Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желает признавать собственных ошибок, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким и агрессивным.
Заниженная самооценка часто ведет к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди обычно преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе, ранимы. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении.
Адекватная же самооценка личностью своих способностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.
Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием среды в процессе воспитания и обучения.
Предпосылкой и основой личностных формирований более высокого порядка (например, характера) является темперамент, который основан на свойствах нервной системы человека. Эти свойства оцениваются как внутренние резервы деятельности и проявляются в мышлении, эмоциональной сфере, поведении, манере держаться. Родоначальником учения о темпераменте является греческий врач Гиппократ (IV в. до н.э.). Последующие исследования доказали связь темперамента со свойствами нервной системы человека, степенью интенсивности психических процессов и . состояний, скоростью их протекания. Это динамические особенности психики. Черты темперамента наследственны, поэтому практически неизменны. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, чтобы знать, какие виды и способы деятельности ему больше свойственны, более соответствуют его природной предрасположенности.
Различные
сочетания закономерно
Различают четыре типа темперамента.
Темперамент будет проявляться в реакции человека на обстоятельства, в речи, поступках, движениях. При одних и тех же внешних воздействиях люди с разными типами темперамента заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, проявляемой энергии. Один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого — малая подвижность лица, сдержанность движений.
Не всех людей можно разделить по четырем типам. И.П. Павлов предположил, что должны существовать и другие типы темперамента, с другими комбинациями свойств нервной системы, но наука их не выделяет, а практика наблюдения показывает, что у всех людей есть доминанта одного из указанных типов.
Успехов в работе может добиться человек с любым темпераментом, ибо темперамент проявляется не напрямую, а через характер. Характер же можно воспитывать, формировать.
Задача менеджера состоит в том, чтобы, учитывая особенности темперамента работников, поручать им такую работу, так строить с ними взаимоотношения, чтобы раскрылись их лучшие черты, в максимальной степени использовался их потенциал.
Дадим краткую характеристику людям с разным типом темперамента.
Сангвиник — энергичен, работоспособен, общителен, активен, контактен, полон инициативы; хорошо осваивается в новой обстановке, легко привыкает к новым требованиям; продумывает и хорошо организовывает деятельность, рационально мыслит, четко ставит задачи, склонен к творчеству, не любит однообразной работы, ему лучше не поручать рутинную работу. Для сангвиников характерна определенная склонность к лидерству. Их способность действовать целеустремленно, подчинять работе всего себя, не ставить работу в зависимость от своего настроения создают предпосылки для выполнения организаторской деятельности. Сангвиника можно критиковать — он малочувствителен. (Из известных личностей В.И. Ленин и А.И.Герцен были сангвиниками.)
Холерик — как и сангвиник, отличается высокой чувствительностью к внешним воздействиям, он возбудим и неуравновешен. У него очень большая устойчивость интересов, стремлений; настойчив. Ему лучше не поручать монотонных однообразных видов работ: они его раздражают. Поскольку эмоциональные проявления у холерика непредсказуемы, и он легко нарывается на конфликты, то желательно не давать ему поручений, где требуется выдержка. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях; к новым условиям быстро адаптируется. Специалисты считают, что человека с таким темпераментом хорошо использовать в маркетинговой деятельности. (Холериками были Петр I, А.В. Суворов.)
Флегматик — человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный; трудно переключается с одного вида деятельности на другой, к новой обстановке и людям привыкает медленно; исключительно настойчив; не слишком находчив, но очень исполнителен. Флегматик неэмоционален, но если его вывести из равновесия, то он может действовать напористо и агрессивно. Такого работника хорошо использовать на участках работы, где имеются конфликты, и там, где требуется длительное напряжение сил. Задания ему лучше давать в письменной форме; он усваивает новое долго, но зато очень основательно. Считается, что лучшие конструкторы, экономисты, бухгалтеры — флегматики. (Флегматиками были М.И. Кутузов, И.А. Крылов.)
Меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью, глубиной эмоций при слабом их внешнем выражении; может быть раним, обидчив. Длительное и сильное напряжение вызывает у него замедление деятельности. Он быстро утомляется. Проявляют настойчивость в преодолении трудностей. Его труд наиболее продуктивен там, где нужна высокая чувствительность, вдумчивость,
осторожность. Заниженная самооценка как бы блокирует реализацию имеющихся у меланхолика способностей и часто служит причиной его внутреннего дискомфорта. В отношении к другим людям меланхолики, как правило, мягки, тактичны, чутки, отзывчивы. В благоприятной привычной обстановке, особенно в хорошем дружном коллективе меланхолики прекрасно выполняют порученное им дело. (Меланхоликами были Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский.)
С темпераментом тесно связан характер, который формируется под влиянием воздействия на человека окружающей его среды, а также самовоспитания. В буквальном переводе с греческого «характер» — это «отпечаток». Словом «характер» мы оцениваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления личности, привычные формы поведения в различных ситуациях. Характер человека в общении проявляется, прежде всего, в его мировоззрении, оценках и мнениях. Люди с более глубокими знаниями, жизненным опытом, культурно развитые имеют легкий характер: они незлопамятны, отзывчивы, мыслят масштабно. Люди же с ограниченным кругом интересов, малообщительные имеют трудный характер.
Типичные черты характера являются результатом воспитания в семье, затем в школе, коллективе. Они становятся устойчивыми уже в подростковом возрасте, их не так легко переделать. Поэтому и случается, что столкновение разных характеров препятствует взаимопониманию. И все же характер не дается человеку от природы. Нет человека, чей характер нельзя было бы изменить.
В современных организациях управление без учета характера сотрудников невозможно. Существует ряд основных типов характера, которые в чистом виде свойственны примерно половине людей. У другой половины характер является смешанным. Широко известным является описание характеров, данное К. Леонгардом. Приведем описание некоторых типов характера.
Демонстративный тип. Люди с таким типом характера способны очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они это переживают в данный момент; могут вытеснять многие негативные переживания, иногда даже полностью забывать то, что не хочется помнить (например, случаи, когда поступали недостойно).
Такие люди часто бывают лицемерны, тщеславны, недобросовестны в работе, в то же время они упорны, умеют увлечь других, постоянно стремятся к лидерству, к успеху.
Ведущим мотивом поведения демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Ему крайне важно постоянное внимание, желательно восхищение, а безразличное отношение для него является невыносимым.
Педантичный характер. Этот тип противоположен демонстративному. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. Педантичная личность принимает решения после тщательного обдумывания и долгого колебания. Негативными чертами такого характера-могу т быть нерешительность, боязнь ошибок, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия, а положительными чертами — пунктуальность, аккуратность, предусмотрительность, рассудительность.
Застревающий тип. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка чувств: ярости, гнева, страха и др. Этот эффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яростью спустя недели, месяцы, даже годы. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему типу нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем.
Возбудимый тип характера. У возбудимых людей часто констатируется неровное течение жизни, они постоянно раздражены, склонны к импульсивным поступкам. Неумение управлять собой ведет к конфликтам (часто по незначительным поводам).
Гиперактивный (гипертимный) характер. Людям с таким типом характера свойственны чувство нового, предприимчивость, инициативность, энергичность, оптимизм, общительность, словоохотливость. Но они поверхностны, легкомысленны, страдают прожектерством, конфликтны, не могут заниматься однообразной, кропотливой работой.
Аутический тип. Люди с таким типом характера скрытны, пассивны, медлительны, малообщительны, с трудом входят в коллектив, вызывают непонимание окружающих. В то же время они серьезны, независимо мыслят, обладают глубокими знаниями, стремлением во всем разобраться, высоконравственны, справедливы, неконфликтны.
Конформный характер. Его обладатели мягки, несобранны, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, подчиняются им и совершают необдуманные поступки. Поэтому они могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих.
Нужно иметь в виду, что один и тот же характер или его черта могут в одних случаях оцениваться положительно, а в других отрицательно, что во многом обусловлено особенностями тех, с кем приходится контактировать. Исходя из акцентуаций характера партнера по общению, К. Леонгард дает рекомендации.
С демонстративным типом нужно очень рационально фильтровать получаемую от него информацию, так как она вся пронизана его собственными субъективными эмоциональными представлениями.
С
педантичным типом общение
С застревающим типом лучше помочь ему разобраться в сути его постоянной борьбы с кем-то или с чем-то.
С возбудимым типом нужно всегда иметь в виду, что его агрессия накапливается на подсознательном уровне, их вспышки ярости всегда неожиданны, поэтому здесь нужно внимательно следить за языком тела — накапливающаяся агрессия обязательно выразится в таком «несловесном» общении (жесты, мимика, позы).
В организации личность обладает определенным статусом. Статус характеризует оценку окружающим ее официального и неофициального положения в системе социальных отношений.
По происхождению статус бывает предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например, родством с высокопоставленными особами).
Приобретенный статус бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет).
Официальный статус лица во многом обусловлен служебным положением, которое зависит не только от уровня должности, но и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных организациях формально равные должности, обладают различным реальным статусом. Статус во многом определяет поведение человека.
Так,
признание профессионального