Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:08, дипломная работа
Цель исследования: разработка и экспериментальная апробация системы организации методической работы в специальной (коррекционной) школе - интернате по повышению педагогического мастерства педагогов.
Объект исследования - организация процесса повышения педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы - интернат.
Предмет исследования: - система организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы – интернат по повышению их педагогического мастерства.
Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические предпосылки исследования системного подхода к организации методической работы педагогов школы по повышению их педагогического мастерства.
1.1. Организация методической работы в школе как предмет научных исследований……………………………………………………………………….7
1.2. Системный подход к организации методической работы в теории образовательного менеджмента…………………………………………………19
1.3. Факторы и условия повышения педагогического мастерства педагогов……………………………………………………………………………27
Выводы по первой главе…………..………………………………………..…35
2. Экспериментальное исследование системы организации методической работы с педагогами специальной (коррекционной) школы - интернат г. Боровичи по повышению их педагогического мастерства
2.1. Состояние и проблемы в организации работы по повышению педагогического мастерства педагогов специальной (коррекционной) школы – интернат……………………………………………………………….……………38
2.2. Система организации методической работы в школе – интернате ………49
2.3. Эффективность системы организации методической работы по повышению педагогического мастерства педагогов…………………………..55
Выводы по второй главе……………………………………………………… 61
Заключение………………………………………………………………............64
Список литературы……………………
Например, самообразование педагога, методическое объединение, семинары, деятельность педколлектива по избранной научно-методической теме.
Ю.К. Бабанский рассматривает методическую работу как целостную систему мер, действий и мероприятий, направленных на достижение единых целей и задач. А такой подход предполагает выделение и анализ всех компонентов системы методической работы в образовательном учреждении, связей между ними, структуры системы, ее функций, происходящих в ней процессов управления и самоуправления [5].
Каковы же основные компоненты методической работы как системы? Ответ на этот вопрос можно получить, взяв за основу выявленные в дидактике основные компоненты системы обучения, ведь при всем своем своеобразии методическая работа в образовательном учреждении представляет собой особый, частный случай обучения. Сердцевиной этой системы, ее основой является взаимодействие людей - участников, методической работы. Сегодня в связи с расширением и усложнением задач образовательного учреждения, ее связей с окружающей социальной средой в роли объектов методической работы выступают не только педагоги, но и родители, органы ученического, самоуправления, сторонние заинтересованные организации (М.М. Поташник, Ю.К. Бабанский) [5].
По мнению А.М. Моисеева системный подход к организации методической работы предполагает:
- показ
места и роли методической
работы в системе образования
школы, частью которой она
является; показ связей и отношений
в структуре методической
- четкое
определение функционального
- выделение
основных компонентов системы
методической работы (познавательные
ориентиры, ценностно-
- показ
связей и отношений между
Система методической работы
Мотивационно – целевая установка |
Прогнозирование и планирование деятельности |
Организационные формы, способы, средства |
Контроль и оценка результатов |
Коррекция результатов |
Рис. 5. Система
методической работы
Данную систему использует ГОУ Шарьинская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида, которая имеет следующую структуру методической работы:
Рис. 6. Структура методической работы Шарьинская специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида.
Цель
учебно-методической
работы Шарьинскаой специальной
(коррекционной) школы - интерната VIII вида:
совершенствование профессиональных
знаний и умений педагогов, развитие их
творческого потенциала и как следствие
повышение качества педагогической деятельности.
Задачи методической работы:
- совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применяя современные методы обучения и технические средства через технологии личностно ориентированного образования.
- повышать педагогическое мастерство и обогащать педагогический процесс новыми здоровьесберегающими технологиями обучения через: семинары, открытые уроки, творческие отчёты, чтение методической литературы, доклады;
- разнообразить формы и средства проведения внеклассной работы по предметам.
- изучить и внедрить инновационные технологии, реализующиеся в системе образования;
- создать оптимальные условия для развития познавательной сферы школьников.
Во главе методической работы в Шарьинской специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида стоит директор. Директору подчиняются заместители директора по учебной и воспитательной работе. Следующим звеном в методической работе является методический совет, в который входят руководители ШМО, заместители директора, педагог – организатор, психолог. В школе – интернате три методических объединений: МО учителей начальных классов и учителей предметников, МО учителей трудового обучения и МО воспитателей.
Основные формы методической работы в Шарьинской специальной (коррекционной) школе - интернат VIII вида – это педагогические советы, заседания методических объединений, педагогический консилиум, теоретические и практические семинары, открытые уроки и их анализ, обмен опытом среди педагогов и при необходимости создаются творческие группы.
Вся методическая работа Шарьинской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида направлена на повышение качества педагогической деятельности.
Система организации методической работы
школы по повышению педагогического мастерства
педагогов зависит от определённых факторов
и условий.
1.3.
Факторы и условия
повышения педагогического
мастерства педагогов.
А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации" (А. С. Макаренко).
Чтобы стать мастером, преобразователем,
творцом, учителю необходимо
Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативная. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог нередко не располагает.
Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.
Главное в методической работе - оказание реальной, действенной помощи
педагогу,
повышение педагогического
Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта. Так А.И. Щербаков определяет, что педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя. [55]
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Более прогрессивным представляется понимание педагогического мастерства как системы с позиций личностно - деятельностного подхода.
Н.Н.Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.
По мнению В.С. Кукушиной педагогическое мастерство - высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Внешне педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей. Т.И. Шамова рассматривает педагогическое мастерство — как функционирующую систему знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающую выполнение задач обучения и воспитания. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью. В психической и педагогической литературе педагогическое мастерство нередко трактуется или как совокупность знаний, навыков, умений, или же как единство личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу.
По мнению Н.Н. Тарасевича «
Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
Можно выделить общие компоненты педагогического мастерства:
1. Личностные качества педагога - высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность.
2. Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): «Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель – это человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно» (В. А. Сухомлинский) [43].
3. Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники:
1) умение
педагога управлять своим
- владение мимикой, пантомимой;
- управление эмоциями, настроением;
- социально - перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение;
- техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
2) умение воздействовать на личность и коллектив.
Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, умения в области педагогической техники.