Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

    В настоящее время возросла потребность в педагоге, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.

   В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

   Ю.К. Бабанский дает следующее определение методической работы:

Методическая  работа в образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога (включая и мотивы по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников [5].

     Из этого определения методической работы в образовательном учреждении следует, что ее прямой, непосредственной целью является рост уровня педагогического мастерства педагога и всего коллектива образовательного учреждения.

     Ю.К. Бабанский подчеркивает, что самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их педмастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [5].  Автор считает, что поскольку методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, вполне правомерно также рассматривать методическую работу как важный фактор повышения педагогического мастерства педагогов.

   Ценность этого фактора управления состоит в том, что он работает не на уровне сиюминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов - человеческого фактора.

     М.М. Поташник рассматривает методическую работу, прежде всего как составную часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации [53].

       Организация методической работы в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и педагогического  мастерства каждого учителя (М.М. Поташник).

    В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова дается следующее толкование понятия «организация методической работы» - это часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

   Цели методической работы - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общепедагогической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта [16].

  Основные задачи методической работы [26]:

-  Обеспечение  оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.

-  Систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.

- Стимулирование  и развитие творческого исследовательского  подхода к учебно-воспитательному  процессу, обеспечение постоянного  роста профессионального мастерства  через коллективную и индивидуальную деятельность.

- Выявление,  обобщение и распространение  передового педагогического опыта  в учебном заведении.

- Организационно-методическое  обеспечение аттестации педагогических  кадров.

Содержание  методической работы обусловлено:

- Законом  РФ, нормативными документами, инструкциями, приказами МО РФ, комитета по образованию, рекомендациями, программами развития ОУ.

- Результатами  состояния образовательного процесса, уровнем обученности, воспитанности  и развития учащихся данного  ОУ.

- Базисным  учебным планом, образовательными  стандартами, наличием вариативных учебников и учебных пособий, авторскими программами.  Знаниями по психологии, педагогике, методике, управлению.

  - Освоением  инноваций, программ ОЭР. 

-  Наличием  профессиональных интересов и запросов педагогов.

  Принципы, лежащие в основе обновления методической работы:

1. Недопустимость  сведения МР к работе по  частным методикам.

2. Отказ  от оценки МР только по показателю  процесса и переход к критериям  оценки конечного результата (профессионализм учителя; качество знаний, умений учащихся, уровень индивидуального развития учащихся).

3. Диагностическая  основа целей содержания и  форм МР.

4. Использование  новых и модернизация традиционных  форм и методов организации  МР.

5. Перенос акцента в содержании методической работы на развитие интеллекта, культуры, в т.ч. духовной, кругозора, системности мышления учителя.

6. Последовательное  развитие МР: от коллективных  форм к самообразованию, от  принудительно-обязательного участия  в методической работе к добровольному.

7. Выбор  оптимальной для своей школы  структуры МР.

8. Ориентация  МР на развитие образовательного  учреждения.

9. Принцип  сравнительного педагогического  анализа, позволяющий определить

место авторской педагогической идеи в  общем педагогическом процессе.

10. Принцип  содержательной индивидуализации  и личностной персонализации, выражающейся  в создании условий для реализации  собственного "Я". [8, 28]

    Методическая работа востребована будет только тогда, когда сможет удовлетворить потребности основных своих заказчиков - педагогов.

  Цели  и задачи обновления школы,  анализ существующей передовой практики позволяют выделить следующие направления в организации школьной методической работы, которые необходимо реализовать совместно с органами муниципальной методической службы.

1. Информационная  деятельность:

- создание  банка данных педагогической  информации о достижениях науки  и практики, в т.ч. из опыта  работы педагогического коллектива школы.

2. Диагностико  - прогностическая деятельность:

   - диагностика потребностей кадров  в повышении квалификации;

   - диагностика информационных запросов;

   - прогнозирование формирования  личности педагога школы,  развития и т.д.

3. В  области содержания образования:

   - подготовка кадров к освоению  базисного учебного плана (освоение  вариативного обучения, изучение  и освоение образовательных стандартов, учебников нового поколения, новых педагогических технологий, разработка и освоение школьного компонента и др.).

4. Инновационная,  опытно-экспериментальная работа:

  - управление  опытно-экспериментальной работой;

  - овладение  навыками экспертизы инновационных  программ, учебников, пособий, технологий

5. В  области аттестации педагогических кадров:

   - подготовка педагогов к самооценке  профессиональной деятельности, самоаттестации.

6. Научно-методическое  обеспечение самоаттестации ОУ.

7. Мотивационное  обеспечение:

   - специальная работа руководителей  школы по изучению ведущих мотивов, ценностей, интересов и потребностей каждого педагога с тем, чтобы на основе полученной информации стимулировать участников образовательного процесса к постановке и достижению новых напряженных целей. [8,35]

   Методическая работа ориентирована на повышение педагогического

мастерства  педагогов. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований.

    Л.П. Ильенко приводит следующее определение методической работы: Методическая работа - составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия. Предметом методической работы выступают не только средства профессионально-педагогической коммуникации, но и содержание обучения (учебные материалы) [16].

    В роли субъектов методической работы выступают, прежде всего, руководители образовательных учреждений, их заместители по учебно-воспитательной работе, призванные руководить методической деятельностью в соответствии с уставом, председатели методических объединений педагогов, специалистов, педагоги-наставники, руководители творческих групп. Таким образом, методическая работа по самой своей природе является очень демократичной, предусматривает роль каждого педагога не только как объекта управления, но и как активного участника повышения собственной квалификации и мастерства (Т.Н. Макарова) [26].

   Наряду с людьми, в интересах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической работы существуют такие компоненты, как цель, задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении, а также получаемые в ходе работы позитивные сдвиги-результаты. Единство и взаимосвязь всех компонентов системы методической работы ведут к повышению целостности, а значит и к росту результативности методической работы. Ослабление же внимания к любому из компонентов или к установлению связей между ними, их неподчинение главным целям неизбежно ведет к снижению качества, потере эффективности, перегрузке, отрицательному отношению части педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства и другим нежелательным последствиям [8].

  Методическая работа в образовательном учреждении занимает особое место в системе управления, тесно связана с его основными задачами и функциями.

   Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.

  Методическая работа - важный аспект повышения квалификации, который обеспечивает беспрерывность после - дипломного педагогического образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.

  Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

  Методическую работу в школе проводят в индивидуальной и коллективной форме, которые различаются между собой используемыми приемами, будучи одинаково направленными на совершенствование мастерства учителя и педагогического коллектива в целом.

         Индивидуальная форма методической работы в школе. Сущность этой формы методической работы заключается в самостоятельной работе педагога над повышением теоретического уровня своих знаний, совершенствования педагогического мастерства. К таким формам относятся: изучение литературы, выступление, посещение уроков, выступления, обобщение опыта, самообразование.

     Коллективные формы методической работы в школе. Целью коллективных форм методической работы является повышение мастерства всех учителей в процессе целенаправленно спланированных и реализованных мер. Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы в школе

Информация о работе Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес