Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………
- четкое
определение функционального
- выделение
основных компонентов системы
методической работы (познавательные
ориентиры, ценностно-
- показ
связей и отношений между
Рассмотрена система методической работы Шарьинская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида, направленная на повышение педагогического мастерства педагогов.
3. Уточнены факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов. По мнению Н.Н. Тарасевича Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности.
Нами определены основные критерии методической работы в школе по повышению педагогического мастерства педагогов:
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- положительный
психолого – педагогический
- удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения
педагогического мастерства педагогов;
- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;
- постоянное
внимание администрации к
системы стимулирования
2.
Экспериментальное
исследование системы
организации методической
работы с педагогами
специальной (коррекционной)
школы - интернат г.
Боровичи по повышению
их педагогического
мастерства.
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат.
Специальная (коррекционная) школа-интернат является структурным подразделением ГОУ детского дома-школы №1 г. Боровичи Новгородской области и решает задачи содержания детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
Свою деятельность школа – интернат осуществляет в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) и
Письмом МинОбразования РФ № 48 от 4.09.1997 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
Школа – интернат осуществляет специальное (коррекционное) образование на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ VIII вида. В образовательном процессе реализует общеобразовательные программы, содержание которых соответствует умственным способностям и психофизическим возможностям обучающихся.
С 1999-2000 учебного года школа-интернат перешла на двенадцатилетний срок обучения.
В соответствии с учебным планом период обучения состоит из 3-х этапов:
• О (диагностико - пропедевтический) класс;
• обязательное обучение в 1-9 кл.;
• этап продолженного обучения- 10-11 кл.
Срок обучения в школе-интернате может быть завершен после окончания 9 или 11 класса с выдачей обучающимся свидетельства установленного образца. В 10 класс учащиеся принимаются с личного согласия на основании решения педсовета и рекомендации (заключения) ПМПК.
Процесс обновления специального (коррекционного) образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и специально подготовленные кадры. Поэтому методическая работа в школе – интернате направлена на повышение педагогического мастерства.
Н.Н. Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова дается следующее толкование понятия «организация методической работы» - это часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Организация методической работы в специальной (коррекционной) школе – интернате имеет определённую структуру:
Структура методической работы
Заведующая специальной (коррекционной) школой - интернатом |
Заместитель директора по учебно – воспитательной работы | Старший воспитатель |
Методическое объединение учителей старших классов | Методическое
объединение учителей
начальных классов |
Методическое объединение учителей трудового обучения | Методическое объединение воспитателей |
Рис. 7. Структура методической работы в специальной (коррекционной) школе – интернате.
Администрация школы – интерната: директор, заведующая специальной (коррекционной) школой – интернатом, заместитель директора по учебно – воспитательной работы, старший воспитатель:
- разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;
- определяет порядок работы всех форм методической работы;
- координирует деятельность различных методических объединений и методических мероприятий;
- контролирует эффективность деятельности методических объединений, проблемных и творческих групп,
- проводит аналитические исследования деятельности МО, проблемных и творческих групп;
- рекомендует на основе экспертной оценки руководителей МО и проблемных и творческих групп;
Руководители методических объединений:
- организуют, планируют деятельность МО и проблемных, творческих групп;
- руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;
- готовят методические рекомендации для педагогов школы - интерната;
- анализируют деятельность МО, проблемных групп, готовят проекты решений для методических советов и педсоветов;
- руководят деятельностью экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы;
- участвуют в экспертной оценке деятельности педагогов в ходе аттестации;
- организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки.
Педагоги:
- участвуют в работе МО,
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
- участвуют в выборах руководителей методического объединения, проблемной и творческой групп;
- разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;
- работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);
- участвуют в методической работе школы - интерната.
В школе – интернате разработано примерное положение о методической
работе в школе – интернате. (Приложение 3).
Основной целью методической работы является в школе – интернате является повышение уровня педагогического мастерства педагогов для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании воспитанников. Методическая работа в школе-интернате ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса и осуществляется в течение учебного года.
Традиционно в школе-интернате повышение педагогического мастерства проходят через коллективные и индивидуальные формы методической работы. Коллективные формы методической работы – это работа над единой методической темой, педсоветы, семинары и практикумы, научно-практические конференции, школьные методические объединения, школа молодого специалиста.
Рис. 8. Формы методической работы.
Наиболее известная форма методической работы - методическое объединение. МО педагогов школы-интерната существовало во все времена. Его деятельность была направлена на решение проблемы, над которой работала школа. В школе – интернате работает четыре методических объединений:
Рис. 9. Структура методических объединений школы – интерната.
Работа методического объединения осуществляется в соответствии с Положением о методическом объединении. (Приложение 4)
В начале учебного года составляется план работы методического объединения, который рассчитан на учебный год. Определяется тема, цель работы методического объединения.
Системообразующим звеном в методическом объединении является методическое объединение трудового обучения. В школе - интернате создана система трудового обучения и профессиональной подготовки. Имеется лицензия на право профессиональной подготовки учащихся по специальности «Швея», «Столяр». Воспитанники, успешно усвоившие программу по данным профилям и сдавшие экзамен по окончанию 9 класса, получают 2 разряд по данным специальностям.
Учащиеся включены в хозрасчётную деятельность в форме производительного труда в ООО «Детское».
Таким образом, вся
Например, план работы методического объединения учителей трудового обучения на 2008 – 2009 учебный год, руководитель – Н. А. Берёзкина, учитель трудового обучения высшей квалификационной категории, имел следующую структуру (Приложение 5). Темы методических объединений направлены на социализацию воспитанников школы – интерната. Согласно плану в рамках МО проводится ряд открытых уроков (Приложение 6).
Каждое заседание МО включает в себя теоретическую часть - доклады, сообщения, обзор методической литературы, и практическую - открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, и их обсуждение, взаимопосещения уроков и т.д. Деятельность МО носит повседневный характер, что является большим достоинством данной формы работы. Работе МО способствует многолетнее функционирование в школе проблемного семинара, основной целью которого является изучение ведущих психологических и дидактических концепций, теорий нашей педагогики и психологии.