционных связей полученных данных тестирования с результатами обследования этих же испытуемых на предмет выявления общих способностей по другим проверенным и надежным методикам. Валидность считается достаточно высокой, если коэффициент корреляции будет более 0,6. При значении коэффициента корреляции 0,45-0,65 валидность считается вполне удовлетворительной [2, с. 54].

Надёжность - один из важных критериев его качества, относящегося к точности психологических измерений. Чем выше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерений. Надежность теста рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании на той же выборке испытуемых. Повторное тестирование обычно проводится через две недели после первого тестирования. Считается, что при коэффициенте корреляции более 0,75 уровень надежности теста вполне приемлем.

Каждый тест следует сопровождать сведениями о  его надёжности. Сообщаемая мера надёжности характеризует тест только в случае его проведения в стандартных  условиях и с людьми, имеющими сходство с теми, кто входил  в состав нормативной выработки. Следовательно, при описании теста нужно точно указывать и характеристики этой выборки, вместе с типом измеренной на ней надёжности.

Информация о работе Исследование систем управления с помощью тестирования