Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"

Работа состоит из  13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать документ)

    Задача  — это предписанная работа, которая  должна быть выполнена установленным  способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необходимый вклад в достижение целей организации.

    Традиционно задачи делятся на 3 категории:

  1. работа с людьми;
  2. работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
  3. работа с информацией.

    Например, работа бухгалтера в основном связана с информацией, мастер участка работает с людьми, а работа токаря — это работа с предметами.

    Задачи  характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом.

    Управленческая  работа по своим задачам характеризуется  разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

    Четвертый внутренний фактор — технология.

    Технология  — это средство преобразования сырья  в искомые продукты и услуги.

    Производственные  задачи выполняются по определенным конкретным технологиям.

    Вместе  с развитием общества происходило совершенствование используемых в производстве технологий. Принципиальные изменения в технологии производства внесли машины (первые из них появились в последней трети XVIII века), стандартизация, конвейер, компьютеры. Они изменяли объем и характер выполняемых задач, в том числе связанных с управлением производством. |       Люди — пятая внутренняя переменная, которая в свете I современных концепций менеджмента по важности стоит I на первом месте. Более подробно этот вопрос будет рассматриваться в главе 8.

    Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой.

    В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати-факторная  модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:

    1. Поставщики материальных ресурсов.
    2. Поставщики технологий, техники.
    3. Поставщики персонала.
    4. Поставщики финансов.
    5. Профсоюзы.
    6. Общеэкономические факторы.
    7. Политические факторы.
    8. Международные факторы.
    9. Государственные органы управления.
    10. Налоговая система.
    11. Социальные факторы.
    12. Факторы образования.
    13. Национальные факторы.
    14. Региональные факторы.
    15. Конкуренты.
    16. Конкурентная среда.
    17. Научно-технический прогресс.
    18. Культурные факторы.
    19. Барьеры входа в рынок.
    20. Покупатель.

    Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.

    Различают среду прямого воздействия и  среду косвенного воздействия.

    Среда прямого воздействия — это  факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения. 

      
 

    Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать  непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности, и фирма их учитывает, планируя свое будущее. Это состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и др.

    Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. 

    

    Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также вариантностью фактора. Например, организация, использующая всего несколько исходных материалов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, находится в менее сложных условиях, чем та, у которой технологии требуют множества самых разнообразных ресурсов, получаемых от многочисленных поставщиков, а сама фирма имеет филиалы за границей.

    Скорость  происходящих в окружающей среде  изменений определяет ее подвижность. С развитием рыночной «экономики подвижность нарастает. Наиболее быстрые  изменения наблюдаются в электронике, фармацевтике, химической промышленности, производстве компьютеров, в сфере коммуникаций. В этих отраслях за счет частых науч-^1ных открытий происходит обновление технологий, возникают новые фирмы, выпускающие новейшие виды товаров, это обостряет конкурентную борьбу.

    Учитывая  сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация должна опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения.

    Если  информации недостаточно или менеджер сомневается в ее достоверности  или точности, то в этом случае среда  становится более неопределенной, чем когда имеется высоконадежная информация в достаточном объеме.

Таким образом, неопределенность внешней  среды зависит от качества информации и ее достоверности. Принятие решений усложняется с ростом неопределенности.

    Остановимся на некоторых факторах внешней среды.

Поставщики. Все виды ресурсов организация получает через поставщиков. Работа поставщиков, выполнение ими своих обязательств оказывает прямое воздействие на ритмичность производственного процесса, объема выпуска, прибыль и, следовательно, улучшение позиций в конкурентной борьбе.

    В России агрессивным фактором является «Поставщики материальных ресурсов». Распад СССР сопровождался ликвидацией поставщиков для целых отраслей промышленности России. Сегодня эти проблемы преодолены, но каждый менеджер должен осознавать необходимость ведения картотеки поставщиков материальных ресурсов. Нужно постоянно анализировать цены, условия поставки, возможности поставщиков и использовать эту информацию при принятии решений о поставщиках материальных ресурсов.

    Важный  фактор «Поставщики технологий, техники». Отсутствие финансовых ресурсов у российских предприятий, неблагоприятное положение в машиностроительном комплексе часто приводят к тому, что российские фирмы вынуждены закупать не самое передовое оборудование, что снижает конкурентоспособность фирм.

