Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………
Для оценки уровня педагогического мастерства педагогов использовали следующую карту (Л.П. Ильенко)
Таблица 10
Карта
оценки
уровня профессионального
мастерства педагогов
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | Итог наблюдения |
1 | Использование педагогами современных программ | + |
Уровень профессионального мастерства педагогов школы – интернат высокий, частично используются педагогами современные программы, современные технологии, педагоги участвуют в открытых мероприятиях, используют разнообразные формы организации работы с воспитанниками. | ||
2 | Использование педагогами современных технологий | + |
| ||
3 | Использование педагогами разнообразных форм организации работы с воспитанниками | + |
| ||
4 | Участие педагогов в методической работе школы | + |
|||
5 | Участие педагогов в открытых мероприятиях | + |
|
По показателю сформированности компонентов самоанализа (В.М. Лизинский ) определили уровни профессиональной самостоятельности педагогов.
Таблица
11
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
Компоненты самоанализа | Уровни и показатели | ||
Низкий/% | Средний/% | Высокий/% | |
самоконтроль | Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции | Осознанный
отбор, сравнение, сопоставление необходимых
фактов,
явлений 21% |
Установление
ассоциаций с ранее изученными и
знакомыми фактами, а также с
новыми качествами предмета в целостности
их связей и характеристик
79% |
Самодиагностика | Невладение навыками проведения диагностики | Умение определять проблему и причины их возникновения 35% |
Выявление проблем
и определение их приоритетности,
а также причины возникновения
65% |
Осознание затруднений | Слабо выражена осознанность затруднений | Осознание результатов
деятельности
19% |
Предвидение возможных
последствий принимаемых 81% |
Самооценка | Слабо развитые навыки самооценки | Комбинирование
ранее используемых методов и нахождение
причин их возникновения
2% |
Критическая оценка
педагогической проблемы и умения прогнозировать
результаты своего труда
98% |
Психологический климат коллектива изучили через диагностические методы изучения психологического климата коллектива. (Приложение 1,2)
В результате чего обнаружили высокий уровень сформированности группы как коллектива.
Самая активная индивидуальная форма методической работы в школе – интернате – самообразование.
Разработана технология организации самообразования педагогов, которая
представлена в виде следующих этапов:
1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов.
2‑й этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
3‑й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
4‑й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Рис. 10. Этапы реализации самообразования педагогов.
Практика показывает, что работа по самообразованию становится стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
Одной из самых распространенных коллективных форм методической работы в школе – интернате являются: педсовет, совещания, методические объединения, семинары, конференции, консультации.
Работа МО осуществляется в соответствии с Положением и методических объединениях. (Приложение 4)
Каждое заседание МО (Приложение 9) включает в себя теоретическую часть - доклады, сообщения, обзор методической литературы, и практическую - открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, и их обсуждение, взаимопосещения уроков, фронтальные проверки состояния преподавания предметных дисциплин и т.д. Деятельность МО носит повседневный характер, что является большим достоинством данной формы работы. Чёткой, эффективной работе МО способствует функционирование в школе проблемного семинара, основной целью которого является изучение ведущих психологических и дидактических концепций, теорий специальной педагогики и психологии.
Разработана система стимулирования педагогической деятельности (Приложение 10).
Анализируя результаты организации повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате, администрация школы - интерната сделала вывод, что система методической работы удовлетворяет педагогов в полной мере.
Опыт
работы показывает, что для создания
и эффективной работы
Результаты, полученные в процессе
исследовательской работы педагогического
коллектива актуальны и значимы не только
для данного ГОУ, но и для ОУ области.
Выводы
по второй главе.
Анализ и обобщение результатов проведённого экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы:
1.Полученные данные подтверждают актуальность проблем в организации методической работы по повышению педагогического мастерства. В школе – интернате работает четыре методических объединений.
На основе всестороннего анализа организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат выявлены проблемы:
- низкий
уровень удовлетворённости
- низкий
уровень профессиональной
- педагоги
не удовлетворены организацией
процесса повышения
- неустойчивый
психолого – педагогический
- отсутствие
системы стимулирования
- низкий
процент педагогов с высшим
специальным (
Методическая работа в школе – интернате это невзаимосвязанные меры и мероприятия, которые затрудняют повышение педагогического мастерства педагогов.
Отсутствует система в
Для устранения данных проблем разработана система организации методической работы с педагогами школы – интерната.
2.В основу разработки системы организации методической работы в школе – интернате, положено теоретическое обоснование сущностных характеристик системы организации методической работы в школе – интернате.
Система организации методической работы в школе – интернате построена по следующему плану:
- диагностику проблем в деятельности педагогов;
- программу обучения педагогов;
- план мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов;
- критерии
и показатели оценки
Проведён диагностический анализ. Разработана и внедрена программа обучения педагогов «Учи, учась» и план мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов.
Цель Программы достигнута, что благоприятно повлияло на организацию системы методической работы в специальной (коррекционной) школы – интерната по повышению педагогического мастерства педагогов.
Важнейшим
средством повышения
При разработке плана мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов, упор сделан изучение специального (дефектологического) образования.
Определены критерии и показатели эффективности системы методической работы в специальной (коррекционной) школе – интернате:
- рост
удовлетворенности педагогов
- положительный
психолого – педагогический
- удовлетворённость
педагогами организацией
педагогического мастерства педагогов;
- высокий
уровень профессиональной
- наличие
системы стимулирования
3. В ходе проверки эффективности разработанной системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов
сделаны следующие обобщающие выводы о том, что:
- удовлетворённость
педагогами организацией
- Уровень
профессионального мастерства
- сформирован педагогический коллектив;
- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;
- разработана
система стимулирования
Результаты, полученные в процессе
исследовательской работы
Заключение.
Проведенное исследование
В условиях обновления образовательной практики в школе – интернат сформированы определённые требования к методической работе. Расширен арсенал форм методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов.
В ходе экспериментального
- диагностику проблем в деятельности педагогов;
- программу обучения педагогов;
- план мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов;
- критерии эффективности разработанной системы;