Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 01:42, реферат
Проектирование — это последовательное продумывание и описание того, каким должно быть что-либо. Проектирование входит в логическую цепочку работы над проектом:
Определение проектной идеи
Разработка и описание идеи — проектирование
Реализация
волюция проектирования. Проектирование в технике |
Литература
о проектировании и его методах
начала появляться в промышленно развитых
странах в 50–60–х годах XIX века. До этого
времени было общепринято, что проектирование
– это то, чем занимаются архитекторы,
инженеры, художники–прикладники и т.д.,
когда создают чертежи для своих клиентов
и для целей производства. Теперь положение
изменилось. Наряду с традиционными методами
появилось множество новых.
Что такое проектирование? Существует множество определений. Приведем лишь те, в которых упоминаются его основные характеристики. Проектирование – это процесс, который кладет начало изменениям в искусственной среде. Техническое конструирование – это использование научных принципов, технической информации и воображения для определения механической структуры машины или системы, предназначенной для выполнения заранее заданных функций с наибольшей экономичностью и эффективность Проектирование – это вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего. Проектирование – это творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое, чего ранее не существовало. Цель проектирования – положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Что такое проектирование:
искусство или наука? Проектирование
– это сложный вид Деятели науки и искусства имеют дело с физическим миром (реальным или символическим) в том виде, в котором он существует в настоящее время. В математике оперируют с абстрактными отношениями, не зависящими от календарного времени. Проектировщики же всегда вынуждены считать реальным то, что существует лишь в воображаемом будущем и искать пути претворения в жизни предвидимых объектов. Цель ученого – точно описать и объяснить наблюдаемые явления. Его главная методика – тщательно поставленный эксперимент, призванный опровергнуть гипотезу, доказав истинность обратного утверждения. Цель художника – в обработке материала, существующего одновременно с его деятельностью. Он действует в реальном времени, в полной мере используя высокоразвитую способность своей нервной системы остро реагировать на интуитивно схваченную картину реального мира. Математик рассматривает не физический мир, а мир отношений, точный и вневременной. Он ставит задачу и логическим путем ищет ее решение. Проектировщик,
прежде чем предсказать будущее,
должен в достаточной мере знать
настоящее и для этого должен
обладать качествами ученого: умением
поставить эксперимент и Метод математика,
выражающего исходные предположения
через абстрактные символы, а
затем манипулирующего этими
символами, пока не будет получено решение,
годится для проектировщика лишь на том
этапе, когда задача стабилизировалась,
когда для того, чтобы разрешить противоречие
между целью и средством, уже не требуется
изменять исходные посылки. Таким образом,
деятельность проектировщика синтезирует
разные подходы, являясь сложной по структуре
и междисциплинарной по содержанию. Сущность и особенности инженерного проектирования.Проектирование
как особый вид инженерной деятельности
формируется в начале XX века и
связано первоначально с В инженерном проектировании
различают "внутреннее" и "внешнее"
проектирование. Первое связано с
созданием рабочих чертежей (технического
и рабочего проектов), которые служат
основными документами для Русло инженерного проектирования ныне в гораздо большей степени задается не собственно естественнонаучными законами, а экономическими, экологическими, культурными, политическими реалиями. В связи с этим инженерное проектирование должно основываться на следующих посылках: 1) теоретическое
естествознание следует 2) фундаментальное знание – это, прежде всего, социально–культурное (куда входит и математическое, и естественнонаучное знание, но понятие как культурное развитие человечества). 3) инженерное
проектирование это в первую
очередь проектирование 4) технический объект должен вести себя по законам той системы, элементом которой он выступает, т.е. по законам социума. Анализ современных
методов проектирования (принятых в
основном в научно–технической практике)
и приемов конструктивного Если рассматривать весь цикл инженерного проектирования с момента зарождения идеи до массового производства (инновационный цикл), то можно заметить сокращение доли материальных факторов. До 2/3 всех работ и затрат приходится на организационную деятельность; обсуждение проблем, знакомство с литературой, подготовку документации, инструкций и т.д. Причем, чем сложнее продукт, тем выше удельный вес организационно–коммуникативной компоненты деятельности по сравнению с материальными компонентами. Для современного производства характерна постоянная замена номенклатуры выпускаемых изделий. Срок их жизни все более сокращается. При этом, критерием замены, как правило, выступает не техническая целесообразность, а соображения экономического, политического плана. (В маркетинге известно, что большая часть предпочтений в сфере потребления осуществляется из соображений престижа, моды и т.д.). Соответственно при проектировании новых изделий необходимо учитывать условия и ограничения со стороны экономики, права, экологии, культурных традиций и прочие. Практически, «технически возможное» является последним фактором при принятии решения о производстве. В литературе признается, что в роли важных ограничений выступают ограничения культурные (так называемый «культурный лаг»). В эпоху индустриального развития ведущим был критерий технически возможного (целесообразного). Положение дел меняется в силу принципиально возрастающей сложности социальной жизни, появления новых элементов и иерархических ступеней. Профессия инженера
появилась для решения новых
нестандартных классов задач, которые
требуют предварительного расчета,
проектирования. Сама эта профессия
возникла в оппозиции к традиционному