    Фактор  «Поставщики персонала» может оказать  существенное влияние на состав кадров на фирме и уровень их подготовки. Необходимых работников можно набрать по объявлению, можно воспользоваться услугами службы занятости и специализированных компаний, возможен вариант привлечения на более выгодных условиях квалифицированных кадров. Реально можно использовать деньги службы занятости для подготовки и переподготовки кадров. Все это требует хорошего знания состояния рынка труда и прогнозов его развития.

    Потребители — фактор наиболее подвижный. В условиях насыщенного рынка вкусы и запросы их стремительно меняются. Фирма должны хорошо знать своих потребителей, анализировать причины, вызывающие те или иные изменения их поведения (изменения в доходах, семейном положении, численности и т.д.). Сегодня важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами и потребностями. Факторы «образовательный», «культурный» — важнейшие в формировании стратегии фирм по отношению к покупателю.

    Часто продукция — новинка — появляется на рынке и сталкивается с неподготовленным покупателем. Барьеры входа серьезно тормозили продвижение таких товаров, как очистители воздуха, новейшие виды бытовой техники.

    В фирме IBM наблюдалась следующая проблема. Долгое время фирма не имела, по политическим мотивам, возможности поставлять компьютеры в Россию. Сегодня эта проблема решена. Филиал фирмы «IBM: Европа—Азия» проводила и сегодня проводит в странах СНГ следующую работу:

    • создание учебно-консультационных центров IBM;
    • использование широкого спектра презентаций;
    • развернутая работа с вузами-поставщиками будущих 
      пользователей, покупателей продукции IBM;
    • агрессивная реклама.

    Скажем  еще о важнейшем  факторе «Государственные органы управления». Сегодня не знать  законов и норм государственного регулирования, действующих и готовящихся законов, системы налогов, акцизов, пошлин и пр. — равносильно проигрышу, финансовым потерям, потере рынка.

    В международном бизнесе среда  наиболее сложна. Организации приходится считаться с социокультурными, экономическими, политическими факторами, законодательством, государственным регулированием. Анализ факторов международной среды — трудная задача. Вот пример, показывающий, как важно изучать и учитывать культурные различия потребителей разных стран. В свое время американская фирма «Кэмпбелл Суп», пытаясь проникнуть на бразильский рынок, столкнулась с проблемами. Когда выяснилось, что реальный сбыт растворимых супов сильно отличается от прогнозируемого, фирма собрала дополнительную информацию. Углубленное интервьюирование показало, что бразильские хозяйки теряют ощущение хранительниц домашнего очага, если все, что от них требуется при варке супа, — налить воды в кастрюлю.

    Итак, организация — это открытая система, зависящая от взаимообмена ресурсов и результатов деятельности с внешним миром. Руководитель должен учитывать внешнее окружение и его изменения для того, чтобы адаптировать внутреннюю среду к этим изменениям. Изменения каких-либо внешних факторов неизбежно будут требовать внесения изменений во внутренней среде.

    С учетом приведенной информации о  внутренней и внешней среде организации  представим модель управления предприятием1.

    В соответствии с представленной моделью  процесс управления начинается с взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализируя факторы внешней среды и свои внутренние возможности, высшее руководство предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала. Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТП), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия. После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.

    После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался, — взаимодействием с внешней средой.

      

    Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять названные выше функции исполнителями. Только когда будет определено, кто, что и как делает при управлении предприятием, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована.

5. Социофакторы и  этика менеджмента.

 

Этика менеджмента, бизнеса  и предпринимательства.

    Не  существует сомнения, что нормальный бизнес может развиваться только на основе развитого законодательства. Но даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этики бизнеса (деловой этики). Закон и нравственность по своим социальным функциям близки, но, тем не менее, это понятия неидентичные.

    Вначале несколько слов об этике вообще.

    В переводе с греческого языка этика  означает обычай, нрав. Этика имеет  дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

Важнейшие категории  этики:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • совесть;

• ответственность 
и другие.

    В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей или очень сильно затруднить это общение.

    Поскольку в деловом общении люди стремятся  достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило морали: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, уже убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"