Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:41, дипломная работа
Любая организация существует для достижения поставленных целей. В сегодняшних условиях, чтобы достичь поставленных целей и быть успешной организации необходимо понимать насколько эффективно работает каждое из подразделений. Особенно это актуально для крупных предприятий, где присутствуют как центры дохода, так и центры затрат. Если деятельность центров дохода оценить достаточно просто, например по объему выручки или продаж, деятельность производственных подразделений тоже оценить не сложно их оценивают в основном по объему выпуска, то работу центров затрат, таких как экономическая служба или отдел кадров оценить гораздо сложнее, поскольку деятельность данных подразделений направлена на обеспечение основного процесса и отсутствует прямая зависимость от объема выпуска или продаж.
Введение 3
1. Теоретические основы системы оценки и мотивации персонала на базе KPI 4
1.1 Оценка персонала 4
1.2 Система KPI 11
1.3 Методы исследований 18
2. Характеристика организации ООО «КраМЗ» 27
2.1 Структура и функции подразделений 32
2.2 Экономическая характеристика 36
2.3 Организационная диагностика 39
2.4 Анализ документов 44
3. Разработка системы KPI 50
3.1 Разработка показателей для финансовой дирекции 50
3.2 Проект внедрения системы KPI 66
Заключение 70
Литература 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 92
ПРИЛОЖЕНИЕ М 93
ПРИЛОЖЕНИЕ П 95
ПРИЛОЖЕНИЕ С 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 101
ПРИЛОЖЕНИЕ У 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Х 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш 109
Рисунок 23 –
Система показателей
Специалист цеха - ведение планово экономической деятельноти подразделения. Цель – повышение эффективности деятельности подразделения, показатель – маржинальный доход, рассчитывается ежемесячно, сравнивается с планом. Веса показателей представлены в таблице 20.
Таблица 20 – Показатели специалиста планово-бюджетного отдела
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Снижение затрат времени на анализ, расчеты, планирование и составление отчетности |
Задержка в расчетах |
35 |
Снижение количества ошибок при проведении анализа, расчетах и составлении отчетности |
Количество ошибок |
20 |
Повышение эффективности деятельности подразделения |
Маржинальный доход |
45 |
Специалист
– ведение планово-
Таблица 21 – Показатели специалиста планово-бюджетного отдела
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Снижение затрат времени на анализ, расчеты, планирование и составление отчетности |
Задержка в расчетах |
30 |
Снижение количества ошибок при проведении анализа, расчетах и составлении отчетности |
Количество ошибок |
20 |
Повышение эффективности деятельности предприятия |
Выручка |
50 |
Специалист
– ведение планово-
1. Повышение эффективности деятельности предприятия, показатель - выручка, рассчитывается ежемесячно, сравнивается с планом.
2. Своевременное
предоставление статистической
отчетности, показатель – штрафы
со стороны гос.органов,
Таблица 22 – Показатели специалиста планово-бюджетного отдела
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Снижение затрат времени на анализ, расчеты, планирование и составление отчетности |
Задержка в расчетах |
15 |
Снижение количества ошибок при проведении анализа, расчетах и составлении отчетности |
Количество ошибок |
20 |
Своевременное предоставление статистической отчетности |
Сумма штрафов со стороны гос.органов |
30 |
Повышение эффективности деятельности предприятия |
Выручка |
35 |
Менеджер – ведение инвестиционной деятельности, цель – Обеспечение эффективности инвестиционных вложений, показатели:
1. Освоение капитальных вложений, показывает насколько текущая деятельность соответствует плану, рассчитывается ежемесячно, сравнивается с планом.
Таблица 23 – Показатели менеджера планово-бюджетного отдела
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Снижение количества ошибок при проведении анализа, расчетах и составлении отчетности |
Количество ошибок |
15 |
Своевременное предоставление статистической отчетности |
Сумма штрафов со стороны гос.органов |
25 |
Обеспечение эффективности инвестиционных вложений |
Освоение капитальных вложений |
10 |
NPV |
30 | |
IRR |
20 |
2. NPV – показатель эффективности инвестиционной деятельности рассчитывается для каждого проекта.
3. IRR – показатель эффективности проектной деятельности, рассчитывается для каждого проекта, сравнивается со средневзвешенной стоимостью инвестируемых ресурсов.
Веса показателей представлены в таблице 23.
Таблица 24 – Показатели менеджера планово-бюджетного отдела
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Снижение затрат времени на анализ, расчеты, планирование и составление отчетности |
Задержка в расчетах |
20 |
Снижение количества ошибок при проведении анализа, расчетах и составлении отчетности |
Количество ошибок |
15 |
Повышение эффективности деятельности предприятия |
Выручка |
30 |
Рентабельность продукции |
35 |
Менеджер – расчет себестоимости продукции и ценообразование, цель – повышение эффективности деятельности предприятия, показатели - выручка и рентабельность продукции, рассчитываются ежемесячно, сравниваются с планом. Веса показателей представлены в таблице 24.
