Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа

Описание

Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

   В рамках МО проходят предметные  недели, организованные по особому  плану. (Приложение 7)

    Педагогический совет является одной из форм методической работы в школе - интернате.  Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы образовательного учреждения.

   К индивидуальным формам методической работы относятся  наставничество, консультации, работа  педагогов по темам  самообразования.

    В повышение педагогического мастерства педагогов играет самообразование.

Администрация школы-интерната, руководители МО помогают педагогу определить личностно-значимую для него проблему самообразования  и спланировать самообразовательную  работу по ней.

    Для обеспечения творческой работы учителей, самообразования, совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения накопленного опыта методической работы в школе-интернате  создан методический кабинет. В методическом кабинете имеются: информационно-нормативные документы, методическая литература, педагогическая периодика, папки с материалами «Аттестационный материал», «Папка творческого роста», «Методическая копилка»,  представлены материалы из  опыта работы учителей школы-интерната. Одной из форм методической работы являются методические советы, которые проводятся в нашей школе-интернате  регулярно. На методических советах рассматриваются вопросы, связанные с разными сторонами учебно-воспитательного процесса. Они бывают информационными, инструктивными,  отчётными.  

      Это форма текущей методической работы, где своевременно и кратко для педагогов подаётся информация о нормативных  документах, касающихся деятельности образовательного учреждения, о новейшей педагогической литературе, актуальных публикациях в периодической печати, о вопросах деятельности  педагогического коллектива по реализации плана методической работы.

       В школе – интернате находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются по программам специального (коррекционного) образования на основе базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Для обучения и воспитания таких детей требуются педагоги со специальным (дефектологическим) образованием.

Проанализировав образование педагогов школы – интерната, мы получили следующее:                     

Таблица 3

Образование педагогов:

О б р а з о в а н и  е  Всего      педагогов

(54 чел/100%)

Чел. %
Высшее (специальное) дефектологическое  7 12,9%
Высшее  образование 16 29,6%
Среднее специальное образование 25 46,2%
Обучаются заочно:

- высшее  образование

6 11,3%
 

Высшее  специальное (дефектологическое) образование имеют 12,9% от общего числа педагогов, что может отрицательно влиять на качество образования.

   При разработке плана мероприятий обучения педагогов школы – интерната необходимо учитывать данный факт.

     Для оценки уровня педагогического мастерства педагогов  использовали следующую карту (Л.П. Ильенко)  
 
 
 
 

Таблица 4

Карта

оценки  уровня профессионального  мастерства педагогов 

Вопросы для изучения Да Нет Частично Итог  наблюдения
1 Использование педагогами современных программ      
+
Уровень профессионального мастерства педагогов  школы – интернат низкий, так  как только частично используются педагогами современные программы, современные технологии, педагоги редко участвуют в открытых мероприятиях,  используют однообразные формы организации работы с воспитанниками.

НЕОБХОДИМО  повышать уровень педагогического  мастерства.

2 Использование педагогами современных  технологий      
+
3 Использование педагогами разнообразных форм организации работы с воспитанниками      
+
4 Участие педагогов в методической работе школы  
+
   
5 Участие педагогов  в открытых мероприятиях      
+
 

По показателю сформированности компонентов самоанализа (В.М. Лизинский )  определили уровни профессиональной самостоятельности педагогов.

Таблица 5

Критерии  уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты  самоанализа Уровни  и показатели
Низкий/% Средний/% Высокий/%
самоконтроль Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

79%

Осознанный  отбор, сравнение, сопоставление необходимых  фактов,

явлений

21%

Установление  ассоциаций с ранее изученными и  знакомыми фактами, а также с  новыми качествами предмета в целостности  их связей и характеристик
Самодиагностика Невладение  навыками проведения диагностики

65%

Умение определять 

проблему  и причины их возникновения

35%

Выявление проблем  и определение их приоритетности, а также причины возникновения
Осознание затруднений Слабо выражена осознанность затруднений

58%

Осознание результатов  деятельности

42%

Предвидение возможных  последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
Самооценка Слабо развитые навыки самооценки

61%

Комбинирование  ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

39%

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

Для определения  удовлетворённости педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате использовали такое анкетирование (М.М. Поташник).

Таблица 6

Удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения  педагогического  мастерства педагогов

 
 
           Вопросы                          анкеты
Количество

педагогов

54 чел.

Чел. %
1. Удовлетворённость педагогов собственной деятельностью 35 64,8%
2. Заинтересованность  педагогов в творчестве и инновациях 13 24%
3. Желание педагогов овладеть современными методами обучения и воспитания 45 83%
4. Удовлетворённость педагогов созданием творческой атмосферы и морально – психологического климата для работы 13 24%
7. Удовлетворены разработанной системой организации методической работы по повышению педагогического мастерства 15 27,7%
 

Из проведённого анкетирования видно, что удовлетворённость педагогами организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате низкая.

   Психологический климат коллектива изучили через диагностические методы изучения психологического климата коллектива. (Приложение 1,2)

В результате чего обнаружили низкий уровень сформированности группы как коллектива.

    На основе всестороннего анализа  организации методической работы  с педагогами специальной (коррекционной)  школы – интернат выявляются  проблемы:

- низкий уровень удовлетворённости педагогами собственной деятельностью;

- низкий уровень профессиональной самостоятельности педагогов;

- педагоги не удовлетворены организацией процесса повышения педагогического мастерства педагогов в школе – интернате;

- неустойчивый психолого – педагогический климат в коллективе;

- отсутствие системы стимулирования педагогов;

- низкий  процент педагогов с высшим  специальным (дефектологическим)  образованием;

Методическая  работа в школе – интернате это невзаимосвязанные меры и мероприятия, которые затрудняют повышение педагогического мастерства педагогов.

    Отсутствует система  в организации  методической работы с педагогами.

   Для устранения данных проблем,  серьёзное внимание было уделено  разработке  системы организации методической работы с педагогами школы – интерната. 
 
 
 
 

2.2. Система организации  методической работы  в школе – интернате.

  

В основу разработки системы организации методической работы в школе – интернате положены следующие теоретические положения, описанные в первой главе. 

    Система - нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся в определенной связи частей. (Ожегов)

    В.П. Галенко в своих исследованиях отмечает, что  Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями.

     Система организации методической работы в школе – интернате предполагает:

- диагностику  проблем в деятельности  педагогов;

- программу обучения педагогов;

- план  мероприятий методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов;

- критерии  и показатели оценки эффективности разработанной системы;

       Рассмотрим первый пункт - диагностику проблем в деятельности  педагогов.

  Диагностика состояния организации методической работы в школе – интернате помогла взглянуть на проблемы в деятельности педагогов.

Таблица 7

Информация о работе Системный подход к организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат по повышению их педагогичес