Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"

Работа состоит из  13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать документ)

    Ответственность — это обязательства выполнять  задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

    Ответственность всегда относилась к определенному  субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

    Различают юридическую и социальную ответственность.

    Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют, что организация или личность может и чего не должна делать.

    Социальная ответственность выходит за пределы определяемых законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями. Например, пожертвования в целях помощи инвалидам или донорская деятельность не регулируются юридическими законами и являются добровольными. Но это примеры социально-ответственного поведения.

    Социальная  ответственность связана с выполнением  общих правил, которые усваиваются  человеком. Эти правила формируются постепенно, начиная с детства и постепенно из внешних требований становятся внутренними, психологическими.

    Социальная  ответственность служит средством  внутреннего контроля личности (самоконтроля), т.е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

    В организации руководитель является основным носителем социально-ответственного поведения и выполняет различные социальные роли:

  • устанавливает смыслы меняющихся в коллективе процессов;
  • способствует развитию отношений между членами группы;
  • направляет действия подчиненных с тем, чтобы избежать лишней напряженности внутри группы;
  • демонстрирует социально-ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков.

    Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее: за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. Более того, руководитель должен чувствовать себя ответственным не только за любое принятое им решение, но и за то, что он не сделал, хотя обязан был это сделать. Это ответственность за бездействие. Нужно предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому отношение, а в результате — погибли люди.

    Социальная  ответственность руководителей  может выступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, руководитель сдает в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, тем самым изыскивая средства для погашения задолженности работникам по зарплате. В данном случае руководитель поступает социально ответственно.

    Понятие ответственности непосредственно  взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается руководителем лично, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе. Как показывает практика, некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения.

    Следует помнить, что именно ответственность  руководителя требует от него постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий и бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени.

    Вопросам  социальной ответственности предприятия  уделяется серьезное внимание.

Социальную  ответственность различные представители менеджмента трактуют неодинаково.

Существует  взгляд на эту проблему, согласно которому организация должна заботиться об эффективности использования своих ресурсов, максимизировать прибыль, предоставлять обществу необходимые товары и услуги. Таким образом, организация — это экономическая целостность, и ее главная цель — прибыль. Реализуя экономические цели (давая работу людям, дивиденды — акционерам, товары — обществу), организация ведет себя ответственно.

    Согласно  другой точке зрения, организация — это сложная часть внешнего окружения, от которого зависит само существование организации. К составляющим этого окружения относятся потребители, поставщики, местное население, средства информации и др. Эта общественная среда может сильно влиять на достижение предприятием своих целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Следовательно, социальная ответственность — это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Они должны жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, они должны ответственно действовать в сферах защиты окружающей среды, здравоохранения и безопасности, защиты интересов потребителей. Ответственно действующему предприятию общество будет доверять.

    Можно выделить три компонента стратегии  предприятия для завоевания общественного доверия:

  1. Ответственное поведение:
  • решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отношения рынка;
  • решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау);
  • несение ответственности за все действия и их последствия, причиной которых предприятие само является. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб.

2. Коммуникативное поведение или «диалог с обществом». Принципами работы с обществом являются:

  • общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприятием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;
  • ориентация на сотрудничество;
  • предоставление предприятием полной информации (как положительной, так и отрицательной) обществу;
  • ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия. 3. Инновационное поведение. Это поиск оптимального решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества. Существует не один аргумент за социальную ответственность:
  • предприятие является членом общества, поэтому нор мы морали должны управлять его поведением;
  • благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные  действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В благополучном обществе и условия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия.

* • наличие ресурсов для оказания помощи в решении

социальных  проблем. 

Существуют  препятствия для социальной ответственности:

  • нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества;
  • расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность продукции, в том числе и на мировом рынке;

• недостаточный уровень отчетности широкой публике.

    Поскольку менеджеров не выбирают, они не являются непосредственно подчиненными широкой  публике.

• недостаток умения разрешать социальные проблемы.

    Персонал  любой фирмы лучше всего подготовлен  к деятельности в сферах экономики, лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера.

    Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные интересы предприятия, коллектива, акционеров-собственников — это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внтурифирменной политики. На предприятиях сформировались элементы реализации социально-ответственного менеджмента:

  • виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (не в ущерб, а в дополнение к основной), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия;
  • сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;
  • персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;
  • внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;
  • общественная ориентация предприятия — формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества.

    Ориентация  на эти принципы позволяет предприятию  реализовывать деловую стратегию  по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, а также  разного рода нововведения.

    А стремление к интеграционному взаимодействию между ориентацией на социальную ответственность с ориентацией на прибыль характеризует предприятие как стабильного крепкого субъекта рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Моделирование ситуаций и разработка решений.

 

    Процесс принятия решений непрост. Научный  подход рассматривает принятие управленческого  решения как целостный процесс, который позволяет всесторонне изучить возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них. Научный подход обеспечивает принятие рациональных решений. Рациональное решение базируется на объективном и глубоком анализе проблемы и учитывает определенные формально-логические требования. В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности. Они определяются характером и спецификой деятельности организации, ее структурой, внутренней культурой и т.д. Тем не менее, есть общая для любого процесса принятия решений технология. Она используется в любой организации и сводится к трем стадиям:

  1. подготовка решения;
  2. принятие решения;
  3. реализация решения.

    На  стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

    На  стадии принятия решения  осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

    На  стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведении его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

    Процесс принятия рациональных решений проходит следующие стадии:

1. Диагностика проблемы. Диагностика — это определение проблемы. Первой фазой диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения. Также на данном этапе необходимо распознать характеристики решения:

  • является ли решение стратегическим, тактическим или оперативным;
  • уровень неопределенности и риска;
  • количество целей.

2. Сбор информации. Необходимо понять, что увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией. Релевантная информация — это данные, существенно касающиеся конкретного вопроса. Характерными ошибками на этой стадии являются:

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"