Рисунок 24 –
Система показателей планово-
Начальник – управление планово-экономической деятельностью, цель – повышение эффективности деятельности предприятия, показатели - выручка, IRR, Коэффициент ресурсоотдачи. Все показатели кроме коэффициента ресурсоотдачи рассчитываются ежемесячно, выручка сравнивается с планом, IRR сравнивается со средневзвешенной нормой ресурсов, коэффициент ресурсоотдачи рассчитывается раз в год по данным бухгалтерского учета и сравнивается с предыдущим периодом. Формула расчета:
Коэффициент ресурсоотдачи = Выручка/ср. стоимость активов (1.10)
Веса показателей представлены в таблице 25.
Система показателей планово – бюджетного отдела представлена на рисунке 24 .
Таблица 25 – Показатели начальника планово-бюджетного отдела
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Снижение затрат времени на анализ, расчеты, планирование и составление отчетности |
Задержка в расчетах |
10 |
Снижение количества ошибок при проведении анализа, расчетах и составлении отчетности |
Количество ошибок |
15 |
Повышение эффективности деятельности предприятия |
Выручка |
30 |
IRR |
20 | |
Коэффициент ресурсоотдачи |
25 |
Способ расчета показателей представленных в ПРИЛОЖЕНИИ смотри ПРИЛОЖЕНИЕ. Большинство показателей рассчитывается по данным форм управленческого учета и сравниваются с плановыми. Для других показателей предусмотрены нормативы, которые устанавливаются на основе статистики компании отделом труда и заработной платы.
Премия на основе KPI будет рассчитываться по формуле:
Премия = Оклад + % от оклада * (KPI1+KPI2+KPI3)
Оклад устанавливается на основе грейда работника.
Для того чтобы система KPI имела мотивирующий эффект, необходимо изменить соотношение премиальной части и оклада, рекомендуемое для данной ситуации соотношение: 60% - оклад, 40%- премия.
Прежде чем внедрять новую систему оценки деятельности необходимо понять, не возникнет ли такого же недовольства среди сотрудников как при использовании старой системы для этого необходимо провести пилотаж показателей новой системы оценки и выяснить отношение к ним со стороны работников.
Проблема: неясность, какая из систем оценки существующая или система KPI больше удовлетворяет сотрудников.
Вопрос: какая из систем больше удовлетворяет сотрудников?
Цель: Определить какая система больше удовлетворяет сотрудников.
Задачи:
Предмет исследования – отношение к системе оценки.
Объект – работники.
Для проведения исследования мною была разработана анкета – ПРИЛОЖЕНИЕ С, поскольку для каждого из отделов показатели индивидуальны и зависят от функций выполняемых работниками отдела, то анкеты для сотрудников различных отделов отличаются показателями, описанными в вопросе 6. Показатели для каждого отдела представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Т.
В исследовании приняли участие 37 человек, результаты опроса представлены в ПРИЛОЖЕНИИ У.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы, относительно существующей системы оценки:
Рисунок 25 – Пример отношения к существующей системе
Предложенные показатели оценки деятельности работника, были восприняты положительно:
Работники подтвердили, что разработанные показатели связаны с целями подразделения и отражают их функциональные обязанности. Это подтверждается опросом, по всем отделам более 80% сотрудников согласны с этим утверждением.
Рисунок 26 – Пример отношения к новым показателям
Кроме этого респонденты так же отметили, что показатели KPI в большей степени связаны с целями подразделения - подтвердило 57% опрошенных, а 27% утверждает, что с целями больше связана существующая система. С тем, что предложенные показатели справедливо оценивает выполнение функциональных обязанностей согласны 92% опрошенных. Показатели способны оценить все результаты деятельности работника – подтверждают 73% опрошенных, при этом 68% считает, что вознаграждение на основе этих показателей будет адекватным, а 54% - что показатели будут мотивировать. По мнению 57% работников оценка на основе KPI более проста и понятна, при этом для 41% опрошенных более понятна существующая система.
Вывод: показатели системы вознаграждения были восприняты работниками положительно, несмотря на то, что некоторые имеют сомнения по тому как данная система будет работать.
Внедрение системы KPI - это изменение системы оценки и мотивации персонала, чтобы успешно внедрить новую систему оценки, необходим комплексный подход, а это значит, что внедрять показатели оценки надо одновременно во всех управленческих службах.
Внедрение системы KPI является типичной проектной деятельностью, об этом можно судить по следующим признакам.
1. Прежде всего, потому, что организация сталкивается с такой задачей впервые – несмотря на то, что в организации прежде существовала система оценки персонала, но она была построена на других принципах.
2. Можно также
заявить, что данная система
является инновационной
3. Данная задача
имеет междисциплинарный
4. Задача является
комплексной – она охватывает
несколько дисциплин, а также
все уровни управления от
5. Во внедрении
проекта задействованы
6. Для работой
над внедрением системы должны
быть специально выделены
7. Успех в
данном случае в большей
8. Потребуются совещания и рабочие заседания для всех задействованных лиц, для того чтобы все работники адекватно восприняли новую систему оценки необходимо, перед внедрением показателей провести работу с заинтересованными лицами, которая будет заключаться в разъяснении сотрудникам и линейным руководителям принципов работы новой системы, а также выгоды получаемой ими в результате внедрения.
9. Как и в
любом проекте необходима