Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………
В рамках МО проходят
Педагогический совет является одной из форм методической работы в школе - интернате. Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы образовательного учреждения.
К индивидуальным формам методической работы относятся наставничество, консультации, работа педагогов по темам самообразования.
В повышение педагогического мастерства педагогов играет самообразование.
Администрация школы-интерната, руководители МО помогают педагогу определить личностно-значимую для него проблему самообразования и спланировать самообразовательную работу по ней.
Для обеспечения творческой работы учителей, самообразования, совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения накопленного опыта методической работы в школе-интернате создан методический кабинет. В методическом кабинете имеются: информационно-нормативные документы, методическая литература, педагогическая периодика, папки с материалами «Аттестационный материал», «Папка творческого роста», «Методическая копилка», представлены материалы из опыта работы учителей школы-интерната. Одной из форм методической работы являются методические советы, которые проводятся в нашей школе-интернате регулярно. На методических советах рассматриваются вопросы, связанные с разными сторонами учебно-воспитательного процесса. Они бывают информационными, инструктивными, отчётными.
Это форма текущей методической работы, где своевременно и кратко для педагогов подаётся информация о нормативных документах, касающихся деятельности образовательного учреждения, о новейшей педагогической литературе, актуальных публикациях в периодической печати, о вопросах деятельности педагогического коллектива по реализации плана методической работы.
В школе – интернате находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются по программам специального (коррекционного) образования на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Для обучения и воспитания таких детей требуются педагоги со специальным (дефектологическим) образованием.
Проанализировав
образование педагогов школы – интерната,
мы получили следующее:
Таблица 3
Образование педагогов:
О б р а з о в а н и е | Всего
педагогов
(54 чел/100%) | |
Чел. | % | |
Высшее (специальное) дефектологическое | 7 | 12,9% |
Высшее образование | 16 | 29,6% |
Среднее специальное образование | 25 | 46,2% |
Обучаются
заочно:
- высшее образование |
6 | 11,3% |
Высшее специальное (дефектологическое) образование имеют 12,9% от общего числа педагогов, что может отрицательно влиять на качество образования.
При разработке плана мероприятий обучения педагогов школы – интерната необходимо учитывать данный факт.
Для оценки уровня педагогического мастерства
педагогов использовали следующую
карту (Л.П. Ильенко)
Таблица 4
Карта
оценки
уровня профессионального
мастерства педагогов
№ | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично | Итог наблюдения |
1 | Использование педагогами современных программ | + |
Уровень
профессионального мастерства педагогов
школы – интернат низкий, так
как только частично используются педагогами
современные программы, современные
технологии, педагоги редко участвуют
в открытых мероприятиях, используют
однообразные формы организации работы
с воспитанниками.
НЕОБХОДИМО повышать уровень педагогического мастерства. | ||
2 | Использование педагогами современных технологий | + | |||
3 | Использование педагогами разнообразных форм организации работы с воспитанниками | + | |||
4 | Участие педагогов в методической работе школы | + |
|||
5 | Участие педагогов в открытых мероприятиях | + |
По показателю сформированности компонентов самоанализа (В.М. Лизинский ) определили уровни профессиональной самостоятельности педагогов.
Таблица 5
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
Компоненты самоанализа | Уровни и показатели | ||
Низкий/% | Средний/% | Высокий/% | |
самоконтроль | Спонтанный контроль,
когда все определяется с помощью интуиции
79% |
Осознанный
отбор, сравнение, сопоставление необходимых
фактов,
явлений 21% |
Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик |
Самодиагностика | Невладение
навыками проведения диагностики
65% |
Умение определять проблему и причины их возникновения 35% |
Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения |
Осознание затруднений | Слабо выражена
осознанность затруднений
58% |
Осознание результатов
деятельности
42% |
Предвидение возможных
последствий принимаемых |
Самооценка | Слабо развитые
навыки самооценки
61% |
Комбинирование
ранее используемых методов и нахождение
причин их возникновения
39% |
Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда |
Для определения удовлетворённости педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате использовали такое анкетирование (М.М. Поташник).
Таблица 6
Удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов
№ |
Вопросы анкеты |
Количество
педагогов 54 чел. | |
Чел. | % | ||
1. | Удовлетворённость
педагогов собственной |
35 | 64,8% |
2. | Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях | 13 | 24% |
3. | Желание педагогов овладеть современными методами обучения и воспитания | 45 | 83% |
4. | Удовлетворённость педагогов созданием творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы | 13 | 24% |
7. | Удовлетворены разработанной системой организации методической работы по повышению педагогического мастерства | 15 | 27,7% |
Из проведённого анкетирования видно, что удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате низкая.
Психологический климат коллектива изучили через диагностические методы изучения психологического климата коллектива. (Приложение 1,2)
В результате чего обнаружили низкий уровень сформированности группы как коллектива.
На основе всестороннего
- низкий уровень удовлетворённости педагогами собственной деятельностью;
- низкий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;
- педагоги не удовлетворены организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате;
- неустойчивый психолого – педагогический климат в коллективе;
- отсутствие системы стимулирования педагогов;
- низкий
процент педагогов с высшим
специальным (
Методическая работа в школе – интернате это невзаимосвязанные меры и мероприятия, которые затрудняют повышение педагогического мастерства педагогов.
Отсутствует система в
Для устранения данных проблем,
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате.
В основу разработки системы организации методической работы в школе – интернате положены следующие теоретические положения, описанные в первой главе.
Система - нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определенной связи частей. (Ожегов)
В.П. Галенко в своих исследованиях отмечает, что Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями.
Система организации методической работы в школе – интернате предполагает:
- диагностику проблем в деятельности педагогов;
- программу обучения педагогов;
- план мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов;
- критерии и показатели оценки эффективности разработанной системы;
Рассмотрим первый пункт - диагностику проблем в деятельности педагогов.
Диагностика состояния организации методической работы в школе – интернате помогла взглянуть на проблемы в деятельности педагогов.
Таблица 7