Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………
Диагностический материал, характеризующий организацию методической работы на начальном этапе
№ | Проблемы в деятельности
педагогов |
Применяемая диагностика
(автор) |
Полученный результат | Рекомендации |
1 | Низкий уровень профессионального мастерства педагогов школы – интернат. | Карта
оценки уровня профессионального мастерства педагогов (Л.П. Ильенко), Анализ образования педагогов школы – интерната |
Уровень профессионального
мастерства педагогов школы –
интернат низкий, так как только
частично используются педагогами современные
программы, современные технологии,
педагоги редко участвуют в
открытых мероприятиях, используют
однообразные формы организации работы
с воспитанниками.
Высшее специальное (дефектологическое) образование имеют 12,9% |
Повышать уровень педагогического мастерства. |
2 | Уровень профессиональной самостоятельности педагогов не достаточно сформирован | Критерии уровней
сформированности компонентов самоанализа
(В.М. Лизинский) |
Компоненты самоанализа: самоконтроль, самодиагностика, осознание трудностей, самооценка показали низкие результаты | Формировать уровни профессиональной самостоятельности педагогов. |
3 | Педагоги не
удовлетворены организацией процесса
повышения педагогического |
Удовлетворённость
педагогами организацией процесса повышения
педагогического мастерства педагогов
(М.М.
Поташник). |
Удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате низкая. | Систематизировать организацию процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате |
4 | Группа педагогов как коллектив недостаточно сформирована | Изучения психологического
климата коллектива.
(Зязюлькин П.В., Воднева Г.Д.) |
Низкий уровень сформированности группы как коллектива. | Включить педагогов в совместную коллективную деятельность. |
На
начальном этапе
Рассмотрим второй пункт - программу обучения педагогов.
Исходя из результатов диагностики, нами составлена программа обучения педагогов «Учи, учась».
Программа «Учи, учась». (Приложение 8)
Правовую основу программы «Учи, учась» (далее – Программа) составляют: Конституция РФ, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288), Письмо МинОбразования РФ № 48 от 4.09.1997 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Положение о методической работе в школе – интернате.
Эффективное использование возможностей методической работы школы – интерната в повышении педагогического мастерства педагогов.
- обеспечение роста удовлетворенности педагогами собственной деятельностью;
- укрепление благоприятного психолого – педагогического климата в коллективе;
- обеспечение удовлетворённости педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства;
- совершенствование уровня профессиональной самостоятельности педагогов;
- создание системы стимулирования педагогической деятельностью;
3.4. Основные направления деятельности:
- Организовать деятельность по
формированию убежденности
- Организовать деятельность по проектированию МР на новый уч. год.
- Организовать деятельность по сформированности компонентов самоанализа педагогов.
- Организовать разработку технологии по организации самообразования педагогов.
- Организовать деятельность по повышению уровня профессиональной самостоятельности педагогов
- Объединить усилия учителей для организации совместной деятельности
- Организовать деятельность по формированию представлений о коллективном сознании.
- Организовать обучение в сотрудничестве
- Организовать деятельность по разработке системы стимулирования педагогической деятельности.
Третьей позицией является - план мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов.
Важнейшим
средством повышения
При разработке плана мероприятий методической
работы по повышению педагогического
мастерства педагогов, упор сделан изучение
специального (дефектологического) образования.
Таблица 8
План мероприятий по повышению педагогического мастерства педагогов.
План
мероприятий |
Основные
направления |
Ожидаемый результат | Ответственные |
1.Провести
семинар по составлению, обсуждению
индивидуальных программ педагогов специальной
(дефектологической) направленности. 2.Создать обучение по разделам специальной(дефектологической) педагогики: - методологические основы коррекционной педагогики; - коррекционная педагогика и актуальные проблемы развития специального образования; - особенности процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; - современные подходы к образованию детей с интеллектуальной недостаточностью; -психолого-педагогические аспекты социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью; - современные требования
к разработке программ профессиональной
подготовки учащихся специальных (коррекционных)
школ-интернатов; 3.Создать
постоянные группы для |
1.Составить
индивидуальные программы 2.Организовать
взаимообучение как основное
средство для формирования |
1.Появятся индивидуальные
программы развития 2.Появится
заинтересованность педагогов |
Заведующая
специальной (коррекционной) школой - интернат
Зам.директора по УВР Руководители МО Учитель – дефектолог Психолог |
Запланированные мероприятия педагоги посещают стабильно. Педагоги составили индивидуальные программы по повышению педагогического мастерства. Обучение проходит в форме семинаров по разделам специальной (дефектологической) педагогики.
На практических семинарах создаётся диалог между участниками семинара. На семинарах обсуждаются вопросы, связанные с коррекционной педагогикой, поднимались актуальные проблемы развития специального образования.
Благодаря таким семинарам у педагогов сформировались знания и умения по разделам специальной (дефектологической) педагогики, которые помогают им в профессиональной деятельности.
Четвёртый пункт - критерии и показатели оценки эффективности разработанной системы.
Исходя из критериев оценки методической работы вышеизложенных авторов в параграфе 1.3. и наших исследований по проблеме организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов нами определены основные критерии методической работы в школе по повышению педагогического мастерства педагогов:
- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
- положительный
психолого – педагогический
- удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения
педагогического мастерства педагогов;
- высокий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;
- наличие
системы стимулирования
Эти критерии позволят рассматривать
эффективность системы организации
методической работы по повышению педагогического
мастерства педагогов.
2.3.
Эффективность системы
организации методической
работы по повышению
педагогического мастерства
педагогов.
В течение последнего года школа – интернат стабильно работает без серьезных изменений контингента педагогов, что положительно влияет на общий микроклимат учреждения.
Эффективность системы методической работы в специальной (коррекционной) школе – интернате VIII вида по повышению педагогического мастерства дала свои результаты.
Действующая система методической работы решает задачи организации методической работы по повышению педагогического мастерства.
Ключевым критерием эффективности системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства является удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов.
Для определения
Таблица 9
Удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов
№ |
Вопросы |
Количество
педагогов 54 чел. | |
Чел. | % | ||
1. | Удовлетворённость педагогов собственной деятельностью | 53 | 98,1% |
2. | Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях | 49 | 90,7% |
3. | Желание педагогов овладеть современными методами обучения и воспитания | 54 | 100% |
4. | Удовлетворённость
педагогов созданием творческой атмосферы
и морально – психологического климата
для работы
|
45 | 83,3% |
7. | Удовлетворены разработанной системой организации методической работы по повышению педагогического мастерства | 53 | 98,1% |
Из проведённого анкетирования видно, что удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате на высоком уровне. На высоком уровне находится удовлетворенность педагогов собственной деятельностью (98,1%)