Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"
На поведение человека оказывает влияние не только объективный статус, но и субъективный, т.е. как человек воспринимает свое положение в той или иной группе людей.
Во взаимосвязи со статусом строится система общественно-функциональных ролей. Роли — это способы поведения людей, соответствующие принятым нормам и осуществляющиеся в зависимости от их статуса в обществе, группе. В своей жизни человек «проигрывает» множество самых разных ролей. Можно выделить социальные роли, профессиональные, межличностные и другие. Даже в течение дня каждый из вас «переходит» из одной роли в другую: когда вы едете куда-либо, то вы играете роль пассажира транспорта, в аудитории — вы студент, на перемене — покупатель в буфете или товарищ по группе, по возвращению домой — сын или дочь своих родителей.
В организации ролевое поведение очень важно: цели тогда будут достигнуты, если каждый хорошо и правильно выполнит свою роль.
Система общественно-функциональных ролей, с одной стороны, формирует определенные качества личности, а с другой — способствует проявлению множества личностных свойств и качеств.
Для того чтобы лучше узнать человека, нужно «увидеть» его в разных ролях.
Свойства личности формируются и проявляются в соответствии с .ценностными ориентациями. Это предпочтения, которые человек отдает определенным сторонам действительности. Предпочтения проявляются в убеждениях, идеалах, целях личности. Сегодня для многих людей работа — одна из жизненных ценностей. Коллективом организации воспринимаются ценности руководителя. Руководители высшего уровня через присущие им ценности регулируют этику поведения подчиненных коллективов. В каждой организации складывается своя система ценностей, что в конечном счете составляет ее нравственный облик: обычаи, правила.
Источник активности личности — ее потребности.
Потребность — это переживание (осознавание) человеком нужды в чем-либо (в пище, тепле, общении, власти и т.д.), вызывающее необходимость действовать определенным образом.
Потребности как внутренние психические состояния регулируют поведение личности, определяют направленность мышления. Человек стремится удовлетворить свои потребности. В зависимости от того, удовлетворяются или | не удовлетворяются потребности, человек переживает состояния напряженности или спокойствия, эмоции радости или горя, чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Потребности человека многообразны, но для каждой личности характерна определенная система потребностей. Она включает доминирующие потребности подчиненные ; им потребности. Доминирующие будут определять основное направление поведения. Например, человек испытывает сильную потребность в успехе. Он все свои поступки и действия подчиняет этой потребности. Этой главной потребности в успехе могут быть подчинены потребности в познании, общении, труде и т.д. Менеджеры должны стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворение потребностей работника вело бы к реализации целей организации.
Большое значение для руководителя имеют и такие аспекты индивидуального поведения работников, как:
Эти факторы оказывают сильное воздействие на поведение личности.
Способности частично объясняются наследственностью (например, интеллектуальные способности и некоторые физические данные). Но обычно способности, в том числе интеллектуальные, приобретаются с опытом. При решении вопроса, на какую должность принять человека, какую/работу ему поручить, большую роль играют способности, которыми этот человек обладает.
Одаренность — талант в определенной области. Предрасположенность — потенциал человека в отношении выполнения какой-либо конкретной работы. Эти характеристики имеют значение при решении вопроса развития кадров в организации. Так, время и расходы на обучение работника будут потрачены зря, если руководитель не сумел оценить предрасположенность к определенной работе.
Ожидания. Люди формулируют ожидания относительно результатов своего поведения, основываясь на своем прошлом опыте и оценивая текущую ситуацию. Эти ожидания оказывают влияние на сегодняшнее поведение. Люди будут работать эффективно, если они ожидают, что необходимое для организации поведение приведет к достижению желаемых целей или удовлетворению личных потребностей. Например, если торговый агент ожидает, что еще 9 сделок в неделю увеличат объем реализации продукции на 15% и тем самым ему будет гарантирована премия, то, вероятно, он сделает еще несколько звонков потенциальным покупателям1.
Восприятие. Наука психология утверждает, что мир — это не то, что он есть, а то, как мы его воспринимаем. В связи с этим люди реагируют не на то, что происходит, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Это последнее и будет определять поведение людей. Очень важным является восприятие работниками руководства, а также всего, что руководство делает. Если работники не воспринимают руководителя серьезно, то его решения, возможно, будут часто игнорироваться.
Для менеджмента представляют интерес разработки психологов, касающиеся типологии человека.
Психолог Э. Берн разработал теорию жизненных сценариев личности, которая учитывает мнение каждой личности о себе и обо всех, с кем человек сталкивается ежедневно. Возможны четыре основных жизненных сценария:
4) «Я» — плохой, а «ОНИ» — хорошие» — сценарий «комплекса неполноценности».
Работник, имеющий первый жизненный сценарий, доброжелателен, оптимистичен, всегда поддерживает других. Он часто бывает неформальным лидером, душой коллектива. Эти люди легко могут быть менеджерами.
Практически не становятся лидерами люди со вторым жизненным сценарием. Они себя считают ненужными людьми, не принимают ничьей помощи, трудно уживаются в коллективе, ибо убеждены в ничтожности всех окружающих. Обычно такие люди первыми попадают под сокращение штатов.
Работники с третьим жизненным сценарием уверены в себе (даже самоуверенны), активно стремятся к лидерству. Если это люди высокого интеллекта, то их претензии на лидерство оправданы. Но если человек с третьим сценарием уступает другим претендентам на лидерство в интеллекте или мастерстве, то часто бывает очень недоволен своим положением в коллективе, начинает борьбу с так называемыми противниками. Нередко при этом используются недоступные методы — анонимки, доносы и т.п.
Люди
с четвертым жизненным
Итак,
даже рассмотрение отдельных элементов
структуры личности показывает, сколь
сложна эта внутренняя переменная организации.
Изучение и использование менеджерами
результатов исследования психологов
дает возможность более правильного их
взаимодействия с работниками, облегчает
учет особенностей наиболее характерных
свойств личности подчиненных.
Саморазвитие
личности как фактор
делового успеха.
Для того чтобы добиваться успеха, каждому из нас необходимо работать над развитием своей личности. Это предполагает самовоздействие — сознательное стремление к изменению нежелательного или к формированию желательного состояния собственной личности (желать плюс прилагать определенные усилия).
Работая над развитием своей личности, мы работаем прежде всего над сознанием. При этом следует обращать внимание на следующие элементы сознания:
1.Речь. Она должна быть информативной, понятной, выразительной. Под информативностью понимается ценность сообщаемых фактов и способность к обобщению. Под понятностью — взаимосвязь смыслового содержания, языковых особенностей, уровня развития и интересов общающихся. Выразительность — это ясность и отчетливость произношения, правильная интонация, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
2. Внимание. Характеристиками его являются:
концентрация — качество, определяющее его высокую интенсивность и направленное на какой-либо объект;
направленность — избирательный характер (преднамеренный или непреднамеренный) выбора объекта;
устойчивость — длительность сохранения концентрированного внимания.
3. Память. Запоминание — это процесс закрепления но-
вого путем связывания его с приобретенным ранее. Задача — осмысленное запоминание.
4. Мышление. Оно характеризуется:
принятое решение, достигать цели? преодолевая препятствия на пути к ней;
Психологи
выявили общие правила, которыми
можно воспользоваться для
Умение осуществлять смысловую группировку материала (разделение его на части с выявлением главного и существенного в каждой части) — важное условие полного и точного запоминания.
Приведем еще пожелания психологов тем, кто стремится развивать свои дарования.
1. Отдавайте себе отчет и осознавайте свои положительные качества, таланты и достижения.