Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"

Работа состоит из  13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать документ)

    2. Средний уровень зрелости подчиненных: подчиненные хотят принять ответственность, но они еще не способны выполнить задачу. Стиль руководства в этой ситуации называется «внушение». Здесь требуется добиваться от подчиненного понимания задачи, конкретно пояснять, что и как надо делать. В это же время руководитель должен поддерживать желание подчиненных выполнять задание под свою ответственность. Опять обратимся к примеру с секретарем и письмом. Необходимо рассказать секретарю о ситуации и предложить составить конспект письма. Затем этот конспект обсудить вместе с ним.

    3. Умеренно высокая степень зрелости: подчиненные могут выполнить задачу, но не готовы взять на себя ответственность. Стиль руководства, соответствующий данной степени зрелости подчиненных, называется «участие». Подчиненным не требуются никакие конкретные указания. Задача руководителя — повысить мотивацию и причастность своих подчиненных. Это достигается, если руководитель и подчиненные вместе принимают решения. Руководитель оказывает помощь, но не навязывает указаний.

    В нашем примере, секретарю рассказывается о ситуации и предлагается самому написать и отправить письмо. Руководитель отвечает на вопросы секретаря (если вопросы возникнут). Контроль следует осуществлять только в том случае, если секретарь об этом попросит.

    4. Высокая степень зрелости: подчиненные способны выполнить задачу и хотят нести ответственность; подчиненные осознают высокую степень своей причастности к задаче. Здесь речь идет о передаче полномочий. Стиль называют «делегированием». Например, перед секретарем ставится задача. Ее выполнение представляется самому сотруднику. Контроль осуществлять не следует.

    Менеджеров  и ученых волнует вопрос, какой же стиль поведения является эффективным.

    В качестве примера приводим правила  поведения руководящих инженеров фирмы «Дженерал электрик» (США), соблюдение этих правил ведет к эффективному стилю:

  1. Твоя задача — проводить общую техническую политику и разрешать неизбежно возникающие трудности.
  2. Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно ничего полезного тебе не дают.
  3. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не 
    верно.
  4. Имей бесконечное терпение.
  5. Будь вежлив, никогда не раздражайся.
  6. Будь кратким.
  7. Будь справедливым, особенно в отношении к подчиненным.
  8. Не делай замечаний подчиненному в присутствии по 
    стороннего лица.
  9. Всегда благодари подчиненного за хорошую работу.
 
    
  1. Никогда не делай того, что могут сделать  твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.
  2. Выбор и обучение умелого подчиненного — всегда более благодарная задача, чем выполнение дела самим.
  3. Если то, что делают твои сотрудники, в корне не расходится с твоим мнением, давай им максимальную свободу действий.
  4. Не спорь по мелочам, они только затрудняют общую работу.
  5. Не бойся, если твои подчиненные способнее тебя, а гордись такими подчиненными.
  6. Никогда не используй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не будут испробованы, но в крайнем случае применяй ее в максимально возможной степени.
  7. Если твои распоряжения оказались ошибочными — признай ошибку.
  8. Всегда старайся, во избежание недоразумений, давать распоряжения в письменном виде.

    Многочисленные  исследования феномена лидерства проводятся, как уже было сказано, не одно десятилетие. Эти исследования показывают, что ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. Личные качества руководителя, его поведение и отношения с членами коллектива являются существенными компонентами успеха организации, но решающую роль могут сыграть дополнительные факторы, определяющие саму ситуацию руководства. Это:

  • потребности и личные качества подчиненных;
  • характер выполняемой задачи (привычность задачи, четкость ее формулировки, структуризация, нерасплывчатость);
  • требования и воздействия окружающей среды;
  • имеющаяся у руководителя информация;
  • должностные полномочия менеджера (объем законной власти, объем вознаграждения, уровень поддержки руководителя в высших кругах).

    В зависимости от характера конкретной ситуации должны выбираться и различные способы руководства. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях, необходимо только правильно определить возникшую ситуацию и суметь ее использовать. При изменении ситуации меняется и стиль руководства. Речь в этом случае идет об адаптивном руководстве. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере 
является искусством.

