Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 06:41, дипломная работа
Любая организация существует для достижения поставленных целей. В сегодняшних условиях, чтобы достичь поставленных целей и быть успешной организации необходимо понимать насколько эффективно работает каждое из подразделений. Особенно это актуально для крупных предприятий, где присутствуют как центры дохода, так и центры затрат. Если деятельность центров дохода оценить достаточно просто, например по объему выручки или продаж, деятельность производственных подразделений тоже оценить не сложно их оценивают в основном по объему выпуска, то работу центров затрат, таких как экономическая служба или отдел кадров оценить гораздо сложнее, поскольку деятельность данных подразделений направлена на обеспечение основного процесса и отсутствует прямая зависимость от объема выпуска или продаж.
Введение 3
1. Теоретические основы системы оценки и мотивации персонала на базе KPI 4
1.1 Оценка персонала 4
1.2 Система KPI 11
1.3 Методы исследований 18
2. Характеристика организации ООО «КраМЗ» 27
2.1 Структура и функции подразделений 32
2.2 Экономическая характеристика 36
2.3 Организационная диагностика 39
2.4 Анализ документов 44
3. Разработка системы KPI 50
3.1 Разработка показателей для финансовой дирекции 50
3.2 Проект внедрения системы KPI 66
Заключение 70
Литература 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 92
ПРИЛОЖЕНИЕ М 93
ПРИЛОЖЕНИЕ П 95
ПРИЛОЖЕНИЕ С 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Т 101
ПРИЛОЖЕНИЕ У 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Ф 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Х 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Ц 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Ш 109
формируется Индивидуальный план развития.
При ежегодной оценке сотрудником заполняются:
Оценка эффективности работы сотрудника выполняется по Форме А. (ПРИЛОЖЕНИЕ П)
Планирование целей на следующий год выполняется по Форме Б. (ПРИЛОЖЕНИЕ П)
Из анализа документов можно сделать следующие выводы:
Проблемы:
Обоснование внедрения системы KPI.
В сложившейся ситуации в компании имеются все предпосылки для внедрения показателей KPI. С одной стороны это недовольство сотрудников сегодняшней ситуацией, а с другой стороны это система постановки целей и оценки по целям, а также система грейдов. На основе выделенных проблем можно сделать вывод, имеющуюся систему оценки необходимо дополнить показателями KPI, которые позволят решить проблемы связанные с мотивацией и оценкой деятельности.
Также надо учитывать бизнес-процессы в исследуемых подразделениях. Подразделения финансовой дирекции занимаются экономическим и управленческим учетом, поэтому существуют сложности, во-первых с постановкой целей для многих рабочих мест, во–вторых трудно определить конечный результат. Так как экономический и управленческий учет это обеспечивающие бизнес процессы и главной задачей данных подразделений является обеспечение согласованной работы производственных подразделений, а также своевременное предоставления информации для принятия управленческих решений. Кроме того деятельность большинства сотрудников не является проектной поэтому оценивать их по выполнению проектов нельзя.
Существующая шкала оценки позволяет оценить деятельность сотрудников, но также может породить недовольство оценкой так как, вопрос оценки является вопросом деликатным, а тем более, если оценка связана с последующем вознаграждением она должна быть предельно точной. В существующей системе рейтинг не имеет точных ограничений, например В-высокоэффективно – все цели достигнуты и некоторые перевыполнены (результаты превосходят ожидания), возникает вопрос некоторые – это сколько? И как измерить перевыполнена ли цель? Кроме того в системе нет четкого разграничения например при выставлении А и В, если сравнить пример приведенный выше с А-исключительно – результаты работы значительно превышают установленный стандарт, все цели достигнуты и большинство перевыполнено (результаты существенно превышают ожидания), то можно увидеть, что нет четкой границы между этими показателями. Видимо определение разницы между этими двумя показателями остается на усмотрение руководителя. Тем более перевыполнение целевых установок трудно определить в обеспечивающих подразделениях, так как это не производство или продажи, где можно больше произвести или продать, а их деятельность в основном зависит от работы других подразделений компании. Как правило, там можно оценивать выполнение функциональных обязанностей, но не понятно что тогда будет для данного подразделения перевыполнением.
Но как уже говорилось выше, что оценка деятельности должна быть предельно точной, так как иначе полученное вознаграждение будет расцениваться работником как несправедливое. Тут надо учитывать что при заполнении данной формы большинство сотрудников будет стремиться завышать оценку своей работы, с целью получить большее вознаграждение, конечно эффект будет от этого будет снижен тем, после заполнения формы, оценка ее заполнения просматривается руководителем и руководитель может дать другую оценку, но здесь может сыграть такой фактор, как взаимоотношения руководителя с подчиненным, поэтому введения показателя оценки позволит во-первых снизить влияние этих факторов, во-вторых упростит задачу руководителя связанную с решением о премировании работников, также данный инструмент позволит руководителю легко объяснить работнику причину выплаты данного размера вознаграждения, система оценки и вознаграждения станет более прозрачной, потому что будет в меньшей степени зависеть от мнения конкретного человека, а в большей от объективного показателя. При этом если показатели будут одинаковыми, для работников выполняющих одинаковые функции, то полученное вознаграждение будет считаться справедливым.
Кроме этого показатели помогут связать оценку и ежедневную деятельность, если годовые показатели разбить на квартальные или месячные, это позволит повысить мотивацию в течении всего периода, а не только в последней четверти года.
Исходя из
определения системы, как
Для разработки системы показателей необходимо рассмотреть функциональные обязанности работников подразделения, а также цели подразделений.
Рассмотрим цели, функции и показатели для службы главного бухгалтера. Для данного подразделения можно выделить две цели, характерные для всех сотрудников:
Начнем с группы по учету внешнеэкономической деятельности и налогообложению.
Специалист 1, основная функция – учет внешнеэкономической деятельности, показатели оценки: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, оценка происходит раз в месяц, вес показателей представлен в таблице 11.
Таблица 11 – Показатели специалистов 1,3,4,6,8,9,10,11,12 и менеджеров 4,5 службы главного бухгалтера
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Повышение зависимости
между вознаграждением и |
Превышение нормы по проводкам |
20 |
Снижение количества ошибок при выставлении бухгалтерских проводок и составлении отчетности |
Количество некорректных счетов |
55 |
Количество ошибок |
25 |
Специалист 2, ключевая функция – ведение налогового учета, показатели: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, сумма штрафов со стороны налоговой инспекции. Оценка показателей производится раз в месяц, кроме суммы штрафов – данный показатель оценивается раз в квартал, для расчета премии берется квартальный оклад. Вес показателей представлен в таблице.
Менеджер 1, ключевая функция – ведение внешнеэкономической деятельности и налогообложения. Показатели оценки: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, сумма штрафов со стороны налоговой инспекции. Оценка показателей производится раз в месяц, кроме суммы штрафов – данный показатель оценивается раз в квартал, для расчета премии берется квартальный оклад. Вес показателей представлен в таблице.
Таблица 12 – Показатели специалиста 2 и менеджеров 1,2 службы главного бухгалтера
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Повышение зависимости между вознаграждением и затратами труда |
Превышение нормы по проводкам |
15 |
Снижение количества ошибок при выставлении бухгалтерских проводок и составлении отчетности |
Количество некорректных счетов |
35 |
Количество ошибок |
10 | |
Сумма штрафов со стороны налоговой инспекции |
40 |
Далее рассмотрим группу по расчетам с персоналом.
Специалист 3 – ключевая функция расчеты с персоналом, деятельность оценивается по следующим показателям: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 11.
Менеджер 2 – ключевая функция, расчеты с персоналом. Показатели оценки деятельности: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, сумма штрафов со стороны налоговой инспекции. Оценка показателей производится раз в месяц, кроме суммы штрафов – данный показатель оценивается раз в квартал, для расчета премии берется квартальный оклад. Вес показателей представлен в таблице 12.
Рассмотрим группу учета внеоборотных активов МПЗ и товаров.
Специалист 4, основная функция – отражение расчетов с поставщиками, показатели оценки: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 11.
Специалист 5, ключевая функция – отражение в учете отпуска МПЗ в производство. Помимо двух целей представленных выше имеет дополнительную цель – своевременное предоставление статистической отчетности государственным органам. Показатели: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, сумма штрафов со стороны государственных органов. Оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 13.
Таблица 13 – Показатели специалиста 5 и менеджера 3 службы главного бухгалтера
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Повышение зависимости
между вознаграждением и |
Превышение нормы по проводкам |
15 |
Снижение количества ошибок при выставлении бухгалтерских проводок и составлении отчетности |
Количество некорректных счетов |
35 |
Количество ошибок |
10 | |
Обеспечить своевременное предоставление статистической отчетности в гос. органы |
Сумма штрафов со стороны гос. органов |
40 |
Специалист 6, основная функция – отражение в учете выпуска товаров, показатели оценки: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 11.
Специалист 7, основная функция - отражение в учете поступления и отпуска материалов в производство, показатели: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 14.
Таблица 14 – Показатели специалиста 7
Цель |
Показатель |
Вес, % |
Повышение зависимости
между вознаграждением и |
Превышение нормы по проводкам |
40 |
Снижение количества ошибок при выставлении бухгалтерских проводок и составлении отчетности |
Количество некорректных счетов |
60 |
Менеджер 3, ключевая функция – отражение в учете наличия и движения внеоборотных активов. Помимо двух целей представленных выше имеет дополнительную цель – своевременное предоставление статистической отчетности государственным органам. Показатели оценки деятельности: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, сумма штрафов со стороны государственных органов. Оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 13.
Рассмотрим группу по учету денежных средств и прочих расчетов, группа состоит из двух специалистов и менеджера. Специалист 8 – ведение учета транспортных расходов. Специалист 9 – учет денежных средств в кассе и прочие расчеты с персоналом. Менеджер 4 – ведение учета долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, долгосрочных и краткосрочны заемных средств, движение денежных средств на расчетном и валютном счетах предоставление электроэнергии сторонним организациям. Показатели оценки для всех вышеперечисленных должностей: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 11.
Рассмотрим группу по учету затрат на производство и составление отчетности службы главного бухгалтера. Группа состоит из трех специалистов и менеджера. Рассмотрим их ключевые функции. Специалист 10 – отражение в учете операций по реализации. Специалист 11 – отражение в учете операций по закупке. Специалист 12 – отражение в учете затрат на персонал. Менеджер группы 5 – отражение в учете распределения электроэнергии, амортизации, акты по браку, общепроизводственные расходы, оценка и отражение незавершенного производства, определение себестоимости и финансового результата. Показатели оценки для всех вышеперечисленных должностей: превышение нормы по проводкам, количество некорректных счетов, количество ошибок, оценка показателей происходит ежемесячно, вес показателей представлен в таблице 11.