мастерству (мастеру–ремесленнику, который
был искусен в решении Массовое промышленное производство низвело расчетные задачи на уровень стандартного набора операций и приемов. В условиях массового стандартизированного производства практически не осталось места для старого ремесленника–мастера. Это место занял инженер. Теперь от него требовалось мастерское владение стандартными приемами инженерной деятельности. Рациональная изобретательность как дух инженерной профессии не то чтобы совсем исчез, но оказался на периферии профессии. Образование отреагировало на это изменение усилением внимания на прикладные аспекты фундаментальных наук: решение типовых задач не требует знания фундаментальных законов, доказательства теорем и формул. Кризис индустриального производства – это кризис массового стандартизированного производства. Он меняет характер задач инженера. Системы автоматизированного проектирования делают ненужными использование специалиста с высшим образованием для решения типовых расчетных задач. Инженер опять, как и на заре становления профессии должен уметь применять накопленное культурное знание для решения нестандартных задач. Какой же должна стать система подготовки инженера? Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть, как решает сегодня профессиональные задачи выдающийся специалист–творец в своей области. Для системы знаний и умений такого специалиста характерна одна особенность: завершенность. Завершенность в системном понимании на уровне: фактологическом, теоретическом, рефлексивном. Фактологический уровень связан со знанием и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии, теоретический – со знанием принципов функционирования объекта, рефлексивный – со знанием происхождения этих принципов, владением методологией познания и конструирования. Рефлексивный
уровень знания по отношению к
теоретическому выполняет такую
же функцию, как теоретический к
фактологическому (эмпирическому). Каждый
из них синтезирует и В конечном счете, достаточно развитый рефлексивный срез знания позволяет человеку сориентироваться в своей профессии. Этим качеством творец отличается от исполнителя. Известная способность
науки расширять границы Если раньше инженерные задачи в своей массе достаточно далеко отстояли от границ непознанного, базировались на твердо установленных конструктивных принципах, то инновационная стратегия современного производства передвинула эти задачи непосредственно к границе незнаемого (к проблемной области). На этой границе специалисту, подготовленному к решению типовых задач, как инженеру делать нечего, его функции низводятся до функции техника–исполнителя, а фундаментальное знание оказывается невостребованным. Инженерное проектирование отличают от инженерного конструирования. Для проектной деятельности инженера исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов, вызванная либо «разрывами» в практике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностями развивающейся социальной практики. Продукт проектной деятельности, в отличие от конструкторской, выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов, моделей в памяти компьютера и т.д. Результат конструкторской деятельности должен быть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно–технические характеристики проектируемой технической системы. Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привело в последнее время к необходимости се теоретического описания: во–первых, в целях обучения и передачи опыта и, во–вторых, для осуществления автоматизации самого процесса проектирования и конструирования технических систем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и его обособление в самостоятельную область деятельности во второй половине XX века привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированного на приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданию относительно простых технических систем. Результатом этого кризиса было формирование системотехнической деятельности, направленной на создание сложных технических систем. Во второй половине XX века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко–машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Для организации такой деятельности требуются особые специалисты – инженеры–системотехники. Системотехническая деятельность рассматривается как процесс синтеза функциональной модели системы и затем ее преобразования в структурную модель (или ее реализации). Каждый этап связывается с определенными средствами символического и графического представления системы. Функциональная модель воспроизводит протекание в реальной системе субстанции (вещества, энергии или информации), т.е. преобразует входную субстанцию в выходную адекватно функционированию реальной технической системы. В качестве функциональных моделей могут быть использованы, например, алгебраические модели. При членении системотехнической деятельности в соответствии со структурой технической системы обычно выделяются следующие ее этапы: макропроектирование (внешнее проектирование); микропроектирование (внутреннее проектирование); проектирование окружающей среды; разбивка системы на подсистемы; проектирование подсистем; изучение их взаимодействий; интеграция системы. Второй способ описания системотехнической деятельности заключается в выделении в ней последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи действий или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность распадается на 6 фаз: подготовка технического задания; разработка эскизного проекта; изготовление; внедрение; эксплуатация; оценка. Иногда добавляется еще одна фаза – ликвидация. На каждой фазе выполняется одна и та же последовательность обобщенных операций: анализ проблемной ситуации; синтез решений; оценка и выбор альтернатив; моделирование; корректировка и реализация решения |
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоречивым, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь бурное развитие техники, а без философского и социального осмысления техники современные философские исследования были бы не полными.
