Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

-  четкое  определение функционального предназначения  каждого структурного звена методической  службы, показ их различий, преимуществ, определение параметров, характеризующих качество методической деятельности;

- выделение  основных компонентов системы  методической работы (познавательные  ориентиры, ценностно-нормативные  принципы работы, цели и направленность  деятельности, результаты и продукты деятельности, функции и содержание методической деятельности, технологию и организационную структуру, ресурсы с условия ее деятельности); ее субъектов;

- показ  связей и отношений между структурами  методической работы, ее компонентами. 

 Рассмотрена система методической работы Шарьинская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида, направленная на повышение педагогического мастерства педагогов.

   3. Уточнены факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов.  По мнению Н.Н. Тарасевича  Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности.

 Нами определены основные критерии методической работы в школе по повышению педагогического мастерства педагогов:

- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

- положительный  психолого – педагогический климат;

- удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения  

  педагогического  мастерства педагогов;

- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;

- постоянное  внимание администрации к деятельности  педагогов, наличие

    системы стимулирования педагогической  деятельности; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экспериментальное  исследование системы  организации методической  работы с педагогами  специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства. 

2.1. Состояние и проблемы  в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов  специальной (коррекционной) школы – интернат.

 

  Специальная (коррекционная) школа-интернат является структурным подразделением ГОУ детского дома-школы №1 г. Боровичи Новгородской области и решает задачи содержания детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, коррекцию отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

   Свою деятельность школа –  интернат осуществляет в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) и

Письмом МинОбразования РФ № 48 от 4.09.1997 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»

   Школа – интернат осуществляет специальное (коррекционное) образование на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ VIII вида. В образовательном процессе реализует общеобразовательные программы, содержание которых соответствует умственным способностям и психофизическим возможностям обучающихся.

   С 1999-2000 учебного года школа-интернат перешла на двенадцатилетний срок обучения.

В соответствии с учебным планом  период обучения состоит из 3-х этапов:

• О (диагностико - пропедевтический) класс;

• обязательное обучение в 1-9 кл.;

• этап продолженного обучения- 10-11 кл.

Срок  обучения в  школе-интернате может быть завершен после окончания 9 или 11 класса с выдачей обучающимся свидетельства установленного образца. В 10 класс учащиеся принимаются с личного согласия на основании решения педсовета и рекомендации (заключения) ПМПК.

    Процесс обновления специального  (коррекционного) образования требует не только реконструкции содержания обучения и воспитания, но и специально подготовленные кадры. Поэтому методическая работа в школе – интернате направлена на повышение педагогического мастерства.

    Н.Н. Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.  

    В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова дается следующее толкование понятия «организация методической работы» - это часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

  Организация методической работы в специальной (коррекционной) школе – интернате имеет определённую структуру:

Структура методической работы

Директор
 
Заведующая  специальной (коррекционной) школой - интернатом

Заместитель директора по учебно – воспитательной работы Старший воспитатель

Методическое  объединение учителей старших классов Методическое  объединение учителей

начальных классов

Методическое  объединение учителей трудового  обучения Методическое  объединение воспитателей
 

Рис. 7. Структура методической работы в специальной (коррекционной) школе – интернате.

Администрация школы – интерната: директор, заведующая специальной (коррекционной) школой – интернатом, заместитель директора по учебно – воспитательной работы, старший воспитатель:

     - разрабатывает вместе с участниками МО задания и методические материалы;

      - определяет порядок работы всех форм методической работы;

     - координирует деятельность различных методических объединений и методических мероприятий;

     -  контролирует эффективность деятельности методических объединений, проблемных  и творческих групп,

     - проводит аналитические исследования деятельности МО, проблемных и творческих групп;

           - рекомендует на основе экспертной оценки руководителей МО и проблемных и  творческих групп;

Руководители  методических объединений:

     - организуют, планируют деятельность МО и проблемных, творческих групп;

      - руководят разработкой методических идей, методик, программ, технологий и ведут консультативную работу с отдельными педагогами по проблемам обучения и воспитания;

     - готовят методические рекомендации для педагогов школы - интерната;

    - анализируют деятельность МО, проблемных групп, готовят проекты решений для методических советов и педсоветов;

     - руководят деятельностью экспертных групп в ходе аттестации педагогов школы;

     - участвуют в экспертной оценке деятельности педагогов в ходе аттестации;

     - организуют деятельность по обобщению лучшего педагогического опыта работы своих коллег и достижений педагогической науки.         

Педагоги:

    - участвуют в работе МО,

     - обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность на основе изучения своей работы и работы своих коллег;

     - участвуют в выборах руководителей методического объединения, проблемной и творческой групп;

     - разрабатывают методические программы, технологии, приемы и способы работы с учащимися;

     - работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые обсуждены на МО и допущены к использованию решением Педагогического совета школы);

     - участвуют в методической работе школы - интерната.

     В школе – интернате  разработано примерное положение о методической

работе  в школе – интернате.  (Приложение 3).

   Основной целью методической  работы является  в школе – интернате является повышение уровня педагогического мастерства педагогов для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании воспитанников. Методическая работа в школе-интернате ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса и осуществляется в течение учебного года.

     Традиционно в школе-интернате повышение педагогического мастерства проходят через коллективные и индивидуальные формы методической работы. Коллективные формы методической работы – это работа над единой методической темой, педсоветы, семинары и практикумы, научно-практические конференции, школьные методические объединения,   школа молодого специалиста.

Рис. 8. Формы методической работы.

   Наиболее известная форма методической работы - методическое объединение. МО педагогов школы-интерната существовало во все времена. Его деятельность была направлена на решение проблемы, над которой работала школа. В школе – интернате работает четыре методических объединений:

Рис. 9. Структура методических объединений школы – интерната.

Работа методического объединения осуществляется в соответствии с Положением о методическом объединении. (Приложение 4)

       В начале учебного года составляется план работы методического объединения, который рассчитан на учебный год. Определяется тема, цель работы методического объединения.

  Системообразующим звеном в методическом объединении является методическое объединение трудового обучения.  В школе - интернате создана система трудового обучения и профессиональной подготовки. Имеется лицензия на право профессиональной подготовки учащихся по специальности «Швея», «Столяр». Воспитанники, успешно усвоившие программу по данным профилям и сдавшие экзамен по окончанию 9 класса, получают 2 разряд по данным специальностям.

   Учащиеся включены в хозрасчётную деятельность в форме производительного труда в ООО «Детское».

   Таким образом, вся образовательная  система направлена на реабилитацию  и социальную адаптацию аномального  школьника к реалам окружающего  мира, на становления его как  полноправного и активного труженика, который наравне со всеми людьми включится в  самостоятельную жизнь.

   Например, план работы методического объединения учителей трудового обучения на 2008 – 2009 учебный год, руководитель – Н. А. Берёзкина, учитель трудового обучения высшей квалификационной категории, имел следующую структуру (Приложение 5). Темы методических объединений направлены на социализацию воспитанников школы – интерната. Согласно плану в рамках МО проводится ряд открытых уроков (Приложение 6).

   Каждое заседание МО включает в себя теоретическую часть - доклады, сообщения, обзор методической литературы, и практическую - открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету, и их обсуждение, взаимопосещения уроков и т.д. Деятельность МО носит повседневный характер, что является большим достоинством данной формы работы.   Работе МО способствует многолетнее функционирование в школе проблемного семинара, основной целью которого является изучение ведущих психологических и дидактических концепций, теорий нашей педагогики и психологии.

Информация о работе Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес