Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по "Менеджменту"

Работа состоит из  13 файлов

1 Общая теория управления.doc

— 53.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

2 Закономерности управления различными системами.doc

— 47.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

22 Этапы и школы в истории менеджмента.doc

— 33.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

23 Разнообразие моделей менеджмента.doc

— 34.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

6 Интеграционные процессы в менеджменте.doc

— 48.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

8 Природа и состав функций менеджмента.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

9,11,12,13,14,18.doc

— 176.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

вопросы 3,5,7,15,16,17,18,25,26.doc

— 483.00 Кб (Скачать документ)

    И. Развитие информационных систем, широкое  использование глобальных информационных сетей (Интернет и ДР-).

    12. Привлечение сотрудников к управлению  организацией.

18. Конфликты и стрессы

    Понятие конфликта. В жизни работников, организации могут возникать конфликты: производственные, политические, национальные, социальные, семейные и т. д. Конфликт (от лат. •Conflictus — столкновение) — столкновение противоречивых или несовместимых интересов. Конфликт — это элемент человеческой деятельности и существования.

    Причины конфликтов бывают объективные и  субъективные: •различия в целях, ограниченность ресурсов; различия в восприятии ценностей; разные уровни образования, стили поведения; •плохая коммуникативность и т. д.

    В мире бизнеса конфликты проявляются очень ярко. Существуют конфликты между фирмами, организациями, ассоциациями, в рамках одной организации. Эти конфликты называют организационными, в частности это диспуты, конфронтации,  противоречия.

    Конфликты выполняют не только отрицательную, но и положительную роль. Они «встряхивают» коллектив, спасают организацию от «загнивания».

    Конфликты возникают между людьми по поводу решения тех или иных вопросов жизнедеятельности. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Конфликт возникает лишь тогда, когда противоречия обостряются.

    Конфликт  начинается с конфликтной ситуации, которая стоит из участников конфликта  и объекта конфликта, т.е. причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Участников конфликта  называют оппонентами (от лат. «возражающий»), иногда соперниками.

    Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной «силой», которая и определяет возможность  победы. Характеристика «силы» Называется рангом оппонента. Оппонентом первого  ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего личностные цели. Оппонентом второго ранга называют личность преследующую групповые цели, оппонентами третьего ранга  — структуры, организации и т. д.

    Началом конфликта является инцидент, т.е. действия, направленные на создание конфликта. Инцидент может возникнуть случайно, а конфликтная ситуация опытными оппонентами может создаваться преднамеренно, для достижения определенных целей.

    Кроме того, у каждого оппонента помимо объективных обстоятельств существует и своя внутренняя причина — предмет конфликта. Внутренняя причина (предмет конфликта) отличается от объекта конфликта тем, что объект по отношению к оппонентам выступает как внешние разногласия и противоречия.

    В конфликте важны не слова, а намерения, от которых зависит протекание конфликта, поведение участников конфликта и способы их действия.

    Важный  элемент конфликта составляет психологический  барьер. Барьеры могут быть внутренними  и внешними. Решиться на что-то и  действовать — значит преодолевать барьер.

    Виды  конфликтов и технология их разрешения. Психология выделяют четыре основных вида конфликтов.

    • Внутриличностный конфликт возникает в силу того, что требования организации не совпадают с личными потребностями, или когда к личности предъявляются противоречивые требования.
    • Межличностный — самый распространенный тип конфликтов, это психологическое столкновение людей с разными  взглядами, темпераментом, ценностями.

    В свою очередь межличностные конфликты  делятся на горизонтальные (конфликты  между сотрудниками одного уровня) и вертикальные — между руководителем и подчиненным. |

    • Конфликт между личностью и группой  возникает чаще всего тогда, когда  личность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.

    • Межгрупповые конфликты. Каждая организация  состоит из множества групп (формальных и неформальных), поэтому это прежде всего конфликты между формальными группами, между организацией и неформальными группами.

    По  скорости протекания конфликты делятся  на быстротечные и затяжные. Быстротечные в свою очередь могут быть остродинамичными (опасными для жизни) и динамичными (опасными для здоровья). Затяжные конфликты делятся на остростатичные (опасные для психологического состояния) и статичные (снижающие активность личности).

    Теория  и практика менеджмента предлагает множество способов разрешения конфликтов. В любом конфликте необходимо четко выделять стратегию и тактику разрешения конфликтов. Стратегия определяется содержанием самого конфликта и его восприятием.

    В стратегии разрешения конфликтов можно  выделить следующие моменты:

    • уклонение от конфликта. Уклонение желательно, если цель не очень важная;

    • доминирование — когда цель важна, первостепенна;

    • капитулянство — когда отношения  в коллективе важнее целей соперников.

    В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:

    • поддержание статуса-кво — такая тактика может применяться для выигрыша времени, это тактика союзников, тактика Н накапливания информации;

    • доминирование — такая тактика  может применяться при необходимости  быстрого реагирования, когда нет  времени для дискуссий, когда руководитель уверен, что ничего дельного предложить уже не могут, когда руководитель свою точку зрения считает единственно правильной;

    • компромисс может применяться в  случаях, когда обе стороны убеждены, что сближение возможно. Компромисс может быть достигнут путем: взаимных уступок (когда обе стороны ощущают свою выгоду), уступок по незначительным вопросам, сотрудничества (когда конфликтующие стороны желают мирного исхода).

    Методы  и способы разрешения конфликтов разнообразен от бесед, просьб, убеждений, разъяснений до силового разрешения (подавление, перевод, разъединение, приказ, решение суда и т.д.).

    Главная задача менеджера в том, чтобы  уметь «войти» в конфликт и  разрешить его, используя разные методы.

    Стрессы. Наряду с конфликтом важную роль в деятельности работников играют стрессы.

    Стресс (англ, stress — «туго натянуть») —  давление, напряжение. Это состояние  напряжения, которое возникает у  личности под влиянием сильных воздействий. Стрессы — обязательный компонент  человеческой деятельности.

    В зависимости от вида и характера стрессы бывают: физиологические, когда происходит накопление критической массы усталости от стрессовых ситуаций — «синдром хронической усталости», результат физического стресса — язва, астма, боли сердца и т.д., и психологические стрессы. Психологические в свою очередь делятся на информационные и эмоциональные.

    Информационные  стрессы возникают в ситуации информационных перегрузок, когда человек (личность) не справляете задачами, не успевает принимать решения и  т. д.

    Эмоциональные стрессы появляются в ситуациях утро!  опасности, обиды.

    Стресс  может оказывать как положительное  влияние, тая  отрицательное. Положительное  влияние стресса состоит в  те  что он способствует мобилизации  усилий человека для выполнения работы.

    Поскольку стрессы неизбежны в жизни, менеджер должен научиться управлять ими. Есть два подхода к стрессам:

    - внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов. Для этого надо оценивать способности,  потребности, склонности работников, четко определять зону полномочий и ответственности, использовать двустороннюю коммуникацию и т.д.;

    - принимать конкретные меры индивидуального  характера разрабатывать программы  по нейтрализации стрессов  (медитация,  расслабление, психоанализ, диета,  тренинг и т.д.).

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"