Существует огромная
исследовательская область
Обособление проектирования
и проникновение его в смежные
области, связанные с решением сложных
социотехнических проблем, привело
к кризису традиционного
1. Понятия
"философия техники", "техника",
"проектирование".
Техника в ХХ веке становится предметом изучения разнообразных дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. В силу проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития. Т.е. техника стала предметом специального анализа и исследования, что привело к возникновению самостоятельной дисциплины философии техники. Впервые термин "философия техники" был введен в русский лексикон инженером – теоретиком Петром Клементьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века [3].
Философия техники исследует:
1) Феномен техники в целом;
2) Место в общественном развитии;
3) Широкую историческую перспективу техники.
Термином "техника" с объективной точки зрения обозначают совокупность материальных средств, создаваемых человеком для облегчения и повышения продуктивности человеческой деятельности. Т.е. техника представляет собой мир орудий, машин и автоматов, созданных человеком и человека обслуживающих. В данном случае под понятием "техника" понимаются "технические объекты", которые являются результатом материального производства и служат удовлетворению различных человеческих (общественных) потребностей, подчеркивая только объектные аспекты техники [2].
С субъективной стороны "техника" – совокупность знаний, опыта, способность создавать или организовывать некоторую деятельность, необходимую для создания технических объектов и способов их использования [2]. Субъективные аспекты техники связаны с рабочей деятельностью человека, для которой характерно, что ожидаемый результат этой деятельности создается, прежде всего, идеально, в виде представления, плана, проекта и затем в реальном виде.
Из диалектического единства обеих сторон техники следует, что с помощью техники человек преобразовывает не только объективный мир для более эффективного использования, но и самого себя, расширяя свои способности, знания, повышая уровень своих знаний объективной реальности. Отсюда вытекает понятие "проектирования" как целенаправленной деятельности, целью которой является формулировка и моделирование представления:
- о будущей деятельности (производственной или непроизводственной), предназначенной для удовлетворения
- о бщественных и личных потребностей;
- о будущем конечном результате;
- o будущих последствиях, которые возникают в результате cоздания и функционирования ее продукта [1].
Т.о. проектирование является необходимой составной частью технико-экономического и материального развития общества, т. к. оно заранее определяет цели достижения определенных народнохозяйственных результатов. Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением социотехнических проблем, привело к развитию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций. В соответствии с этим рассматриваются три основных раздела проектирования:
2. Инженерное
проектирование
Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников, необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, ее предварительном исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее" проектирование [2]. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического и рабочего проектов), которые служат основными документами для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов, чертежей, таблиц и т.д. Результатом конструкторской деятельности является опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы [2].
В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов управления и принятия решения [2]. Процесс принятия решения базируется на теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т. д.
Следующая тенденция тесно связана с проблемой инновации, с проблемами научных и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть куновское исследование структуры научных революций и анализ функций парадигмы в развитии научного мышления [1]. Данные тенденции не проявляются в процессе проектирования обособленно, а являются результатом деятельности междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы выдвигает специальные требования к характеру синтеза различных научных и инженерных дисциплин, разных критериальных систем.
Для современной проектировочной деятельности характерны следующие тенденции:
3. Системное
проектирование.
Системное проектирование включает в себя 3 основных раздела:
3.1. Этапы разработки системы.
Этапы разработки
системы разделяются в