    Исследования  показывают, что авторитарный стиль  руководства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) этого требует производственная ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. Ведь при всех «издержках» авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства:

  • обеспечивает четкость и оперативность управления;
  • создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
  • минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
  • не требует особых материальных затрат;
  • в «молодых», недавно созданных предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр.

    Очевидные недостатки этого стиля:

  • подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;
  • отсутствие действенных стимулов труда;
  • громоздкая система контроля;
  • в крупных организациях — обюрокрачивание аппарата управления;
  • невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • высокая степень зависимости группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр.

    Преодолеть  эти недостатки позволяют экономические  и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю производства. Этот стиль позволяет:

  • стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
  • успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
  • эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;
  • включить также психологические механизмы трудовой мотивации;
  • повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.

    Однако  демократический стиль руководства  не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:

  • стабильном, устоявшемся коллективе;
  • высокой квалификации работников;
  • наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников (пусть даже и в небольшом количестве);
  • неэкстремальных производственных условиях;
  • возможности осуществления весомых материальных затрат.

    Такого  рода условия далеко не всегда имеются, да к тому же это именно условия, делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность — это тоже задача не из легких. 

    Формирование  имиджа менеджера 
 

    X. Маккей — главный администратор корпорации «Мак-кей Энвилоун», удостоенный награды «За выдающиеся достижения в области маркетинга», присуждаемой Международной организацией по сбыту и маркетингу, пользуется международной известностью и как общественный деятель, автор бестселлера «Как уцелеть среди акул», рекомендует молодым управленцам России следовать шести заповедям:

  • рассчитывать только на собственные силы;
  • верить в себя даже тогда, когда в тебе уже все разуверились;
  • уметь устанавливать дружеские отношения с людьми в быту, на производстве, в бизнесе;
  • изучать психологию и характеры своих подчиненных;
  • держать слово, данное партнерам, сослуживцам, подчиненным;
  • создавать свой имидж.

    Последняя заповедь, как и все остальные, — дело серьезное.

    Понятие «имидж» восходит к французскому image, что означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры. Имидж формируется как сознательно, так и непроизвольно, и в его создании участвует как сам человек, так и его окружение. В этом смысле имидж — это форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие личностно-деловые качества, имидж также выступает как людское признание, оценочное отношение.

    Способности человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. С человеком, не умеющим выражать свои мысли, неопрятно одетым, никто не станет вести дела. Для успеха имиджа необходимо учитывать его яркость, привлекательность, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды (вкусам, надеждам, традициям общества и т.п.).

    В наше время приоритетными характеристиками, составляющими стереотип имиджа, являются:

  • культура;
  • эрудиция;
  • профессионализм.

    Их  умелое представление в исключительно  своей манере в любой социальной среде надежно срабатывает на утверждение личного имиджа.

    Мастерство  преподнесения себя можно при  желании развить. Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Но в отличие от нравственных норм правила этикета носят сугубо формальный характер. Их просто надо знать и соблюдать, В цивилизованной среде предполагается общее знание и соблюдение этикета.

    В наше время этикет демократизировался, но сохранил многие выработанные веками правила и то, что называется приличиями, вежливостью, воспитанностью, хорошим тоном или хорошими манерами. Для воспитанного человека соблюдение этих правил обязательно, привычно и не вызывает особых затруднений. Существует специальная литература, которая достаточно подробно знакомит с правилами этикета.

    Для успешного создания имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика. Удача сопутствует тому, кто умеет управлять своей психикой, используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение. Итог этого умения — устойчивый жизненный тонус, проявляющийся в виде доброжелательности и сдержанном реагировании на неприятности.

    Общая культура человека складывается из многих компонентов. Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в народе говорят: «По одежке встречают...»

    Роль  одежды в деловом общении очень  значительна. Одежда несет многомерную информацию о своем обладателе:

  • о его экономических возможностях;
  • об эстетическом вкусе;
  • о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

    • об отношении к окружающим людям.

    Психологически  значимо:

  • умение подобрать одежду;
  • умение ее носить;

    • умение пользоваться разнообразными аксессуарами.

    Известно, что в 85 случаях из 100 первоначальное впечатление о человеке складывается по его внешнему виду.

    В отношении деловой одежды также существуют свои нормы и правила делового этикета.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"