Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"
• технические, вычислительные ошибки.
3. Выявление
ограничений. Пример
4. Поиск альтернатив. Многие из альтернатив легко обнаружить. Однако нередко возникают новые уникальные проблемы. В этом случае необходим творческий подход.
5. Оценка
альтернатив — определение
Для данной стадии принятия решений важно выявление ловушек неэффективных решений:
Говоря
о принятии рациональных решений, следует
сказать о большой роли интуиции, которая
включает в себя предчувствие, воображение,
проницательность. Развитая интуиция
— это умение держать все, что связано
с проблемой, в голове в течение всего
процесса. Всеобщий и одновременный охват
проблемы и ее решения позволяет менеджеру
с развитой интуицией быстро переходить
от этапа к этапу. Очень часто опытные
руководители, приняв правильное решение,
затрудняются объяснить, как они это делали.
Исследования, проведенные известным
специалистом в области менеджмента Г.
Минубергом, показали важность интуиции
и творчества в принятии решений, в особенности
стратегических.
Методы
моделирования и
оптимизации решений
С целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации:
1. Методы
моделирования (методы
2. Модели
теории игр. Большинство
Необходимо
учитывать некоторые
• практическая применимость;
• экономичность, подразумевающая, что затраты должны быть меньше полученного результата, а разница между ними, т.е. эффект, оптимальным для данной ситуации;
В заключение главы об управленческих решениях отметим следующее.
То,
как правильно принимать
Человеческий
капитал
Современный менеджмент рассматривает человека в качестве главного ресурса организации, от которого в решающей мере зависит ее успех, и выдвигает на первый план личность каждого участвующего в общественном производстве. Изменение роли человека в современном производстве обусловлено следующим:
• обострением
глобальной конкуренции, существенно
поднявшей «планку требований» по отношению
к работнику и качеству его труда;
• ростом стоимости рабочей силы.
Научно-техническая революция, меняя характер труда, предъявляет более высокие требования к психологическим особенностям человека — к его мышлению, быстроте реакции, умению своевременно перерабатывать возрастающие объемы информации.
В 60-е годы XX века в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР появилась теория «человеческого капитала». К человеческому капиталу относятся приобретенные знания, навыки, энергия, способность к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию. Величина человеческого капитала оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить.
Выделяют следующие виды человеческого капитала:
• общий (перемещаемый). Это совокупность теоретических или достаточно универсальных знаний работника;
• специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей, специфики предприятия и своей работы, их личные связи, способы и культура общения, доверие. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.
В отличие от других видов капитала, человеческий капитал не изнашивается, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).
Управление человеческим капиталом предполагает индивидуальный подход к работникам, использование индивидуальных свойств личности (особенностей психики, характера, способностей и т.п.) в целях регулирования отношений между людьми в организации. Менеджер должен понимать, на какое из свойств личности надо оказать воздействие, чтобы интересы личности оптимально способствовали достижению как личной, так и коллективной производственной задачи.
Рассмотрим,
что собой представляет личность
— важнейший элемент системы управления.
Индивидуальные
особенности личности,
проявляющиеся в
поведении, деятельности,
общении
Понятие «личность» — одно из сложнейших в науке. Существует несколько основных школ исследования личности, которые вместе отражают сложность человеческого бытия. В данном учебном пособии нет смысла рассматривать эти школы. Приведем лишь таблицу «Структура личности»1 (табл. 1).
Как видим, структура личности очень сложна и представляет собой совокупность как врожденных, так и социальных свойств. Эти свойства характеризуют социальную направленность, особенности психических процессов, темперамента, характера. В своей совокупности они образуют обширное поле сознания человека и в значительной степени определяют его поведение. Своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности раскрываются через индивидуальность. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности, которые формируют определенный стиль поведения и деятельности.
Определенное
эмоционально-целостное
Таблица 1 | |||
№ |
Подструктуры | Группировки черт личности | |
1 |
Социальные свойства личности | Направленность — влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, моральные качества, мировоззренческие установки. | |
2 |
Уровень подготовленности личности | Знания, умения, навыки, привычки, способности и др. | |
3 |
Особенности психических процессов личности | Эмоции, ощущения, чувства, эффективность, воля, память, эмоциональная стабильность, нестабильность, импульсивность, эмпатийность, истсро-идность и др. | |
4 |
Врожденные свойства личности | Темперамент, художественный или мыслительный тип высшей нервной деятельности, интро- и экстраверсия |
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя по-разному.